МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Тверь

Литературный клуб на страницах "МК в Твери"

Роман Крылов (Торжок)

11-классник школы № 5 города Торжка. Роман – журналист школьной газеты «Шпаргалка», ведет в ней своего рода литературный дневник, оставляя записи о событиях, которые произвели на него какое-то впечатление.

Осенью прошлого года благодаря этой работе, которую мы сегодня представляем читателям, Роман стал победителем городского литературного конкурса на фестивале имени Валентины Кашковой.

Завтра для большинства 11-классников страны прозвенит последний звонок. И это сочинение – мысли о прожитых школьных годах.

Я осознавал, сколько всего интересного упустил

Мои школьные годы, как я думаю, — не такие, как у всех. Из собственных наблюдений и из рассказов старших я сделал вывод, что интерес к учебе у большинства людей с годами уменьшается. Сначала ребенок идет в первый класс: в начальной школе сквозь слезы он старается изо всех сил. В старших классах энтузиазм заметно утихает: начинаются прогулы, несделанные домашние задания и так далее. Последние годы в школе отличаются тем, что у большинства в голове одна мысль: «Поскорей бы аттестат уже выдали». Под конец учебы многие отличники скатываются на четверки, хорошисты - на тройки, троечники заботятся лишь о том, чтобы их банально не отчислили.

Моя история сложилась по-другому. Первый класс я отучился в поселковой школе далеко на севере. Несмотря на хороший ум и сообразительность, отличался крайним непослушанием. Весь дневник у меня был исписан замечаниями. Начиная со 2-го класса я уже учился в Торжке. Был хорошистом, однако в тетрадке были и тройки, принимал участие в олимпиадах.

Перейдя в старшее звено, наверное, почувствовал себя уже взрослым: начались упомянутые выше прогулы и несделанные домашние задания. Я оставался хорошистом, но теперь мне стоило это многочисленной беготни по учителям, у которых я просил дополнительные задания для исправления оценок. Школа не доставляла мне никакого удовольствия. Я встал в оппозицию.

Был спад энтузиазма и, следовательно, успеваемости. Все изменилось в конце 8-го класса. Во-первых, меня отправили от школы в лагерь «Орленок» за заслуги в олимпиадах. Это поощрение дало некий стимул для увеличения моих стараний. Второе событие было таким: у меня выявили сахарный диабет. Уколы, таблетки, диета и еще много неприятностей, которым теперь суждено преследовать меня всю жизнь.

Что стоило ожидать мне? Отчаяния? Упадка духа? Нет. Как завещал нам Горький, «есть только две формы жизни: гниение и горение», и гнить я не собирался. Первое, чем занялся в больнице, это попросил родителей купить книги.

Школу в том году мне посетить больше не удалось. За лето я несколько полюбил чтение, но еще не догадывался, до каких масштабов вырастет эта любовь.

С 9-го класса началось то, что можно действительно назвать «школьные годы чудесные». Я стал проявлять больше инициативы, появились призовые места в областных олимпиадах, успеваемость возросла до «отлично». И ведь даже смешно: восемь лет я и думать не мог, чтобы окончить хотя бы одну четверть на отлично, а II ступень образования завершил с красным аттестатом.

Летом, во время каникул, к диабету прибавились две перенесенные операции, а к ним — усилившееся желание не прожигать жизнь впустую.

В 10-й класс я пошел с искренним рвением грызть гранит науки. К тому времени я увлекался тем, чем только мог: я интересовался астрофизикой, живописью, литературой, биологией, философией и многим другим. По приезде в большие города посещал встречи с писателями, ходил на лектории; я разбирался в живописи так, что в Русском музее и Эрмитаже для меня почти не было незнакомых авторов; следил за книжными новинками, у меня образовалась личная библиотека. Я понял: все, чем сейчас увлекаюсь, когда-то обсуждали на уроках в школе, все это уже было мною услышано, все это пытались мне преподнести на уроках. И с каждым таким воспоминанием я осознавал, сколько всего интересного упустил, сколько полезного не замечал.

Во мне проснулось желание познавать новое. Я уяснил: мало ходить на уроки, чтобы было интересно учиться, надо заниматься образованием и вне школы. Вот тогда появится настоящий аппетит. Я делал доклады, рефераты, просто выходил отвечать у доски не потому, что надо было получить оценку, а потому, что мне было это интересно, потому, что хотел поделиться с остальными тем, что знал сам. Вот это называется «школьные годы чудесные».

10-й класс я закончил на отлично. Летом я искренне скучал по школе. За эти каникулы одолел треть книг, прочитанных мною за всю жизнь. Вот до чего выросла моя «любовь».

11-й класс я начал в многообещающем темпе. Многие меня спрашивают: «А зачем тебе это?» Что мне даст мое школьное усердие? Мне просто это нравится. Мне нравится читать, учиться, беседовать с учителями. «Чем выше человек по умственному и нравственному развитию, чем он свободнее, тем большее удовольствие доставляет ему жизнь» — эти строчки я прочитал в повести «Черный монах» Чехова. Они стали третьим толчком в моей жизни, изменившим мое отношение к учебе.

В этом году я оканчиваю школу… И со мной до конца жизни останутся интерес к знаниям, любовь к книгам. Школа станет добрым воспоминанием о времени, когда я стал другим, открыл для себя новый мир, научился преодолевать трудности и добиваться побед.

Татьяна Винокурова (Тверь)

Поэт, автор и исполнитель песен на свои и чужие стихи. Член областной творческой ассоциации «Содружество литераторов Верхневолжья».

Татьяна – победитель и гость фестивалей и концертов авторской песни, в том числе лауреат Всероссийского фестиваля авторской песни им. В. Грушина (2016), двукратный обладатель премии Президента РФ по поддержке талантливой молодежи, обладатель премии фестиваля «Поющие письмена». Автор четырех сольных альбомов: «Правописание любви» (2011 г.), «Интуитивно» (2012 г.), «Дыши ровней» (2013 г.) и «Свидетельство о чуде» (2016 г.) и поэтической книги «Компас» (2015 г.).

***

Утреннее дивное молчание.

Тонкие стволы в густой смоле.

Теплоход от пристани отчаливал.

Облако лежало на земле.

Белый шум под солнцем растворяется,

Умывает мир святой водой.

Светлый ангел в люльке просыпается.

У него спина с мою ладонь.

Дудочка играет черногорская.

Ангел улыбается во сне.

Ждут добропорядочные взрослые

Счастья, приходящего извне.

Но небес бесхитростное таинство

Над людскою глупостью парит.

Дети есть прямое доказательство:

Счастье созревает изнутри.

***

Пока тверской трамвай трещит по швам,

дырявыми вибрируя боками,

Я острыми своими каблуками

на корке снега оставляю шрам.

Вовсю клубится соминская ТЭЦ,

дымит у магазина продавец.

Под изверженье музыки грузинской

идет прохожий в маске медицинской.

И я иду. Перед глазами муть,

и глотке ни глотка не продохнуть.

Мучительно из смога выбираясь,

я тоже испаряюсь.

Не оттого ли, что печален стих,

что каждое вранье – удар под дых,

как выхлоп человеческой потери,

как дырка в атмосфере?

Я пелена, прорыв на теплотрассе,

шар лопнувший, без тела и без сил

уже лечу над почтой и сберкассой,

Пускаю пар и пыль.

В старании за ложь не ненавидеть

меня учивших не смотреть, а видеть,

не обращать вниманья на смешки

остались от меня одни дышки.

И виден мне сквозь старой линзы край

один трамвай.

***

Колеса-клумбы. В лужах сапоги.

Ты совершаешь первые шаги.

Под ветра дуновеньями вот-вот

мы к северу окончим поворот,

и мир земной, как было испокон,

качается, как детский унисон.

Пока дожди октябрьские идут,

тебя сама сквозь тучи проведу

и расскажу, как небо необъятно

под конусом зеленой голубятни.

Смотри, бежит под стрекот погремушки

мир, Богом поцелованный в макушку.

Екатерина Магнолия (Тверь)

Автор верлибров и прозаических миниатюр. Член областной творческой ассоциации «Содружество литераторов Верхневолжья» и творческого объединения «Струны души».

Произведения Екатерины – отражения внутреннего мира, паутина ощущений и переживаний, перевод эмоций на язык слов.

Награды:

1. Диплом за 2-е место в 5-м молодежном литературном конкурсе «Друзья по вдохновению» в номинации «Лучший рассказ или эссе» (2011).

2. Диплом за участие в конкурсе «Неоновая муза» (2014).

3. Диплом за оригинальность стихотворной формы («Верхневолжские чтения», 2015).

Публикации в литературных альманахах:

«Каблуковская радуга» (2010), «Неоновая муза» (2011), «Лучшие слова» (2011), «Седьмая стихия» (2013), «Иволга» (2013), «Литосфера» (2013, 2014), «Берновская осень» (2014), «СТИХиЯ» (2014), международный студенческий сборник «Приятели» (2014).

***

Смотрю на тебя такими огромными глазами –

вместившими ночь,

глазами, в которых ночь

гнездилась вчера,

а сегодня – целый выводок её птенцов

кричит истошно и тоскливо.

Вот такими глазами смотрю на тебя

я, дыхание затаив.

А сердце стучит и стучит

как будто по нему гадают

любишь – не любишь

и так всю жизнь.

Прикоснись ко мне хоть словом

слова – ракушки. В них слышно море.

Дерево

Дерево звенело солнечными лучами,

Словно монетками – цыганское монисто.

Оно просило не думать над мелочами,

А только смеяться – звонко и золотисто,

Дышать взахлёб подростковым ветром свободы,

Скользя по высоким нотам пташьих симфоний,

Смешивать краски юной апрельской природы

С пьянящим запахом зноя степных ладоней.

Дерево вливало жизнь ароматным соком

В изношенный взгляд забитого миром чуда.

Так народившийся день засыпал под боком

Солнечной кошки, лакающей дождь из блюда.

***

Осторожно – не затуши!

Моя осень почти живая...

Переспелая Луна

Белая, выдрессированная,

Ходящая по ниточке звезд

От моего окна

До твоих снов.

Читайте «МК в Твери» в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах