Деревья умирают стоя

Борьбу с топингом возглавили художники

Штормовые предупреждения в это лето не редкость. Только за июль в Тверской области прошло не меньше десятка ливней с громом и молнией. И нет ничего удивительного в том, что в непогоду жители городов боятся деревьев, которые действительно иногда падают, но не обязательно от штормового ветра и далеко не всегда на людей. А граждан словно нарочно запугивают «деревьями-убийцами» и поспешно объявляют наших «зелёных друзей» нашими же главными врагами. Кто затеняет вам двор? Дерево… Кто угрожает жизни ребёнка?.. Дерево. Где любят отдыхать бомжи?.. Под деревьями. Отсюда следует приговор – однозначно казнить! В лучшем случае основательно «побрить», сделав его похожим на столб электропроводки... Мы словно забыли, что деревья приносят несоизмеримо больше пользы, нежели вреда.

Борьбу с топингом возглавили художники

С вредом для здоровья

Странно получается. Каждую весну и каждую осень (а порою и летом) деревья в городе подпиливают и вроде бы даже чем-то обрабатывают. Тем не менее лучше зеленым насаждениям от этого не становится. Скорее наоборот. В областном центре, например, можно наблюдать все больше иссохших и больных растений, грозящих развалиться от минимальных порывов ветра.

В чем же причина медленного умирания наших деревьев? Инициативная группа, в которую входят известные тверские художники Алексей и Инга Аксеновы, считает, что причина в отсутствии профессионалов, которые могут грамотно ухаживать за деревьями, культурных экологов, любящих и ценящих наш зеленый фонд, неравнодушных контролирующих организаций. Дело в том, что городские управляющие компании, в чьих руках теперь судьбы наших растений, решают древесные проблемы двумя способами – либо вырубают всё под корень, либо «обезглавливают», полностью срезая крону, и оставляют одни стволы, серыми палками торчащие из-под земли.

Такой метод называется топпинг – то есть полное удаление кроны деревьев.

- Топпинг – практика бесполезного и бездумного удаления или обрезки большинства ветвей дерева. Существует распространенное мнение, что проведение процедуры топпинга помогает растениям, но на самом деле это худшее, что может случиться с ними. Это самый вредящий метод возможной обрезки, – уверена доцент кафедры биологии ТвГУ Людмила Петухова. – После такой обработки в деревьях заводятся бактерии и грибы, в итоге молодые еще тополя и клены гибнут в самом начале своей жизни. И нет ничего удивительного в том, что при любой непогоде от них отваливаются ветви, ведь деревья после подобной процедуры становятся слабыми и больными. Для того чтобы решить проблему обезображивания и порчи деревьев, нужно поменять отношение городских властей к этому вопросу.

Именно этим и решили заняться Инга и Алексей Аксеновы, после того как своеобразная «казнь деревьев» дошла до их двора на улице Коминтерна.

- Я и раньше не могла смотреть на то, как уродуют деревья. Но когда беда пришла в наш двор, мы с Лешей решили принимать меры, – рассказывает Инга. – Нам пришлось, не закончив дела, срочно возвращаться из Питера и вставать под ни в чем не повинные родные деревья, которые в этот момент подвергали экзекуции. Удалось спасти несколько деревьев, а управляющая компания нашего дома возвела нас в ранг личных врагов. Здесь стоит заметить: во-первых, жителей не оповестили о предстоящих спилах, во-вторых, были изуродованы молодые деревья, не нуждающиеся ни в какой омолаживающей обрезке, в-третьих, работа велась стахановскими темпами, так что за полдня уничтожили половину зеленых насаждений. В результате под корень спилили около 20 деревьев, включая благородные березы, клены и яблони. Позже мы собрали подписи жильцов, возмущенных, как и мы, варварскими спилами, но когда я попыталась вступить в диалог с директором УК, чтобы обсудить способы ухода за нашими деревьями (за наши же деньги!), он категорически не пожелал со мной общаться, бросив напоследок: «Не нравится – уезжайте жить в деревню!». А с какой стати мне уезжать?.. Я живу здесь больше 20 лет, а эта УК занимается нашим домом лишь полтора года! И вообще, что это за разговор такой со своими работодателями?! – возмущается художница. – И вся борьба за деревья в нашем дворе – не просто упрямство. У нас же со всех сторон газовая атака! Со стороны вокзала дымит привокзальное депо, на Спортивном переулке вечно горит помойка овощебазы «Арома», через наш двор проходит до 1000 машин в день на расположенные здесь базы и склады, да ещё туда-сюда снуют учебные машины спонтанно возникшей автошколы… Всё это грубо нарушает права человека и Жилищный кодекс, тем не менее письма и жалобы властям ни к чему не приводят. Вот и получается, что только деревья на нашей стороне – ведь они изо всех сил очищают наш воздух, поглощая углекислый газ и выделяя кислород!

Люди против законов

- Похоже, это результат работы огромной бюрократической машины, – продолжает беседу Алексей. – Желание сделать не так, как лучше, а так, как выгоднее. Мы своими глазами видим, что люди занимаются не тем. Ведь уродование и снос деревьев – это только один из показателей равнодушного отношения ко всему, что не относится к сфере личных интересов чиновников от ЖКХ. У них на всё найдутся свои законы и предписания, а то, что в городе скоро дышать будет нечем, никого не волнует. Будто все забыли, что деревья – это лёгкие нашего города. Только тверские тополя и липы кое-как оклемаются от прошлогодней грубой обрезки – их жестоко стригут по новой. Там, где были красивые зеленые сады, теперь торчат уродливые обрубки, поросшие больными листьями и напоминающие четвертованных людей. Дело уже дошло и до Городского сада, где были уничтожены деревья-долгожители, пережившие Отечественную войну, но не атаку мнимых специалистов. Не миновал горсадовские деревья и пресловутый топпинг, а разве для того мы посещаем парки (эти филиалы леса), чтобы лицезреть жалкие обрубки?.. Да нет же, от этих обрубков мы в наши парки и бежим! Теперь у нас и эту отдушину отбирают местные псевдобиологи. Среди городских многоэтажек существует пока такое чудо, как цветущие яблони. В одном из подобных мест на Спортивном переулке всё та же УК под корень вырубила несколько этих фруктовых деревьев. А всё дело в том, что дворнику, видишь ли, надоело подбирать падающие яблоки, ведь «злосчастные» яблони обильно плодоносили. Интересно, почему же в УК идут навстречу дворнику, а не жителям, которые, собственно говоря, и оплачивают его работу, а следовательно, имеют право любоваться любимыми деревьями.

Инициативная группа жильцов дома на Коминтерна решила заручиться поддержкой неравнодушных земляков. На сегодняшний день уже более тысячи горожан поставили свои подписи под петицией. Дело, казалось бы, за малым – отнести глас народа в органы контролирующей власти, тем самым в корне изменить ситуацию с медленным, но верным убийством «зеленых друзей». Но тут и возникла главная загвоздка. Куда нести?

- В экологической инспекции нам задали единственный вопрос – спросили, есть ли у мастеров, занимающихся топпингом, порубочные билеты. Конечно, они у них были. «В таком случае мы не можем наложить на них штраф» – вот что было нам ответом, – вспоминает Алексей. – От природоохранной прокуратуры мы не дождались вразумительного ответа, а в Зеленстрое нам сказали, что такая мера обработки деревьев вынужденная. Мол, ни в одном законе не прописан запрет топпинга, а пилить все деревья по линейке гораздо быстрее и проще. Вот никто и не задумывается над тем, что будет дальше, – замечает художник. – А дальше будет только хуже. Мы вырождаемся. Чем хуже окружающий нас воздух, тем меньше мы живем и больше болеем. Аргументом в этом споре служащие Зеленстроя считают смертельную опасность деревьев для жизни горожан. Якобы они часто становятся причиной гибели людей. Но сколько человек умирает под колесами автомобилей? В тысячи, если не миллионы раз больше! Однако автотранспорт никто отменять не собирается. А вот с деревьями проще – они беззащитны, тем более древесина – востребованный материал на строительном рынке…

Мы в ответе за тех, кого насажали

Свои комментарии к проблеме топпинга деревьев дал специалист МУП «Зеленстрой», исполняющий обязанности инженера Юрий Матвеев:

– Я, как биолог, понимаю не степень вреда, а риски, возникающие при сильной омолаживающей обрезке. И сопоставляю их с рисками, возникающими в случае отсутствия обрезки. Зачастую омолаживающая обрезка становится более дешевой альтернативой сносу аварийно-опасного дерева.

Срок жизни деревьев в городских условиях сокращается. В городе стоит много сухостоев, к которым пила не прикасалась ни разу за их жизнь. Почему погибли эти деревья? Ответ заключается в сложных условиях их произрастания. Кто сажал деревья на городских коммуникациях? На теплотрассах, на водопроводных и канализационных сетях? Сами жители! Потому как заезжали в дома и сажали деревья там, где им этого хотелось. Не заглядывая в проектную документацию и СНИПы.

И пилят, кстати говоря, зачастую не управляющие компании, а сами жители (ни у кого не спрашивая), потому как у многих УК руки до деревьев не доходят (хватает работы с гнилыми трубами, ремонтом и мусором), и проводят они работы по обращениям жителей.
Мы не выносим приговоры, мы принимаем меры, необходимые для устранения возможных аварийных ситуаций.

Обратите, пожалуйста, внимание на нормативные документы, а именно: на постановление администрации Тверской области от 26 ноября 2008 г. № 430-па, пункт 14.7, на кодекс благоустройства Тверской области, глава 13 и на СНИП-2-07-01-89-2000 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений". Они принимались не просто так.

Большое количество аварийно-опасных деревьев – это расплата за бесхозяйственность. А чтобы хозяин был, нужно договариваться с управляющими компаниями. Необходим диалог, конструктивный диалог, а не скандалы и жалобы. И прежде всего жильцам дома необходимо договориться между собой.

И дорого, и вредно

К сожалению, углядеть за управляющими компаниями Зеленстрою удается далеко не всегда, в результате чего в Твери «вырезаются» не только старые ветхие деревья, грозящие рухнуть при первом порыве ветра, но и совсем юные липы и клены.

Внимательно изучив интернет-порталы, можно прийти к выводу, что в России топпинг применяется исключительно для обогащения исполнителей работ. Одна процедура топпинга стоит от 4000 рублей, но этим дело не ограничивается. Каждый год деревьям делают новые спилы в тех местах, где начинает формироваться крона. Сам собой напрашивается вопрос о целесообразности и необходимости такого использования народных денег. Вернуться к классической обрезке деревьев будет гораздо дешевле, красивее, а главное – полезнее для самих растений. Во многих странах Евросоюза топпинг запрещен, более того, он считается варварским методом. На Западе давно сформировались протестные экологические движения, выступившие против топпинга, они сформулировали несколько пунктов, объясняющих, почему нельзя так грубо обрезать деревья:

– Это не работает. С помощью топпинга невозможно сохранить дерево. Оно не найдет в себе сил восстановиться и умрет раньше времени.

– Это дорого. Потребуется многократная обрезка новых ветвей.

– Это некрасиво. Вид топпингованного дерева является оскорбительным для многих людей. Оно теряет свой естественный вид и превращается в инвалида с ампутированными конечностями. Лесоводы рассматривают топпинг как преступление – дерево, набиравшее силу и красоту десятилетиями, уничтожается за полчаса.

– Это опасно. Дерево после топпинга более подвержено гниению. Особенно страдает корневая система, что снижает его устойчивость. Новые побеги прикреплены к стволу недостаточно крепко и при сильном ветре легко ломаются. Кроме того, деревья, которые начали формировать крону на верхушке, повышают свою «парусность». Обычно они стоят до первого урагана.

Но, видимо, все эти аргументы не работают в условиях суровой российской действительности. Чиновники от ЖКХ убеждены в своей правоте и яростно защищают этот городской лесоповал. Кажется, что эти люди, выстраивающие между собой и обычными горожанами непреодолимую стену из документов, актов и законов, просто забыли, что «деревья» и «чистый воздух» – по большому счету, синонимы. Ведь только за день гектар леса поглощает до 280 кубометров углекислого газа и выделяет 180-200 кубометров кислорода, а один гектар лиственных деревьев задерживает до 100 тонн пыли в год! Но, видимо, деньги многим из нас давно заменили воздух. На улицах Твери не прекращают жужжать бензопилы, а мы всё ждем и ждем перемен…

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру