Дойдет ремонт до школьного двора

Через три года в Тверской области не останется общеобразовательных учреждений, не затронутых модернизацией

Дойдет ремонт до школьного двора
Фото: ПТО

По мнению многих экспертов, сегодня в России назрела неотложная необходимость в модернизации школьного образования. Это обусловлено тем, что уровень подготовки молодых специалистов за последние годы существенно снизился.

Раздаются голоса за то, чтобы достать с полки советский багаж – ту педагогическую методику, которую язык не повернется обозвать «образовательной услугой» и которая учила молодых людей логически мыслить, а не угадывать заготовленный правильный ответ из четырех предложенных вариантов. Подросло «поколение ЕГЭ», и появилась горькая шутка: если раньше карьерно ориентированная молодежь мечтала получить работу в Газпроме, то теперь все хотят быть модными блогерами.

Кто в очереди крайний?

Идеологический аспект модернизации образования, думается, еще дождется своего часа. А второй стороной золотой школьной медали является материально-техническая оснащенность образовательных учреждений. Начиная с самого простого – коммунальных удобств, ведь еще несколько лет назад доводилось встречать в школах тверской глубинки эти самые удобства на улице.

Между тем глава государства отмечал, что развитие школ – значимый показатель эффективности работы власти на всех уровнях. Этот посыл, безусловно, стимулировал рождение областной госпрограммы «Развитие образования Тверской области» на 2019-2024 годы. А 19 января текущего года губернатор Игорь Руденя провел заседание регионального правительства, на котором первым вопросом были рассмотрены предложения по расширению государственной программы для модернизации школ Верхневолжья.

- Современные школы – это одно из ключевых условий для обеспечения качественного образования и воспитания школьников, вне зависимости от места проживания, – обозначил «политику партии» Игорь Руденя.

Если совсем коротко, то суть программы в том, чтобы до 2024 года капитально отремонтировать все школы Тверской области. Для этого сейчас благоприятный период, так как остроту вопроса сознает и федеральный центр. Москва готова выделять регионам на ремонт школьных зданий серьезные суммы. Так, общий объем финансирования госпрограммы после внесения изменений составляет 32,8 миллиарда рублей. На модернизацию школ Тверской области за счет федерального бюджета в 2022 и 2023 годах дополнительно направлено 836 миллионов, а вместе с областными субсидиями сумма превышает миллиард. Средства будут направлены на модернизацию школ – проведение капитальных ремонтов, обновление материально-технической базы и благоустройство территорий. В перечне необходимых работ – обновление кровель, фасадов, потолков, полов и перекрытий, замена окон, дверей, входных групп, модернизация систем вентиляции, пожаротушения, отопления, водоснабжения и канализации, реконструкция фундамента, цоколя, лестниц и крыльца, а также штукатурные, облицовочные и малярные работы.

И более того, областной кабинет министров постановил продлить госпрограмму, включив в нее проект модернизации школьной системы образования Тверской области на период до 2026 года. Здесь основными благополучателями и выгодоприобретателями станут учебные учреждения, расположенные в сельской местности и малых городах с населением менее 50 тысяч человек. Это позволит сделать более комфортными условия обучения для 24 тысяч школьников Верхневолжья.

Уже известно, какие учебные заведения раньше всех встали в очередь на модернизацию. Их 13: школа №18 Твери, школа поселка Изоплит Конаковского района, школа №1 Зубцова, школа №3 Нелидово, школа №3 Андреаполя, Пеновская, Фировская, Оленинская средние школы. Кроме того, в программу попали Вышневолоцкая гимназия №2, Николо-Поточинская школа Кесовогорского района, а также школа №12 Бологое, школа №2 поселка Лыкошино и Хотиловская школа Бологовского района.

Фото: Кванториум

Ресурс из ниоткуда не берется

Впрочем, по поручению главы региона перечень учреждений, где пройдет модернизация, будет расширен. Игорь Руденя не стал скрывать неудовольствия, обнаружив, что некоторые муниципалитеты школьных ремонтов не запланировали:

- Лень работать и контролировать получение федеральных дотаций приводит к тому, что Тверская область занимает средние позиции в ЦФО. (Верхневолжье на 8-м месте, то есть в середине списка. – Прим. авт.) Ну хорошо, можно сказать, молодцы – Владимирская область вообще получает ноль. Но давайте себя сравнивать с другими соседями, которые сумели взять из федерального бюджета больше. Наша задача – оторваться от этого среднего уровня вверх, тогда мы будем конкурентны. Уровень лоббизма, показатели привлечения федеральных средств должны год от года расти. В этом и выражается качество работы чиновников – насколько мы умеем своевременно, долгосрочно и активно работать с нашими федеральными коллегами, привлекая софинансирование в областной бюджет.

Только своими деньгами программу школьной модернизации не выполнить, обозначил губернатор. Поэтому лучше сделать так, как поступили в Курской, Рязанской, Московской и других областях, где основной объем ремонта образовательных учреждений планируется провести за счет федеральной поддержки, превышающей 1, а то и 2 миллиарда рублей. Игорь Руденя настоятельно попросил муниципальных руководителей доработать и дополнить свои программы ремонта школ.

А завершил губернатор свой спич поучением, которое вполне подходит не только к вопросам школьного ремонта:

- Ресурс не берется из ниоткуда, ресурс берется оттуда, куда ты постоянно ходишь, просишь, пишешь. А просто так нам никто ничего не даст, разве что какой-то минимум для статистической отчетности.

В процессе обсуждения не мог не встать вопрос контроля качества работ. Точно так же, как и в отношении недавно обсуждавшихся дорожных работ, позиция губернатора здесь однозначна: подрядчиков нужно выбирать из числа квалифицированных и компетентных организаций, схема работы которых открыта и прозрачна. Руководитель области поручил регулярно докладывать ему о ходе ремонтной программы.

А в состав комиссий по контролю качества школьных ремонтов будут входить заместители местных глав, представители министерства, а также, по предложению областного прокурора, представители родительских комитетов, как наиболее заинтересованные лица. Кроме того, как стало известно «МК в Твери», своих специалистов по профессиональной строительно-технической экспертизе готова предоставить и Тверская торгово-промышленная палата.

В целом в Тверской области в рамках национального проекта «Образование» до 2024 года капитальный ремонт пройдет в 545 зданиях образовательных учреждений региона. Будет закуплено школьное оборудование для детей с ограниченными возможностями здоровья, оснащено порядка 14,3 тысячи новых мест дополнительного образования, а также продолжено развитие цифровой образовательной среды.

В школах Верхневолжья будет создано 353 центра «Точка роста», 12 школьных «Кванториумов» и центров «IT-куб». Для справки: «Точка роста» – это федеральная сеть центров образования цифрового, естественнонаучного, технического и гуманитарного профилей на базе школ в селах и малых городах. Детские технопарки «Кванториум» – площадки для подготовки новых инженерных кадров, разработки инновационных технологий и идей. Первый «Кванториум» был открыт в Твери по инициативе губернатора несколько лет назад, и этот момент можно считать поворотным в истории развития дополнительного образования в Тверской области. Не секрет, что наряду с базовой школьной программой существует огромный общественный запрос на новые обучающие программы, практикующие так называемый проектный подход. Такой подход к обучению предполагает не просто заучивание материала, а активное использование полученных данных для воплощения своих идей. Чтобы раскрыть его суть, проведем простейшую аналогию – вспомните, как в начальной школе детей учат мастерить ежиков из палочек, шишек, хвои и пластилина. Каждый сделал ежика и успокоился – это классическая классно-урочная схема. А вот если разделить детей на группы, допустим, по четверо, и дать задание сделать миниатюрный «участок леса», по которому гуляют ежики, - это уже групповой проект. Кто-то будет мастерить деревья, кто-то раскрашивать картонку под цвет лесной полянки, лепить из пластилина маленькие грибочки и т.д. Главная цель – научиться понимать, как из кусочков, сделанных участниками проекта, складывается общий результат, как распределяются роли и сообща решаются возникшие трудности. А теперь представьте, что речь не про начальную школу, а про старшеклассников и вместо поделок из шишек у них робототехника и 3D-печать. Современные педагоги отмечают, что именно проектный подход в образовании как нельзя лучше соответствует запросам цифровой экономики и готовит детей к жизни в большом мире. «Кванториумы», «IT-кубы», «Точки роста» - все это центры дополнительного образования, которые дают ребятам Тверской области наилучшим образом проявить свои способности, так что наряду с базовым образованием наш регион значительно усовершенствовал систему образования дополнительного.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру