И жители, и гости нашего региона могут констатировать факт: волжские берега застраиваются все активнее. Сегодня в глобальной сети масса объявлений о продаже прибрежных участков в Тверской области – как правило, бывших сельхозугодий. У самой кромки воды вырастают уже не поселки – целые города особняков. Об этом пишут в газетах, говорят по телевизору.
Не суйся в воду
Проблема далеко не нова, но злободневна. Сейчас доходит до того, что люди, живущие не на «первой линии» в некоторых районах Верхневолжья, даже не могут подойти к реке, находящейся метрах в ста от их дома.
Подобные жалобы от тверитян ежедневно поступают и в управление Росприроднадзора по Тверской области. Жители сообщают о заборах, уходящих в самую воду, об огороженных пирсах, которые зачастую возводятся с нарушением закона, о строящихся на берегу домах. В 80% случаев факт нарушения подтверждается, 20% обращений приходится на незнание жителями закона.
А потому пару слов о законодательной базе. Водный кодекс четко характеризует понятие «водоохранная зона». Это территория, примыкающая к береговой линии. И ее размер зависит от характеристики конкретного водоема: чем он длиннее - тем шире зона. Например, у ручья меньше 10 км она 50 м, а у реки протяженностью от истока 50 км и больше - 200 м.
Строительство здесь разрешено, но строго при соблюдении санитарных норм. В водоохранной зоне выделяется прибрежная защитная полоса, размер которой зависит в том числе от уклона берега и составляет от 30 м до 200 м. Здесь запрещено любое капитальное строительство, но разрешено приобретать участки или брать их в аренду. То есть если, к примеру, территория прибрежно-защитной полосы захватывает часть участка, то можно разместить дом и подсобные строения за ее пределами, а непосредственно на ней - сад или места отдыха. Небольшой нюанс: размер прибрежной защитной полосы определяют органы местного самоуправления.
А теперь о 20-метровой зоне или, как ее принято называть, бечевнике. Много вопросов по поводу возможности «прихватить» береговую линию, сделать личный пляж, причал. На них следует ответить однозначно. "Прихватывать" нельзя ни в аренду, ни в собственность. Все, что ближе 20 м от воды, - места общего пользования, и доступ граждан на эту территорию не может быть ограничен.
Однако это в теории. Фактически мы видим другую картину.
Эллинг, похожий на дом
В прошлом году управлением Росприроднадзора по Тверской области по факту ограничения свободного доступа к водоему выдано 9 постановлений, в том числе юрлицам. Наложено штрафов на сумму порядка 500 тысяч рублей. Конечно, санкции в размере до 1500 рублей на граждан или до 30 тысяч на предприятие просто смешные, и они вряд ли могут испугать и пошатнуть финансовое положение хозяев прибрежных застроек. Но сегодня позиция Росприроднадзора в отношении незаконных строений в корне изменилась. Если раньше, как правило, владельцы годами оплачивали штрафы, то теперь речь идет о сносе. Кроме того, управление ввело новую практику: дисквалификацию руководителей на срок до 3 лет в случае, если они не выполняют требования.
- Сегодня работа инспектора складывается следующим образом: приезжаем, фиксируем нарушение, наказываем, одновременно выдаем предписание о демонтаже, срок исполнения которого, как правило, 2-3 месяца. Убежден, этого времени вполне хватит, чтобы привести все в соответствие с действующим законодательством, - рассказывает руководитель управления Алексей Кузьмин. - Если спустя это время строение по-прежнему находится в 20-метровой зоне, направляем документы в природоохранную прокуратуру. В итоге получаем судебное решение на демонтаж.
Таким образом, за год было снесено более 10 строений, среди которых заборы, бани и даже туристические объекты размещения. Например, в прошлом году в ходе рейда по так называемым островам А и Б Иваньковского водохранилища инспекторы обнаружили домики, построенные в 4 метрах от уреза воды. А это, как отметил Алексей Кузьмин, не только нарушает Водный кодекс, но и создает реальную угрозу жизни и здоровью людей. В случае поднятия уровня водохранилища дома вместе с отдыхающими могли попросту оказаться в воде. Сейчас по решению суда компания демонтирует строения.
Итак, закон запрещает строиться вдоль берега. Но исторически сложилось так, что большинство населенных пунктов в Тверской области возникло вдоль водоемов. Разумеется, сносить их никто не станет. Правда, если они были возведены до 2000 года.
Есть спорный момент в части эллингов. Если, как высказал позицию ведомства Алексей Кузьмин, это действительно сооружение для хранения плавсредств, то вопросов нет. Но когда по документам «эллинг», а по факту - многоэтажный дом, в этом случае у Росприроднадзора один ответ: под снос.
Пару слов о пирсах, которые также вызывают недовольство у некоторых жителей региона. Организация парковки для катеров разрешена в случае, если есть договор водопользования. Иначе это рассматривается, как самовольное занятие водоема. Только за год за данное нарушение инспекторами наложено штрафов на сумму свыше 70 тысяч рублей. Как охранять плавсредства – дело хозяйское, но доступ людей к реке, озеру или водохранилищу не должен быть ограничен.
_______________
Безусловно, 10 фактов сноса незаконных строений за год – небольшой объем проделанной работы. Но, как пояснил Алексей Кузьмин, на сегодняшний день территориальное управление не владеет полной объективной картиной. Одна из причин – численность инспекторов. Надзор в Тверской области осуществляют всего 10 специалистов ведомства. А потому Управление Росприроднадзора по Тверской области обращается к жителям: в случае выявления подобных нарушений сообщать информацию по телефону 8(4822)35-58-31, по электронной почте rpn69@rpn.gov.ru или лично, по адресу: г. Тверь, Волоколамский пр-т, д. 3.