На стыке времен
В здании Речного вокзала расположилась одна из знаковых выставок фестиваля – выставка арт-объектов краснодарской группы Recycle. Их творчество может нравиться или не нравиться, но равнодушным оно точно не оставит. Здесь – стены выложенные мозаикой из разноцветных вилочек для канапе, огромные человеческие головы из полиэтиленовых пакетов, светящиеся песочные часы под названием «Ветер в голове» (вот он оказывается, как выглядит), кинетические объекты, витраж с изображением героев популярных мультсериалов и стены из смятых пластиковых стаканчиков или пивных бутылок. На первый взгляд, художники взяли то, что первым попалось под руку, обычный мусор, и сделали из этого искусство. А, присмотревшись же, в этом даже можно найти философию.
Нельзя назвать эту выставку откровением. Скорее поиском, что весьма свойственно молодым и талантливым. А то, что ребята талантливы, подтверждают не только их работы. В прошлом году группа Recycle получила премию Кандинского.
У современного искусства есть свой зритель, поэтому мнения посетителей выставки разделились. Например, дежурная по зданию Людмила Алексеевна долго вглядывалась в арт-объект под названием «Изгнание из рая», а потом тихонько спросила: «А это чего такое? Я в этом искусстве не понимаю. Мне нужно что–то красивое, большое, как в Третьяковке».
Местный батюшка из соседнего с Речным вокзалом Успенского храма также не был в восторге от экспозиции. Один из спорных объектов выставки – белый саркофаг-мусорный ящик, украшенный барельефами битв офисного воина. Батюшка долго переходил от одного объекта к другому и, дойдя до мусорных баков с подписью «Саркафаг», не выдержал и воскликнул: «Как же так можно?!»
Узники «Бастилии»
Театр начинается с вешалки. Выставка художественных творений расположенная на 5 этаже «Бастилии» (торгового центра «Тверь») – это настоящий театр из красок, бересты и графики. «Потрепанные» стены старого здания стильно вписываются в замысел расположенных здесь арт-объектов.
Сюрреализм начался еще за пределами самой выставки. Впереди длинный коридор «колбаса», следуйте по указателям – не ошибетесь. Они приведут вас в огромный холл. Наберите в грудь побольше воздуха и…начинайте вертеть головой. Здесь всюду – «необычности» и «интересности».
Начнем с философского направления. Перед глазами картины, сделанные из бересты. Их автор Евгений Новиков утверждает, что открыл новое направление в искусстве. Его композиция называется «10000 лет спустя, или природа подражает человеку». Всякое искусство, по мнению Аристотеля, подражает природе, частью восполняя то, чего природа не в силах произвести. Кант опроверг его мысль, доказав, что гений и природа едины. Евгений Новиков считает, что с тех пор многое изменилась. Теперь сама природа подражает делу рук человеческому. Это он доказывает в своих творениях, умело заключив в картины из бересты такие предметы современного мира, как презерватив, калькулятор, дискету и компьютерные мыши.
Творчеству Андрея Каравайцева посвящена целая комната, главным украшением которой можно смело назвать обычную совдеповскую раковину. Думаю, что она появилась здесь гораздо раньше, чем произведения художника. Есть некоторая «кислинка» в этих творениях. Автор предлагает нашему взору целый «лимонный мир». Эти цитрусовые здесь во всех видах и объемах, можно выбрать для себя самый аппетитный.
Удивительные полотна в стиле Моне принадлежат кисти Виталия Михайлова, а сюрреалистические фигуры были рождены Анастасией Кулаковой. Пробираемся дальше, опускаем пониже головы, чтобы не удариться о низкий потолок.
«Узниками Бастилии» стало множество творческих изысканий. Какие-то точно попадают в цель, к другим нужно внимательно присмотреться. Однако с этой выставки вы точно не уйдете с «пустыми руками». Это я, конечно же, в метафорическом смысле говорю. Уносить с собой понравившиеся произведения не рекомендуется.
«Провинциалы открыты для нового»
«Гвоздь» фестиваля «Верь в Тверь» – выставка «Острота зрения» художника, эссеиста и «мозговеда» Андрея Бильжо. В экспозицию вошли графические работы, сделанные в свойственной автору незабвенного Петровича ехидной манере. Андрей Бильжо, присутствовавший на открытии выставки, согласился ответить на несколько вопросов «МК в Твери».
– Почему именно эти работы Вы решили привезти в Тверь?
– По карикатурам, которых у меня тысячи, меня достаточно хорошо знают, а эти работы мало известны широкой публике. И мне было приятнее поделиться с жителями Тверь тем, что они, вряд ли видели. Возможно, эти работы не так понятны, как карикатуры, но они отражают мой жизненный опыт – мне нравится сталкивать противоположные понятия, я во всем ищу какие-то антиподы, примеры абсурда.
– Вы довольно часто бываете в провинции, общаетесь с их жителями. Замечаете ли Вы отличия в восприятии искусства между столичными зрителями и провинциалами?
– Провинциальные зрители более открыты для восприятия нового. Москва пресыщена, ее можно сравнить с объевшимся человеком, которого мучит отрыжка, которому хочется полежать, он ленивый и толстый. В этом смысле провинциальный зритель, читатель, журналист мне гораздо интереснее.
– В последнее время можно услышать мнение о том, что развитие российской культуры пойдет из провинции. Насколько вы с этим согласны?
– Как пойдет процесс развития культуры в провинции – я не знаю. У меня нет однозначного ответа на этот вопрос. С одной стороны молодежь, познакомившись с современным искусством, может начать повторять то, что уже сделано. Это ложный путь. Но, возможно, один человек на сотню подражателей сможет стать великолепным художником, писателем музыкантом. И сможет дать новый толчок развитию культуры.
– Вы признались, что бывали в Твери неоднократно. Чего, по Вашему, ей не хватает, чтобы стать современный европейским городом?
– Твери не хватает того же самого, чего не хватает почти всем российским городам, в том числе Москве. Не хватает элементарной городской культуры, чистых улиц, фасадов домов, не завешенных с первого до последнего этажа рекламными плакатами. В этом мы ближе к Азии, чем к Европе.
Но, слава Богу, что в Твери нет масштабного и чудовищного строительства, которое «убивает» другие города. Надо сказать, что я был не только в Твери, но и в Торжке, и могу сказать, что у вас более аккуратно относятся к историческому облику города, не портят его современной застройкой. И в этом Тверь, несомненно, превосходит Москву.