МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Тверь

«МК в Твери» дает совет

Да будет свет! Выбираем лампы для автомобильных фар

Рубрика «Народные советы» создана для того, чтобы читатели «МК в Твери» могли помочь друг другу. Вопросы и советы можно присылать на электронную почту mk_konkurs@tv-pilot.ru или задавать по телефону 50-98-93.

Вопрос читателя:

Машина не просто дает мне комфорт передвижения, но и приносит доход. Часто приходится быть за рулем в темное время суток. Знаю, что хороший свет фар в это время обеспечивает, чуть ли не 90% безопасности на дороге. Подскажите, какие лампы лучше выбрать для «глаз» своей машины?

Народный совет:

Важнейшими параметрами, благодаря которым определяется соответствие лампы для автомобильных фар установленным нормативам, являются световой поток, его насыщенность и яркость, положение нити накаливания. Также немаловажную роль играет потребляемая мощность лампы.

Сегодня используются в основном галогенные двухнитиевые лампы, а лампы с инертными наполнителями практически забыты. Главное преимущество галогенных ламп заключается в том, что их внутренняя поверхность со временем не темнеет. Светоотдача у них выше, чем у обыкновенных, например, лампа категории R2 (такие используются в «жигулевских» фарах) при мощности 55/50 Вт (соответственно, ближний и дальний свет) выдает световой поток в пределах 400-550 лм (люмен - единица светового потока), а близкая к ней по мощности галогенная лампа категории Н4 мощностью 60/55 Вт – в пределах 1000-1650 лм. Немаловажно и то, что по сроку службы галогенные лампы превосходят обычные почти вдвое.

Не так давно в автомобильные фары стали устанавливать ксеноновые газоразрядные лампы. Они весьма надежны и обладают еще большей светоотдачей (при электрической мощности 35-40 Вт световой поток достигает 3200 лм). Срок службы газоразрядных ламп – 1500 часов. Но чтобы они работали, автомобильных 12 вольт не хватает, нужны специальные электронные системы управления и преобразователи напряжения, дающие от 10 до 20 кВ.

Не увлекайтесь лампами повышенной мощности. Некоторые автолюбители ставят на «Жигули» лампы мощностью 130/120 Вт. Они дают очень незначительное увеличение освещенности по сравнению со штатными лампами (при правильной регулировке фар), а последствия возникают самые нежелательные. Прежде всего фары начинают перегреваться, от этого оплавляются лампы, коробятся отражатели и происходит выгорание их зеркального покрытия. Кроме того, подгорают и оплавляются контакты электропроводки и реле, возрастает нагрузка на генератор.

Следите за состоянием контактов на проводах, ведущих к фарам. Особенно внимательно стоит отнестись к так называемому массовому проводу, соединяющему металлический корпус фары с кузовом. Даже незначительный слой окисла в месте крепления этого провода к кузову или корпусу фары существенно снижает силу света. Из-за этого фара может полностью отключиться.

Итак, несколько советов, которые помогут автолюбителям уверенно чувствовать себя на дороге в темное время:

– для того чтобы фары светили ярко, они должны быть чистыми. Даже небольшое загрязнение стекол может снизить освещенность дороги впереди автомобиля в 3-4 раза;

– загрязненные фары следует мыть, а не протирать «всухую». Не только грубые, но и легкие царапины на стекле способны существенно снизить освещенность дороги;

– Не стоит надевать на фары пластмассовые колпаки, они в два-три раза снижают световой поток и существенно нарушают тепловой режим;

– не ставьте в фары цветные лампы (они бывают желтые, голубые и синие). Ничего, кроме уменьшения светоотдачи, цветное стекло не дает;

– устанавливая в фару галогенную лампу, не касайтесь ее колбы. Легкий жировой налет от пальцев начнет пригорать и замутнит стекло. Нагар неизбежно ухудшит условия охлаждения лампы, и она в скором времени оплавится.

Совет специалиста от компании «АВТО ПРЕМИУМ»:

Важнейшим фактором обеспечения безопасности движения в темное время суток является хорошая освещенность проезжей части перед автомобилем. Именно адекватное освещение позволяет своевременно обнаружить изменение обстановки на дороге, что дает водителю необходимое время для оценки ситуации и совершения маневра.

До сих пор в подавляющем большинстве выпускаемых автомобилей для фар головного света применяются галогенные лампы накаливания. Они предназначены для установки в обычные фары автомобиля и имеют мощность 60/55 Вт. Более мощные лампы использовать нельзя, да и вредно для автомобиля. Во-первых, они слепят водителей других машин, а во-вторых, перегружают проводку автмобиля и способствуют перегреву фары и ее ускоренному старению. Например, лампы, имеющие мощность 130/100 Вт, предназначены для внедорожной езды и для установки в специальные фары. Благодаря современным технологиям производства ламп все фирменные стандартные лампы имеют продолжительный срок службы и отличаются стабильной работой в течение всего периода эксплуатации.

Однако в группе стандартных ламп сегодня можно выделить отдельную категорию устройств. Это стандартные лампы, имеющие увеличенный срок службы. Дело в том, что ради снижения количества ДТП на 20% многие страны Европейского сообщества сделали обязательным включение фар ближнего света в дневное время, поэтому ресурс обычных ламп вырабатывается быстрее. И чтобы не вынуждать водителей чаще менять лампы, крупнейшие компании начали выпуск специальных ламп для круглосуточного использования, которые работают значительно дольше обычных.

Сегодня на рынке периодически появляются новые производители автомобильных ламп. Причем среди подобной продукции встречаются как лампы приемлемого качества, так и продукция, не годная для использования. Немало проблем автолюбителям могут доставить также подделки под лампы известных производителей.

Многое о качестве лампы и надежности производителя могут сказать надписи на цоколе.

В первую очередь следует обратить внимание на то, каким образом нанесен текст. Надписи могут быть либо выбиты, либо написаны краской. Причем краска должна быть очень стойкой, не отлетать и не стираться.

Теперь опишем кратко ту информацию, которая нанесена на качественных фирменных лампах.

На первом месте обычно пишут имя производителя и тип лампы. Далее может следовать номер лампы по каталогу, однако это не обязательная информация, и на некоторых фирменных лампах такого номера может не быть.

Очень важной информацией является также значение мощности лампы и напряжения, на которое она рассчитана.

Пристальное внимание следует обратить на знак сертификации. Он представляет собой букву E с цифрой внутри круга. Цифра соответствует определенной стране, в которой была проведена сертификация. Например, 1 говорит о том, что лампа сертифицирована в Германии. Одной буквы Е, без цифры, быть не может. Подобная ситуация – верный признак подделки.

После этого знака следует выражение, состоящее из трех символов. В него могут входить и буквы, и цифры. Главное, чтобы оно начиналось с 2 или 3.

На цоколе лампы также обязательно должен стоять символ U. Он говорит о том, что лампа имеет защиту, предотвращающую ультрафиолетовое излучение. Для всех ламп, произведенных в Европе, такая защита обязательна.

Наконец, в конце строки следует название страны, в которой была произведена лампа.

В заключение добавим, что хуже всего лампу характеризует неточная информация. Порой на цоколе лампы печатают какие-то неизвестные знаки, отдаленно напоминающие описанный выше текст. От подобной продукции нет смысла ждать высокого качества. Будьте внимательны!

Также есть в продаже лампы, способные давать на 30%, 50% или даже 60% больше света, чем стандартные приборы. Но следует отметить, что лампа не во всех ситуациях будет отрабатывать заявленное усиление светового потока. Насколько эффективно будет работать такой прибор, во многом зависит от конструкции самой фары. Обычно надпись типа «+50%» означает, что усиление светового потока может произойти вплоть до 50%. С некоторыми устаревшими конструкциями фар эффективность может быть несколько меньше.

В любом случае самое главное, что усиленные лампы имеют ту же мощность, что и стандартные образцы (60/55 Вт). Поэтому они не перегревают саму фару и не слепят других участников движения (разумеется, если фара правильно отрегулирована).

К недостатку этих ламп можно отнести только менее длительный срок службы по сравнению даже со стандартными моделями.

Лампы улучшенного визуального комфорта разработаны для тех водителей, которые предпочитают яркий свет белого цвета. Свет фар с этими лампами похож на свет фар с ксеноновыми лампами дорогих современных автомобилей. Такой свет максимально приближен к дневному и менее утомителен для глаз. При этом он способствует концентрации внимания водителя, что особенно важно при продолжительных ночных поездках. Кроме того, свет таких ламп отличается от света большинства машин потока и тем самым делает ваш автомобиль более заметным.

Недостаток приборов такого типа заключается только в том, что повышенная цветовая температура у них может быть не очень удобна во время езды при плохой погоде. Дело в том, что яркий белый свет в этом случае отражается от капель дождя или тумана и слепит самого водителя автомобиля.

Другой вариант освещения дороги перед автомобилем после галогенных ламп – это ксенон.

Главное преимущество ксеноновых ламп ­ увеличение яркости света. При ксеноновом освещении обзорность гораздо лучше. Очень важна обзорность в темное время суток, в дождь, туман или снег. Свет, излучаемый ксеноновой лампой, имеет по сравнению с обычным в 2,5 раза большую интенсивность, значительно улучшает видимость на дороге. Даже в дождь и туман лучи ксенонового света легко «пробивают» туман и освещают не капли дождя или тумана, а именно полотно дороги. Немаловажным является и то, что геометрия освещенного участка дороги также улучшается, поскольку пучок света фары, оснащенной ксеноновой лампой, шире в силу особенности своего спектрального состава газа. Это позволяет водителю увидеть объекты, находящиеся на проезжей части и обочинах дороги (включая дорожные знаки), на значительно большем расстоянии.

Еще одно преимущество HID ламп (ксеноновых ламп) – потребляемая мощность. Обычная «галогенка» потребляет 55В т и более. А ксеноновая лампа в среднем потребляет 35 Вт. Однако световой поток, обеспечиваемый ксеноном, – 3000 люменов против 1550 у стандартной галогенной лампы мощностью 55Вт. К тому же ксеноновая лампа греется намного меньше, чем галогенная. Так, у ксенона в тепло уходит порядка 7% энергии, в то время у галогенной лампы – около 40% энергии. Средний срок службы ксеноновых ламп, например, D2S ®, составляет 2800-4000 часов. Гарантированный срок службы галогенных в несколько раз ниже – 100-500 часов.

Наконец, ксеноновые лампы обеспечивают высокую вибростойкость. А поскольку нет нити накаливания, следовательно, и нечему обрываться.

Недостатки ксеноновых фар относительны. Можно выделить два очевидных недостатка – дороговизна и необходимость в специальном блоке управления.

В заключение хочется отметить очень важный момент: для каждого типа ламп должны использоваться соответствующие блок-фары, рассчитанные для данного источника света. Другими словами, нежелательно ставить, как это сейчас модно, «ксенон» в фары для галогенных ламп.

Читайте «МК в Твери» в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах