«Где эта улица, где этот дом…»

Продолжается дискуссия о «диком винегрете» символов Твери

 Возрождение храмов и дворцов, перенос памятников, переименование улиц, уплотнительная застройка и потеря исторической архитектуры… Современная Тверь вмещает весь этот ядреный коктейль, не содержащий ни капли системности и концептуальности. По-видимому, так формируется образ чужого города в глазах местных жителей – «транзитного» вместо «града небесного». Библейская метафора не случайна, ведь, как бы ни приятно было читать эти строки атеистам, представителям других конфессий, но старая Тверь, как и царская Россия, неразрывно связана с православным христианством.

Продолжается дискуссия о «диком винегрете» символов Твери

"Мешанина" образов

Дискуссия о символизме культурно-архитектурного пространства Твери ходит кругами, то вспыхивая, то замирая. Флагманом ее выступает тверское академическое сообщество – местная интеллигенция, вечно пытающаяся достучаться до власти. Так, уже стало традицией, что научное знание ничего не стоит в нашей действительности – те, кому положено претворять его в жизнь, просто не видят проблемы. Символы – вещь тонкая, а за словами иногда не просто разглядеть суть глубинных преобразований, происходящих на наших глазах. Тем более что в этой научной теме самым понятным и близким моментом для обывателя является вполне практическое переименование улиц и перенос памятников.

– «Сила Божия в немощи совершается» – может быть, эта дискуссия подтолкнет людей с финансовыми, политическими, административными возможностями обратить внимание на проблему, – замечает Владимир Лавренов, член Геральдического совета при Президенте РФ. – В начале 2000-х отец Сергий (Дмитриев) писал письмо в городскую думу, предлагая вернуть исторические названия тем улицам, которые, с его точки зрения, названы именами террористов и государственных преступников: Желябов, Софья Перовская, Зинаида Коноплянникова, Александр Ульянов. Было собрано большое количество подписей, но реакция депутатов была следующей и очень характерной: не вовремя.

Почему «не вовремя», думается, вполне понятно. В современной Твери существуют символические наслоения сразу нескольких периодов нашей истории: от церкви Трех исповедников через улицу Советскую к памятнику Михаилу Кругу. Как отметил Игорь Корпусов, «эта «мешанина» вылезет, когда мы будем ставить вопрос о возвращении названий. Ведь для кого-то Владимир Ильич Ленин – палач, для кого-то – герой, а для кого-то – даже божество…».

На самом деле вопрос о городской символике связан не только с названиями улиц, площадей или учреждений культуры, он связан с образом нашего города. Польза – как для горожан, так и для туристов – в том, чтобы этот образ был цельным. Что касается Твери, то прочного образа города, как ни странно для такой богатой истории, нет.

Как заметил Владимир Ильич, «то ли он разрушен и до сих пор не восстановлен, то ли он воспринимается не целостно».

Вкус к переименованию

Здесь уместно задать вопрос: а важны ли вообще исторические названия? Нужна ли работа по их разъяснению? К примеру, есть такой справочник – «Энциклопедия тверских улиц» Литвицкого. В нем находим улицу Вацлава Воровского, что на Пролетарке. В конце характеристики известного персонажа стоит такая фраза: «Убит фашистом». Но назвать личность Мориса Конради, который и убил Воровского, «фашистом» – довольно странно.

Может быть, не совсем характерный пример, но он говорит о многом – ведь обыватель наверняка не только не знает ни Воровского, ни Конради, но и тем более не в состоянии оценивать критически информацию в подобных справочниках, на самом деле уникальных и бесценных.

Между тем исторические города России имеют достойный опыт репрезентации своего пространства. Один из подходов, к примеру, сохранения цельности названий улиц представлен в Ярославле. В историческом центре там весят таблички, которые указывают, как и в какой период называлась та или иная улица…

А теперь вспомним, что Тверь – едва ли не первый город в современной истории России, чье историческое название возвращено по желанию самих жителей. Согласитесь, это ко многому обязывает. Возможно, с этого начинается сама идентичность тверичан, или тверитян – не принципиально в данном контексте.

Однако, как утверждают ученые мужи, существуют топонимы разных порядков – первого и второго. Первых в нашем городе немного – пара десятков, они известны всем. Топонимы второго порядка знакомы жителям конкретного района. Они исчезают и появляются на протяжении жизни одного-двух поколений, но играют очень важную роль – позволяют обычному горожанину делать город своим, «присваивать» городское пространство себе.

В то же время, если существует пространство, в котором одно противоречит другому, в котором наличествует очень неопределенная среда, человек теряется в символической ориентации. Как заметил кандидат педагогических наук, доцент факультета психологии и социальной работы ТвГУ Роман Спиридонов, «среда воспитывает»:

– Поэтому необходимо различить компоненты «винегрета»: форму, цвет, вкус. Должен быть вкус к переименованию…

Сакральная сила

– Мы живем в эпоху постмодерна (постмодерн отличает «нестрогое мышление», ирония, игра, буквальное сращивание несочетаемого в угоду авторскому подходу. – Прим. ред.) со своими законами освоения культурного пространства. Но это не отменяет тот факт, что название должно быть сакрально читаемо, – отмечает отец Александр (Шабанов).

Конечно, вопрос сакральной силы – тонкая материя. Оказывает ли на нас какое-то воздействие улица, на которой мы живем, даже если мы ничего не знаем о том, в честь кого она названа? В любом случае, надо думать, подспудно лучше жить на бульваре какого-нибудь святого, чем убийцы «белого» генерала…

Местное академическое сообщество предлагает говорить не о переименовании, а о возвращении тверским топонимам их исконных названий. Однако действовать надо осторожно. Хотя бы по той причине, что разные точки зрения по этому вопросу – иногда принципиально непримиримые – являются отражением реальной ситуации, другой масштабной дискуссии о роли советского периода в истории страны – был ли он органической частью или тупиковым путем развития.

С другой стороны, очевидно, что советская часть города сохранится там, где она и возникла. Но если мы говорим о преемственности, восстановлении культурной традиции, связи времен, то нужно возвращать названия, касающиеся исторического ядра Твери. В вотчине «тверского трезубца» еще много остатков «красного прошлого», разменявшего тысячелетие на неполный век.

При этом остается извечная проблема «А судьи кто?». Выносить ли такие вопросы на общегородской референдум, организовывать ли общественные слушания среди жителей конкретной улицы или доверить неоднозначную тему некоему экспертному сообществу – слово остается за властителями города. Как и вопрос финансовый, по которому аналогично не существует единого ответа в силу «специфичности» отечественной государственной машины.

Подводя черту, хочется завершить тему словами Владимира Лавренова:

– Мы являемся единым народом, пусть и имеем идеологические разногласия. Нам необходимо привести в порядок ядро символического пространства, в котором на самом деле жить нашим потомкам. И на этом пути хорошо бы руководствоваться объективным подходом к разным периодам нашей истории. Только так мы сможем вернуться к вере отцов, возвратить историческую память, в которой мы все нуждаемся, независимо от возраста, социального положения, культуры.

Комментарии

Игорь Корпусов, преподаватель факультета географии и геоэкологии ТвГУ, действительный член Русского географического общества:

– Заниматься этой проблемой надо. По нескольким основаниям. Первая – моральная сторона. Вторая – советский период связан с унификацией названий топонимов, регионального своеобразия. За старыми названиями улиц стоит уникальная история города. Тверь была построена так, что практически все дороги вели к храму. Например, улица Воскресенская (ныне Коноплянниковой), Покровская (ныне Мусоргского), Филиппоапостольский переулок (ныне ул. Благоева), Скорбященская (ныне Володарского), Знаменская (ныне Свободный переулок), Мироносицкая (ныне Радищева). В этом была некоторая символика, цельный образ города.

В урбанистике есть такое понятие «архитектурная доминанта» – некое сооружение, с которым ассоциируется центр города, некое здание, которое организует вокруг себя пространство. Когда я задавал студентам вопрос о тверской доминанте, то получал порядка десяти разных ответов. Почему? Потому что символический центр – это был Спасо-Преображенский собор, «отметивший» 4 апреля этого года 79-ю годовщину со дня своего взрыва.

Советская власть тоже сделала попытку создать некое символическое пространство. И теперь получилось наложение. К примеру, улица Трехсвятская ведет к памятнику Ленину. Эта ситуация отражает нашу реальность – «дикий винегрет» в сознании нашего народа, где рядом находятся совершенно несовместимые вещи. Наши же предки четко себе представляли, что для них главное…

Александр Борисов, доцент исторического факультета ТвГУ:

– У нас многие улицы названы именами тех, кто, прямо скажем, не достоин того, чтобы их именами называли улицы. Здесь, по-моему, двух мнений быть не может. Хотя есть некоторая скоротечность, торопливость в изменениях названий. Раньше центр Москвы я очень хорошо знал, сейчас я его не знаю… Пример наш, тверской, – бывшая улица Каляева, ныне Симеоновская. Не все знают, что это название было дано в честь храма Симеона Столпника (один из христианских святых, основоположник одноименной формы аскезы – непрерывной молитвы на открытом возвышенном месте. – Прим. ред.). Если храма не существует, вероятно, нужна разъяснительная работа, почему улица так называется. У нас подобной «реабилитационной» работы не ведется. Более того, отсутствуют названия улиц в честь действительно выдающихся людей, а просвещение остановилось на уровне табличек с историческими названиями улиц Твери, да и то не везде.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру