«Интеррос» поможет рублем
Справка "МК"
<p>ЗАО «Холдинговая комапния «Интеррос» – одна из крупнейших частных инвестиционных компаний России. Основные проекты компании на сегодняшний день сосредоточены в металлургии и горнодобыче (ГМК «Норильский никель»), финансовом секторе (Росбанк), медиасфере («ПрофМедиа»), сфере недвижимости («ПрофЭстейт») и туризма («Роза Хутор»). По состоянию на начало 2011 года стоимость активов под управлением «Интерроса» составляет около 20 млрд. долларов.</p>Соглашение рассчитано на 5 лет. «Мы готовы серьезно вкладываться в торфяную отрасль Тверской области», – пообещал один из богатейших людей планеты, пояснив, что речь идет о сотнях миллионов рублей.Надо сказать, что Тверская область для «Интерроса» – далеко не терра инкогнита. Одна из «дочек» компании – девелопер «ПрофЭстейт» – на протяжении нескольких лет реализует в Конаковском районе проект «Завидово», инвестиции в который оцениваются в 1 млрд. долларов. А в 2010 году компания «Интеррос» взяла шефство над всем Конаковским районом.
Предложение о сотрудничестве между Тверской областью и компанией «Интеррос» в торфяной сфере Владимир Потанин получил от Дмитрия Зеленина в 2010 году. «Я оценил системный подход губернатора к развитию торфяной отрасли в регионе и с удовольствием согласился», – рассказал президент «Интерроса», отметив, что хозяйский подход к торфяникам также сведет к минимуму возможность возникновения пожаров.
В рамках соглашения компания «Интеррос» будет осуществлять грантовую поддержку молодых тверских ученых, занимающихся инновациями в сфере торфоразработок, а также образовательных программ и учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов в этой сфере. Точнее размеры грантов в настоящее время назвать трудно – суммы будут определяться, исходя из конкретных проектов.
Кроме того, подписывая соглашение, Владимир Потанин еще раз подтвердил, что «Интеррос» готов выступить соорганизатором Всероссийского Торфяного форума, который пройдет в Твери 27–28 апреля 2011 года. Именно на этом форуме или сразу после него планируется провести презентацию и отбор первых проектов соискателей «торфяных» грантов.
Напомним, что основная цель Торфяного форума состоит в выработке приоритетных направлений эффективного использования торфяных ресурсов в рамках устойчивого развития регионов России. Для участия в нем приглашены министр энергетики Сергей Шматко, министр регионального развития Виктор Басаргин, министр экономического развития Эльвира Набиуллина, министр сельского хозяйства Елена Скрынник, министр природных ресурсов и экологии Юрий Трутнев, министр промышленности и торговли Виктор Христенко, глава МЧС Сергей Шойгу, а также бизнесмены – владельцы крупнейших российских компаний и известные ученые.
Но вернемся к соглашению по торфу. Отдельным пунктом в нем, как рассказала пресс-секретарь губернатора Тверской области Жанна Ляпунова, была прописана поддержка тверского профтехучилища №6, которое будет готовить волонтеров-пожарных: «У училища есть проблемы с техническим вооружением, «Интеррос» выразил готовность закупить для него всю необходимую технику».
Торф спас Россию
Интерес Владимира Потанина – одного из крупнейших российских бизнесменов – к торфу не случаен. Как считают ученые, в ситуации, когда запасов нефти и газа становится все меньше, а добывать их все сложнее и дороже, будущее энергетики именно за биотопливом, к которому относится и торф. Тот, кто понял это сейчас, завтра будет диктовать условия на рынке энергоресурсов.
Согласно данным Минэнерго, Россия стоит на втором месте в мире по торфу, только разведанные запасы которого составляют порядка 175,7 млрд. тонн. Считается, что особенно богаты залежами торфа Республика Карелия и Архангельская область. Наш регион если и отстает от них, то ненамного: на территории Верхневолжья торфяные пласты залегают на площади 830 тысяч га, а их суммарный объем составляет 2 млрд. тонн – это порядка 7% общих запасов торфа всей европейской части РФ, при этом в Центральном федеральном округе Тверская область по торфяным запасам занимает лидирующее место.
Сегодня об этом помнят разве что историки, однако именно торф спас Россию от холода и энергетического коллапса в Первую мировую, в Гражданскую и Великую Отечественную войны. И именно на местные виды топлива был в первую очередь ориентирован план ГОЭЛРО – его разработчики хорошо понимали, что только так можно будет снабдить дешевой электроэнергией обе столицы и все крупные города России. Для справки: Шатурская электростанция – первая электростанция, построенная в рамках плана электрификации России и поставлявшая электричество в Москву, работала именно на торфе.
К сожалению, с началом промышленных разработок месторождений газа и нефти о торфе позабыли. Слишком нерентабельно стало с ним возиться….
Не было бы счастья…
О второй жизни торфяной отрасли заговорили пару лет назад, когда Президент РФ Дмитрий Медведе в своем ежегодном Послании указал на необходимость использования местных топливных ресурсов. А потом было аномально жаркое лето 2010 года и пожары, бушевавшие на всей европейской части России. Чаще всего очагами возгорания становились торфяники.
Кстати, в Тверской области, где насчитывалось более 400 очагов возгорания, с пожарами удалось справиться с минимальными потерями, а вот соседним областям повезло меньше – там выгорели целые деревни.
В ходе тушения пожаров встал вопрос: что нужно сделать, чтобы торфяники не горели? Какой будет их дальнейшая судьба? Наиболее горячие головы предлагали залить торфяники водой – и дело с концом. Так, например, поступили в Подмосковье. В Тверской области победил прагматичный подход – здесь было решено возродить торфоразработки. Во-первых, горят лишь заброшенные торфяники, у которых нет хозяина, радеющего за сохранность сырья. Во-вторых, сегодня торф – это не только топливо (которое, кстати, по соотношению цена–качество уступает только природному газу, да и то пока Россия не перешла на мировые цены), из него может быть получено около 70(!) видов самой различной продукции. Он используется в сельском хозяйстве и животноводстве, медицине, биохимии и энергетике. Да что там говорить: торф можно применять даже при изготовлении памперсов! К тому же торф в отличие от нефти и газа является ресурсом возобновляемым. Да, это происходит не так быстро, как хотелось бы, но все равно болота восстанавливаются быстрее лесов.
Летом 2010 года на XIV Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге было заключено соглашение по реализации в Тверской области пилотного проекта, касающегося развития малой и средней биоэнергетики на основе торфа. Его подписали министр энергетики РФ Сергей Шматко, губернатор Тверской области Дмитрий Зеленин, руководители группы компаний «СИНТЕЗ», ЗАО «Тверская топливно-энергетическая компания» и ООО «Глобэкс Капитал». Не так давно в рамках этого соглашения в Кимрах был открыт завод по изготовлению торфяных пилет, мощность которого в 2012 году составит 35 тысяч тонн в год.
А теперь тверским торфом занялся и Владимир Потанин… И мы можем с уверенностью сказать: возрождение торфоперерабатывающей отрасли на территории Верхневолжья не просто началось, а идет семимильными шагами. Глядишь, и сбудутся прогнозы, согласно которым в Тверской области будут ежемесячно добывать около 70 тонн экологичного и восполняемого топлива.