Роман Крылов (Торжок)
11-классник школы № 5 города Торжка. Роман – журналист школьной газеты «Шпаргалка», ведет в ней своего рода литературный дневник, оставляя записи о событиях, которые произвели на него какое-то впечатление.
Осенью прошлого года благодаря этой работе, которую мы сегодня представляем читателям, Роман стал победителем городского литературного конкурса на фестивале имени Валентины Кашковой.
Завтра для большинства 11-классников страны прозвенит последний звонок. И это сочинение – мысли о прожитых школьных годах.
Я осознавал, сколько всего интересного упустил
Мои школьные годы, как я думаю, — не такие, как у всех. Из собственных наблюдений и из рассказов старших я сделал вывод, что интерес к учебе у большинства людей с годами уменьшается. Сначала ребенок идет в первый класс: в начальной школе сквозь слезы он старается изо всех сил. В старших классах энтузиазм заметно утихает: начинаются прогулы, несделанные домашние задания и так далее. Последние годы в школе отличаются тем, что у большинства в голове одна мысль: «Поскорей бы аттестат уже выдали». Под конец учебы многие отличники скатываются на четверки, хорошисты - на тройки, троечники заботятся лишь о том, чтобы их банально не отчислили.
Моя история сложилась по-другому. Первый класс я отучился в поселковой школе далеко на севере. Несмотря на хороший ум и сообразительность, отличался крайним непослушанием. Весь дневник у меня был исписан замечаниями. Начиная со 2-го класса я уже учился в Торжке. Был хорошистом, однако в тетрадке были и тройки, принимал участие в олимпиадах.
Перейдя в старшее звено, наверное, почувствовал себя уже взрослым: начались упомянутые выше прогулы и несделанные домашние задания. Я оставался хорошистом, но теперь мне стоило это многочисленной беготни по учителям, у которых я просил дополнительные задания для исправления оценок. Школа не доставляла мне никакого удовольствия. Я встал в оппозицию.
Был спад энтузиазма и, следовательно, успеваемости. Все изменилось в конце 8-го класса. Во-первых, меня отправили от школы в лагерь «Орленок» за заслуги в олимпиадах. Это поощрение дало некий стимул для увеличения моих стараний. Второе событие было таким: у меня выявили сахарный диабет. Уколы, таблетки, диета и еще много неприятностей, которым теперь суждено преследовать меня всю жизнь.
Что стоило ожидать мне? Отчаяния? Упадка духа? Нет. Как завещал нам Горький, «есть только две формы жизни: гниение и горение», и гнить я не собирался. Первое, чем занялся в больнице, это попросил родителей купить книги.
Школу в том году мне посетить больше не удалось. За лето я несколько полюбил чтение, но еще не догадывался, до каких масштабов вырастет эта любовь.
С 9-го класса началось то, что можно действительно назвать «школьные годы чудесные». Я стал проявлять больше инициативы, появились призовые места в областных олимпиадах, успеваемость возросла до «отлично». И ведь даже смешно: восемь лет я и думать не мог, чтобы окончить хотя бы одну четверть на отлично, а II ступень образования завершил с красным аттестатом.
Летом, во время каникул, к диабету прибавились две перенесенные операции, а к ним — усилившееся желание не прожигать жизнь впустую.
В 10-й класс я пошел с искренним рвением грызть гранит науки. К тому времени я увлекался тем, чем только мог: я интересовался астрофизикой, живописью, литературой, биологией, философией и многим другим. По приезде в большие города посещал встречи с писателями, ходил на лектории; я разбирался в живописи так, что в Русском музее и Эрмитаже для меня почти не было незнакомых авторов; следил за книжными новинками, у меня образовалась личная библиотека. Я понял: все, чем сейчас увлекаюсь, когда-то обсуждали на уроках в школе, все это уже было мною услышано, все это пытались мне преподнести на уроках. И с каждым таким воспоминанием я осознавал, сколько всего интересного упустил, сколько полезного не замечал.
Во мне проснулось желание познавать новое. Я уяснил: мало ходить на уроки, чтобы было интересно учиться, надо заниматься образованием и вне школы. Вот тогда появится настоящий аппетит. Я делал доклады, рефераты, просто выходил отвечать у доски не потому, что надо было получить оценку, а потому, что мне было это интересно, потому, что хотел поделиться с остальными тем, что знал сам. Вот это называется «школьные годы чудесные».
10-й класс я закончил на отлично. Летом я искренне скучал по школе. За эти каникулы одолел треть книг, прочитанных мною за всю жизнь. Вот до чего выросла моя «любовь».
11-й класс я начал в многообещающем темпе. Многие меня спрашивают: «А зачем тебе это?» Что мне даст мое школьное усердие? Мне просто это нравится. Мне нравится читать, учиться, беседовать с учителями. «Чем выше человек по умственному и нравственному развитию, чем он свободнее, тем большее удовольствие доставляет ему жизнь» — эти строчки я прочитал в повести «Черный монах» Чехова. Они стали третьим толчком в моей жизни, изменившим мое отношение к учебе.
В этом году я оканчиваю школу… И со мной до конца жизни останутся интерес к знаниям, любовь к книгам. Школа станет добрым воспоминанием о времени, когда я стал другим, открыл для себя новый мир, научился преодолевать трудности и добиваться побед.
Татьяна Винокурова (Тверь)
Поэт, автор и исполнитель песен на свои и чужие стихи. Член областной творческой ассоциации «Содружество литераторов Верхневолжья».
Татьяна – победитель и гость фестивалей и концертов авторской песни, в том числе лауреат Всероссийского фестиваля авторской песни им. В. Грушина (2016), двукратный обладатель премии Президента РФ по поддержке талантливой молодежи, обладатель премии фестиваля «Поющие письмена». Автор четырех сольных альбомов: «Правописание любви» (2011 г.), «Интуитивно» (2012 г.), «Дыши ровней» (2013 г.) и «Свидетельство о чуде» (2016 г.) и поэтической книги «Компас» (2015 г.).
***
Утреннее дивное молчание.
Тонкие стволы в густой смоле.
Теплоход от пристани отчаливал.
Облако лежало на земле.
Белый шум под солнцем растворяется,
Умывает мир святой водой.
Светлый ангел в люльке просыпается.
У него спина с мою ладонь.
Дудочка играет черногорская.
Ангел улыбается во сне.
Ждут добропорядочные взрослые
Счастья, приходящего извне.
Но небес бесхитростное таинство
Над людскою глупостью парит.
Дети есть прямое доказательство:
Счастье созревает изнутри.
***
Пока тверской трамвай трещит по швам,
дырявыми вибрируя боками,
Я острыми своими каблуками
на корке снега оставляю шрам.
Вовсю клубится соминская ТЭЦ,
дымит у магазина продавец.
Под изверженье музыки грузинской
идет прохожий в маске медицинской.
И я иду. Перед глазами муть,
и глотке ни глотка не продохнуть.
Мучительно из смога выбираясь,
я тоже испаряюсь.
Не оттого ли, что печален стих,
что каждое вранье – удар под дых,
как выхлоп человеческой потери,
как дырка в атмосфере?
Я пелена, прорыв на теплотрассе,
шар лопнувший, без тела и без сил
уже лечу над почтой и сберкассой,
Пускаю пар и пыль.
В старании за ложь не ненавидеть
меня учивших не смотреть, а видеть,
не обращать вниманья на смешки
остались от меня одни дышки.
И виден мне сквозь старой линзы край
один трамвай.
***
Колеса-клумбы. В лужах сапоги.
Ты совершаешь первые шаги.
Под ветра дуновеньями вот-вот
мы к северу окончим поворот,
и мир земной, как было испокон,
качается, как детский унисон.
Пока дожди октябрьские идут,
тебя сама сквозь тучи проведу
и расскажу, как небо необъятно
под конусом зеленой голубятни.
Смотри, бежит под стрекот погремушки
мир, Богом поцелованный в макушку.
Екатерина Магнолия (Тверь)
Автор верлибров и прозаических миниатюр. Член областной творческой ассоциации «Содружество литераторов Верхневолжья» и творческого объединения «Струны души».
Произведения Екатерины – отражения внутреннего мира, паутина ощущений и переживаний, перевод эмоций на язык слов.
Награды:
1. Диплом за 2-е место в 5-м молодежном литературном конкурсе «Друзья по вдохновению» в номинации «Лучший рассказ или эссе» (2011).
2. Диплом за участие в конкурсе «Неоновая муза» (2014).
3. Диплом за оригинальность стихотворной формы («Верхневолжские чтения», 2015).
Публикации в литературных альманахах:
«Каблуковская радуга» (2010), «Неоновая муза» (2011), «Лучшие слова» (2011), «Седьмая стихия» (2013), «Иволга» (2013), «Литосфера» (2013, 2014), «Берновская осень» (2014), «СТИХиЯ» (2014), международный студенческий сборник «Приятели» (2014).
***
Смотрю на тебя такими огромными глазами –
вместившими ночь,
глазами, в которых ночь
гнездилась вчера,
а сегодня – целый выводок её птенцов
кричит истошно и тоскливо.
Вот такими глазами смотрю на тебя
я, дыхание затаив.
А сердце стучит и стучит
как будто по нему гадают
любишь – не любишь
и так всю жизнь.
Прикоснись ко мне хоть словом
слова – ракушки. В них слышно море.
Дерево
Дерево звенело солнечными лучами,
Словно монетками – цыганское монисто.
Оно просило не думать над мелочами,
А только смеяться – звонко и золотисто,
Дышать взахлёб подростковым ветром свободы,
Скользя по высоким нотам пташьих симфоний,
Смешивать краски юной апрельской природы
С пьянящим запахом зноя степных ладоней.
Дерево вливало жизнь ароматным соком
В изношенный взгляд забитого миром чуда.
Так народившийся день засыпал под боком
Солнечной кошки, лакающей дождь из блюда.
***
Осторожно – не затуши!
Моя осень почти живая...
Переспелая Луна
Белая, выдрессированная,
Ходящая по ниточке звезд
От моего окна
До твоих снов.