В Тверской области школьники говорят педагогам, как будет лучше

В Тверской области школьники говорят педагогам, как будет лучше

Все мы знаем, что дети - это наше будущее. Однако важно не только констатировать очевидное, но и сделать все, чтобы это будущее нас не разочаровало. Оставьте в стороне нравоучительные речи и бесконечный загруз детворы репетиторами – психологи уже который год уверяют, что для формирования здоровой полноценной личности нужен совсем иной подход. Важно дать понять ребенку/подростку, что его слышат, что он может и должен принимать участие в серьезных взрослых делах, от которых зависит формирование будущего. Чувство включенности в общее позитивное дело, личная инициатива и ответственность – вот основы грамотного воспитания. Ведь для капитана за штурвалом корабля важно научиться в детстве не бояться воды и всегда быть на плаву. Как добиться такого эффекта? Каждая семья, конечно, будет опираться на свой собственный опыт, но и за пределами первичной ячейки общества можно найти достойные примеры. Одну из таких прогрессивных педагогических практик предлагает… государство. Причем делает это на базе вполне практичной и полезной программы благоустройства.

Мечту в жизнь

О запуске в Тверской области новой программы поддержки школьных инициатив «Школьный бюджет» губернатор Игорь Руденя заявил во время пресс-конференции по итогам 2020 года. Кстати, импульс новшеству дала сама молодежь. На одной из встреч с Игорем Руденей от юнкора газеты «Вышневолоцкая правда» Марии Козляковой прозвучал далеко не детский вопрос. Мол, в регионе давно работает Программа поддержки местных инициатив (ППМИ), которая прекрасно себя оправдала. А почему нет программы поддержки школьных инициатив? У школьников тоже есть свои идеи и предложения, которые можно воплотить в жизнь. Глава региона инициативу поддержал и поручил профильным ведомствам разработать соответствующую программу.

Пилотным участником программы в 2021 году стал именно Вышневолоцкий городской округ.

В прошлом году там было реализовано три проекта общей стоимостью 1,6 миллиона рублей. В Горняцкой школе соорудили скалодром, в школе №19 заработала модельная библиотека, а в гимназии №2 проведена модернизация школьной столовой. Проекты предложили сами школьники и сами же разрабатывали их вплоть до мелочей, разумеется, под чутким руководством педагогов. Сегодня можно констатировать, что программа школьной поддержки зарекомендовала себя на достойном уровне.

«Целью программы является не только реализация важных проектов, но и формирование у подрастающего поколения со школьной скамьи основ грамотного и ответственного финансового поведения, вовлечение учащихся в решение вопросов жизни школы», – пояснил суть концепции глава региона.

Естественно, что останавливаться на достигнутом нельзя, поэтому уже в 2022 году в работу приняли 40 новых проектов, заявленных школьниками. Среди них химическая лаборатория в школе №43 и теплица в школе №52 города Твери, «Библиотека нашей мечты» в Андреапольской СОШ №3, лаунж-зона в Лесной СОШ и многие другие инициативы по благоустройству школьных столовых, актовых залов, дворов, игровых и спортивных зон, пространств для отдыха, реализации выставочных проектов.

Заметим, что этом году общий запланированный объем поддержки школьных инициатив из областного бюджета значительно вырос и составил более девяти миллионов рублей. Минфин региона на конкурсной основе выбрал самые проработанные и актуальные школьниками проекты. Среди главных критериев – социальная значимость проекта, его инновационность и уникальность, соответствие стратегическим направлениям развития образования в Тверской области. Добавим, что теперь участниками программы «Школьный бюджет» являются все городские и муниципальные округа Тверской области. А с 2023 года опыт планируется транслировать, в том числе и на муниципальные районы.

Генезис программы

Стоит сказать несколько слов о Программе поддержки местных инициатив, к которой подключились старшеклассники нашей области. Аббревиатура ППМИ (сочетание букв, теперь привычное даже детям) прославила Верхневолжье на всю страну и даже была презентована за ее пределами. Она стартовала в 2013 году при консультативной поддержке Всемирного банка. Суть программы проста. На конкурсной основе выделялись субсидии из областного бюджета на воплощение проектов по благоустройству и ремонту объектов общественной инфраструктуры в сельской местности, а теперь и в городах. Изюминка здесь в том, что необходимые для строительства или ремонта объекты выбирают сами местные жители, да и часть средств, для того чтобы выполнить задуманное, вносят из своего кармана. Главную часть средств, конечно же, выделяют бюджеты, иначе программа потеряла бы свой смысл.

За участие в программе жители сельских поселений и райцентров борются теперь всерьез на конкурсной основе, тщательно обдумывая свои проекты. К нам приезжают изучать накопленный опыт из других регионов, так что можно сказать, что Верхневолжье шагает впереди если не планеты всей, то уж точно в числе лидеров России. Если говорить языком цифр, то количество ежегодно воплощаемых проектов с 2013 года выросло в шесть раз. В 2020 году было, например, реализовано 334 проекта в 40 муниципальных образованиях на общую сумму более 218,6 миллиона рублей. Кстати, одним из наиболее активных участников ППМИ стал Вышневолоцкий городской округ. В последнее время граждане предпочтение отдают проектам по улучшению качества водоснабжения и ремонту дорог, устройству уличного освещения на своих территориях, а также оборудованию детских площадок.

Недетская задача

Вышневолоцкий городской округ приведен в пример не случайно. Как уже было сказано, именно здесь в 2021 году произошло расширение Программы поддержки местных инициатив за счет подключения школьных проектов. Благодаря этому в трех школах города появились современные столовая, модельная библиотека и скалодром. Приобретен бесценный опыт, благодаря которому программа может быть продолжена, и в ней смогут участвовать все школы нашей области.

Важно, что проект дает возможность учащимся быть активными участниками развития своих школ, а не просто наблюдателями. При таком подходе можно с уверенностью сказать, что когда они подрастут, то не останутся равнодушными к развитию своих территорий, нашего региона, да и всей страны.

Сейчас подобные программы поддержки школьных проектов работают всего в нескольких субъектах нашей страны. В частности, в Удмуртской Республике и городе Санкт-Петербурге. Проектов много – от школьного гардероба и организации современных спортивных пространств до кинолабораторий, кинокружков, проектов по раздельному сбору мусора. В общем, на любой вкус!

А еще в нашем регионе планируется создать единую базу школьных проектов, которые в дальнейшем можно будет использовать как основу для адаптации в конкретных образовательных учреждениях. «Школьный бюджет» даст возможность ребятам внести личный вклад в формирование в наших школах современной и комфортной учебной среды. Серьезная и вроде недетская задача, но решать ее будет именно подрастающее поколение.

Не тормози!

О бесценном опыте хотелось бы поподробнее. Для того чтобы погрузиться в детали новшества, газета «МК в Твери» связалась с заместителем руководителя управления образования администрации Вышневолоцкого городского округа Ольгой Ивановой.

- Ставилась цель понять, как все это реализуется на практике, - поделилась Ольга Арнольдовна. – Инициатива учеников в основном была направлена на изменение школьной инфраструктуры. С самого начала дети были вовлечены в обсуждение проблем, в которых школьники прекрасно ориентировались, и идеи сыпались как из рога изобилия.

В каждой школе стояла задача отобрать один лучший проект, защитив и обосновав свое предложение. И тут была стопроцентная активность всех учащихся во главе со своим классным руководителем. На просмотре в муниципальной комиссии использовались самые различные технологии, от устной презентации до видеороликов.

- И это было настолько все от души, модернизировать свое школьное пространство, что победителя было выбрать достаточно непросто, - рассказывает Ольга Арнольдовна. - На мой взгляд, если бы проекту каждой школы выделить средства, то у всех бы все получилось.

Однако конкурс есть конкурс. А чуть позже уже региональная комиссия окончательно остановилась на трех победителях. Большой плюс во всем этом действе, что школьники получили представление, как нужно готовить проектную документацию, ведь это им пригодится в будущем.

Ольга Арнольдовна вспоминает, что идея с модернизацией школьной столовой в гимназии № 2 сначала казалась несколько футуристической. Ребята предлагали внедрить систему «ладошки». По отпечатку ладони на сенсоре программа может идентифицировать ребенка и рассчитать его за завтрак или обед. Такой подход полностью исключает применение наличных денег и банковских карт в школе, да и учет вести легче. Посетив такую столовую, можно считать, что заглянул в будущее.

- Опыт показал, что дети хотят модернизировать школьное пространство в соответствии с новыми запросами общества, применяя новейшие технологии, и не боятся самых смелых идей, - подводит итог всему сказанному Ольга Иванова. – И это не какие-то заоблачные фантазии, а реальные идеи, достойные воплощения. Это мы, взрослые, порой боимся чего-то нового, тормозим перед трудностями, а инициативе детей, похоже, нет преград.

Релаксируемся

Региональный тренд на целевое выделение средств под готовые школьные проекты полностью согласуется с федеральной молодежной политикой.

Вспомнить хотя бы федеральный конкурс «Большая перемена» – проект президентской платформы, работающей под девизом «Россия – страна возможностей». В прошлом году в конкурсе приняли участие 2,5 миллиона ребят из разных уголков страны, в финале за победу боролись свыше 1000 человек.

Четверо школьников из Тверской области одержали победу в финале, а по итогам конкурса тверская гимназия №8 вошла в топ-30 лучших школ – учреждение получило грант в два миллиона рублей на развитие проекта ученицы и финалистки конкурса Полины Абрамовой.

Директор восьмой тверской гимназии Елена Воронова тогда даже удивилась, что идею их ученицы так хорошо восприняли на федеральном уровне. Вот что сама Полина Абрамова рассказала «МК в Твери»:

- Суть проекта: создание зоны отдыха для учеников школы, где они смогут поиграть, поговорить, расслабиться. Этот проект актуален, потому что наша школа с лингвистическим уклоном, у ребят большие нагрузки, и эта зона вполне уместна и важна.

Казалось бы, такая очевидная вещь, как отдых после напряженных занятий, но грамотно оформленная и аргументированная, тоже может стать основой достойного проекта. И проект этот победит, нужно лишь приложить старание и настойчивость. Так что дерзайте, пишите проекты, участвуйте в программах. И неважно, школьник вы с рюкзаком, набитым учебниками, или взрослый человек, всегда найдется место для творчества и инициативы.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру