МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Тверь

Аспекты жизни накануне юбилея

27 ноября экс-губернатору Тверской области Дмитрию Зеленину исполнилось 50 лет

Как правило, математики находят в цифрах поэзию, возводя царицу наук в ранг божества. Для выпускника факультета управления и прикладной математики знаменитого МФТИ Дмитрия Зеленина цифры являются лишь инструментом для решения практических задач. Задач в самых разных областях и сферах жизни. Особой мистики в круглой дате он не видит. Тем не менее «МК в Твери» попытался выяснить некоторые аспекты жизни Дмитрия Зеленина накануне юбилея.

Исторический аспект

– Дмитрий Вадимович, как бы вы сами сказали: мне 50 лет или мне полвека?

– Конечно, 50 лет. Это просто круглая дата, и жизнь продолжается. Я считаю, что для тех, кто работает в ежедневном режиме, жизнь вообще кажется бесконечной. День проходит, наступает следующий. Так что для меня 50 лет – это не рубеж, это скорее очередной день рождения.

– В таком случае какую оценку вы можете дать периоду с 1962-го по 2012 год в истории нашей страны?

– Я счастлив тем, что видел это время своими глазами. Ведь даже советский период пережил разные этапы. В 70-е годы мы строили развитой социализм. Затем последовал закат коммунизма, пришла эпоха бизнеса, которая в свою очередь также была очень разнообразна: от дикого капитализма с пресловутыми «малиновыми пиджаками» до цивилизованной экономики, которая только сегодня превращается в четкую модель. По сути, в этом плане мы только-только начинаем догонять Запад. Но если говорить в целом, то, на мой взгляд, за эти полвека наша страна сделала огромный скачок. Правда, пока непонятно, с каким знаком.

– Традиционно для России первые десятилетия нового века сопряжены с глобальными изменениями, войнами. Как вы оцениваете начало этого столетия?

– Думаю, что самое плохое уже позади. Никакого крупного кризиса я не предвижу. Мир уже научился обходить кризисы стороной. Прежде всего я имею в виду войны и глобальные потрясения. На мой взгляд, мы достаточно хорошо прошли этот период на стыке столетий. Обошлось без масштабных человеческих жертв, которые случались в начале прошлых веков. Да и весь XX век был для нас слишком кровавым. Очень важно, что при смене политического строя России удалось избежать человеческих потерь, наше государство сумело обойтись без крови революций.

Технологический аспект

– И все же революция произошла. Благодаря развитию ай-ти технологий за каких-то десять-пятнадцать лет мир изменился. В чем фокус?

– Конечно, еще в 80-е годы никто не мог предположить, что телефон станет мобильным. Даже в культовом фильме «Назад в будущее» мобильников не было. Но, вообще говоря, общество в плане информационных технологий стало стремительно развиваться еще в начале прошлого века.

По сути, дело здесь в совершенствовании технических средств для распространения информации, накопленной человечеством, и ее доступности. Технология позволила транслировать потоки знаний... И общество получило ускорение в своем эволюционном развитии. Серьезный технологический прорыв ощутили как каждый отдельно взятый человек, так и вся глобальная экономика. Но необходимо понимать, что это всего лишь один из инструментов, которыми мы пользуемся, чтобы добиться результатов.

– Дмитрий Вадимович, известно, что вы большой поклонник различных электронных новинок. У вас, кстати, уже есть iPhone 5 ?

– Нет, у меня пока четвертый. Дело в том, что телефон должен быть снабжен вспомогательными устройствами. У пятого даже зарядка другая, так что я не смогу полноценно пользоваться всей своей информацией. Так что я пока повременю. Тем более пока iPhone 5 в России не продается, а я переплачивать не люблю.

– На ваш взгляд, в каком направлении станут развиваться технологии в ближайшем будущем?

– Если говорить об электронных технологиях, то их развитие возможно просчитать. Насколько мне видится, технологический прогресс будет в биологии и медицине. Мы обязаны научиться лечить те болезни, которые сегодня считаются неизлечимыми. Я думаю, что здесь прорыв будет именно технологический, а не фармацевтический. Это и будет следующим этапом развития.

Что касается уже существующих технологий, которые окружают нас, то я полагаю, что мы еще не до конца научились ими пользоваться. И каждый раз, когда мы освоим одну технологию, промышленность (а сегодня это уже не наука) будет давать нам новый инструмент. И снова последует период обучения человека. Если раньше я просто смотрел телевизор, то теперь он стал умным и позволяет мне выходить в Интернет. Если раньше я только звонил по телефону, то теперь с его помощью хочу выяснить, например, где можно приобрести продукты питания рядом с домом и по цене, которая меня устроит. То же самое по медицинскому обслуживанию, коммунальным вопросам и так далее. Прорыв здесь возможен только в нашем обучении и более широком использовании уже существующих цифровых технологий. Они, конечно, в определенном смысле будут развиваться: наверное, мобильный телефон сделают гибким или очки снабдят экраном. Но эти вещи просчитываются. А вот что делать с медициной, с биотехнологиями, с теми же продуктами питания? На мой взгляд, здесь мы еще не дошли даже до понимания целевых задач, что мы конкретно хотим получить.

– Есть ощущение, что, говоря «мы», вы имеете в виду планетарный масштаб. А наше отечество?

– Все мы живем в глобальной экономике и в ее российском сегменте решаем достаточно утилитарные задачи, стремясь стать одной из ее частей. Если научимся выигрывать в конкурентной борьбе, будем лучше жить. Отдавая что-то, будем получать что-то взамен. Перед нами не стоит задача технологического прорыва. Наша цель – найти свое место в жестком, а иногда и жестоком, конкурентном мире. И в рамках всей страны, и в рамках нашей губернии. Мы должны каждый раз показывать, на что мы способны. И выигрывать борьбу.

Коммерческий аспект

– Дмитрий Вадимович, успех пришел к вам рано?

– Перестройка началась в 1986 году, и те, кто мог сориентироваться в новом пространстве, создавали бизнес. Я вместе с товарищами сделал это в конце 1988 года. Именно начало собственного дела помогло мне понять, куда дальше пойдет наше государство, как будут меняться законы, экономические отношения в стране. Из этих ожиданий следовало, придет ли успех или будет неудача.

– То есть вы хотите сказать, что просчитали всё еще в 1988-м?

– Нет, конечно, но вдруг стало понятно, куда дальше идти. У меня был один понятный путь: инженер, потом старший инженер, через начальника сектора – к начальнику отдела, защита диссертации. Зарплата сначала 180 рублей в месяц, потом – 230, 270 и так далее. Но условия изменились, и я вдруг увидел другую дорогу, которая первоначально не дала мне изменений в качестве жизни. Как снимал квартиру, поскольку не хотел жить с родителями, так и снимал. Как ездил на «Жигулях», так и продолжал. Но возможности оказались совершенно другими. И вот понимание того, куда будут двигаться экономика и законодательство, помогло мне увидеть, что этот второй путь открывает более высокие горизонты, позволяет добиться более серьезных результатов, чем на той работе, где я трудился четыре года.

– Возможно, вам стоит книгу об этом написать – «Пособие для начинающих бизнесменов»? Или в сегодняшних условиях это уже неактуально?

– Я считаю, что возможности сейчас есть. И они никак не меньше, чем были тогда. Мы видим, как быстро и какого успеха добились Билл Гейтс или Марк Цукерберг. Неважно, что они сделали это в США, есть примеры и в Польше, и в Венгрии, да и в нашей стране. Возможность добиться поставленных перед собой целей есть у многих. Что же касается книги, то она нужна не как описание того, что было, не как расшифровка экономических законов, скорее — это методическое пособие, как жить дальше. Это должен быть анализ нашего общества с точки зрения бизнеса. В 70-80 годы мы даже не могли представить, что это возможно. Вот такая книга о том, как смотреть на окружающий мир с точки зрения экономики, сейчас будет в самый раз.

Философский аспект

– Дмитрий Вадимович, в студенческие годы вы задумывались о том, чего хотели бы достигнуть годам эдак к пятидесяти?

– Никогда не ставил перед собой конкретных сроков. Я рационален и всегда понимал, что по пути к своей цели есть риск оступиться. Не вижу смысла, как в советское время, добиваться чего-то к 7 Ноября или 1 Января – это в принципе губит идею. Нужно ставить задачу и решать ее, как таковую, а не к определенной дате. Поэтому я не ставил себе конкретных целей: ни к 30 годам, ни к 40, ни к 50. Жизнь получалась вне зависимости от красивых дат, и сейчас она ставит передо мной новые задачи. Поверьте, они рассчитаны на многие годы вперед. И дай бог, чтобы так было и дальше.

– По жизни вам везло на людей, которые вас окружали?

– Везло колоссально! Прежде всего повезло с супругой, с друзьями, с которыми начинал свой бизнес, которые и сегодня меня поддерживают. Я считаю, что без этих людей мне бы не удалось добиться в жизни того, чего я добился. И не удалось бы преодолеть трудности и неприятности, с которыми сталкивался по жизни. У меня большой, хороший запас друзей, ими я и богат.

– Может быть, вспомните момент, когда вы сформулировали для себя личностное понимание мира, если хотите, философию Дмитрия Зеленина? Когда вы ответили себе на фундаментальные человеческие вопросы о добре и зле, о смысле жизни?

– Я думаю, что это произошло в студенчестве. Мне было 21-22 года, и я изучал философов – и материалистов, и идеалистов, и субъективных идеалистов. Я понял, что никак не могу разобраться (к сожалению, знаний просто не хватало, да и работа мешала), почему мир создан именно таким. С того времени, наверное, и перестал задавать себе совсем уж глобальные вопросы. Сегодня я считаю, что моя миссия в этой жизни прежде всего связана с детьми, с семьей. И, по большому счету, я не вижу для себя более глобальных целей. Всё остальное носит временный – краткосрочный или долгосрочный – характер.

Я не считаю, что у меня есть какая-то своя идеология. Да, я уважаю людей, ищу в них заложенный потенциал, ищу доброту и уважение к окружающему миру. Бывает, что и ошибаюсь в ком-то, но тем не менее стремлюсь находить в человеке его лучшие качества. Если это можно назвать моей философией, то пусть будет так.

– Скорее всего здесь можно говорить о жизненных принципах Дмитрия Зеленина...

– Наверное, это так и есть. Суть в принципе общения с теми, кто тебя окружает. Не с точки зрения управленца, а в качестве взаимоотношений людей внутри общества. Я считаю, что добром необходимо делиться с людьми не потому, что ты обязан это делать, просто это в тебе заложено изначально. Вот это, наверное, мой основной принцип.

Креативный аспект

– Дмитрий Вадимович, существует ли еще сфера, где вы хотели бы себя попробовать: написать песню, сочинить поэму или какой-то кулинарный рецепт изобрести? А может быть, выучить китайский язык...

– Я привык ставить перед собой задачи достижимые и имеющие практическую пользу. Хотя, может быть, на пенсии и захочу выучить китайский. Тем более что китайцев становится все больше и больше, как, впрочем, и жителей Индии. Поэтому какую-то перспективу в этом для себя можно найти. Если и не в мой век, то в век моих детей с Китаем точно будет что-то связано. Так что стоит научиться их понимать. Но это точно не задача сегодняшнего дня. Дай бог сейчас решить другие задачи, а когда мне будет 70 лет, можно и за китайцев взяться.

– Это что касается языка. А по поводу музыки что можете сказать?

– Я еще в школе и в первые годы студенчества пытался что-то играть на гитаре и немного петь, но большого результата, впрочем, как и уважения своих одноклассников-однокурсников, на этом поприще так и не добился. Я понял, что это не для меня. Хотя сейчас у меня есть желание научиться петь. Говорят, это не так уж трудно, надо взять порядка 50-70 часов уроков. Но это время надо еще найти, поэтому я сначала найду 70 свободных часов, а потом уж решу, готов ли потратить их на обучение вокальному мастерству. В моем случае даже скорее навыку.

– А есть ли какая-то песня, которая вас сопровождает по жизни?

– Всю жизнь – точно нет. У каждого периода времени есть свои композиции, тем более что постоянно появляется что-то новое. Поэтому какую-то одну мелодию или песню «на всю жизнь» я для себя выделить не могу.

– Кстати, а за рулем вы напеваете что-то или просто музыку слушаете?

– По большей части я включаю информационные радиостанции, под которые напевать сложновато. Помню, что когда был студентом, напевал что-то себе под нос, но сейчас как-то отвык от этого...

Спортивный аспект

– Дмитрий Вадимович, хорошо известно, что из всех ваших увлечений главным, пожалуй, является спорт. Какому виду сегодня уделяете больше всего времени?

– Я выбрал для себя несколько направлений в спорте и совершенствуюсь именно в них. Некоторые были отложены в связи с губернаторством – например, параплан хотел освоить, но не получилось. Также планировал сделать сальто на виндсёрфинге, тоже времени не хватило. Соответственно в 2003 году прекратил попытки. Сейчас хочу понять, нужно ли мне это вообще. Но уже сегодня в виндсёрфинге практически восстановил свои навыки, в кайтсёрфинге вспомнил то, что знал. Но этому, вы понимаете, по-прежнему могу всего 6-7 дней в году отдавать.

– Ну а времени на ежедневную зарядку сейчас хватает?

– На ежедневную не хватает, но три-четыре раза в неделю поддерживаю форму, занимаюсь дома в спортивной комнате. Это должно быть обязательным! Конечно, хоть я и считаю себя молодым человеком, но годы уже все-таки не те. Восстановить то, что я мог делать в зале лет 15 назад, уже, наверное, не смогу. Но стараюсь.

– Ваша улыбка на фразе, что годы уже не те, что означает?

– Она означает, что душой я молод, а физически уже что-то не то. Я имею в виду спорт, конечно. Тонус мышц, суставы дают о себе знать. Физические возможности уже не те, но техника и разум в какой-то степени компенсируют утрату.

Тверской аспект

– Вас не смущает, что сегодня Дмитрия Зеленина чаще всего называют экс-губернатором? Имею в виду именно приставку «экс».

– На самом деле я не очень люблю эту приставку. Но в данном случае она вполне точно описывает меня: если я был наиболее популярен как губернатор, то пусть теперь будет экс-губернатор. Буду стараться стать известным в чем-то еще, и тогда, наверное, эта приставка уйдет сама собой.

– Сегодня СМИ все чаще называют вас фермером Зелениным...

– Когда мы говорили о том, чему я хотел бы научиться, то в сфере сельского хозяйства для меня сейчас просто, простите за каламбур, непочатый край знаний, которые мне необходимо приобрести. И сейчас я планомерно штудирую эту тему. Надеюсь, что продвинулся достаточно далеко, но при этом есть еще многое, что предстоит изучить. Думаю, что от фермерства я пойду дальше, скажем, к изучению технологий переработки и пищевой промышленности. Поверьте, весь этот сельскохозяйственный блок для меня всерьез и надолго.

– Возможна ли в таком случае ситуация, когда Дмитрий Зеленин подобно императору Тиберию скажет: ну какой я политик, посмотрите лучше на мою капусту – в вашем случае на картошку под Старицей?

– Картошка, конечно, дело хорошее. Но боюсь, что я так не скажу. Думаю, экс-император просто нашел ответ, который на то время ему показался наиболее остроумным. В нынешних условиях фермерство – это в любом случае бизнес, экономика, это не развлечение. Кратко сформулирую свою задачу в сельскохозяйственном бизнесе: себестоимость картошки в нашем регионе должна составлять три рубля за килограмм. Когда я решу эту задачу, пойду дальше. При этом я не ограничиваюсь только одной задачей, параллельно занимаюсь другими проектами.

– И вполне очевидно, что многие из этих проектов так или иначе связаны с Тверской областью?

– Да, я живу в Тверской области, на нашей территории. Мне она нравится, и нравится то, что меня окружает. Поэтому я здесь и остаюсь.

И все-таки итоговый аспект

– И все-таки, Дмитрий Вадимович, хоть вы и не хотите с этим соглашаться, но 50 лет – это подведение итогов.

– Да, но я не стал бы концентрировать внимание на каких-то датах. Подведение итогов к 1 Января – наверное, это интересно, потому что дальше идет неделя отдыха. А 50 лет – это никак не итог. Слишком много начато до этого и будет продолжаться еще несколько лет. Итог – это, например, то, что теперь я не губернатор. И как раз здесь есть смысл подвести итоги одного периода моей жизни и перейти к другому. А на рубеже 50 лет, слава богу, никаких серьезных потрясений у меня нет. Я по-прежнему прописан в Твери на улице Советской. И в этом суть, поскольку делить Тверь на «до» и «после» 50-летия я не буду.

– Но какие-то моменты из вашей жизни все-таки останутся с вами навсегда, даже без их оценки?

– Семья, дети – это навсегда. Это останется со мной. Или тот день, когда мы познакомились с супругой. Наша свадьба, дни рождения моих родных и близких – всё это этапы не только их жизни, это и моя жизнь. Окончание школы, института, работа в «Норильском никеле», губернаторство. Можно многое вспомнить, но все-таки жизнь – она же непрерывная, и я бы не делил её на какие-то временные отрезки. Человек силен тем, что у него внутри, своей душой, волей. И там нет этапов. Когда ты сломаешься или, наоборот, будешь абсолютно счастлив, окружающий мир может этого и не знать. Добивайся своей цели, учись и добивайся. Вот основа жизни.

– Сегодня вы можете расставить приоритеты на будущее: экономика, политика, может быть, думаете о том, как бы дочек замуж выдать?

– Прежде всего я хочу добиться результатов в бизнесе. А дочки пойдут замуж, когда захотят. Тем более что до этого еще предстоит пережить несколько последних звонков и выпускных – все-таки четверо детей. Задачи есть, и дай бог, чтобы они реализовались. Но уже сегодня моя жизнь рассчитана на многие-многие годы вперед. И я не стану делить ее на этапы, просто буду добиваться поставленных целей.

Читайте «МК в Твери» в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах