Золотая осень пробуждает творчество. А воплощенными в жизнь шальными идеями хочется потом поделиться. Проводимый ежегодно в рамках кинофестиваля «Окно в Европу» конкурс «Окно в интернет» щедро дает такую возможность.
«Окно в интернет» – самый крупный и авторитетный интернет-конкурс фильмов и клипов рунета. Несмотря на ставку на короткий метр, это самый долгоиграющий проект. Авторов – любителей и профессионалов – продолжает вдохновлять на будущие дерзания. Многочисленным же зрителям заглянуть в «сеть» можно когда угодно. Здесь как нельзя лучше работает девиз киносмотра «Прогноз за завтра». Как полноценная часть «Окна в Европу» интернет-соревнование преумножает аудиторию самого фестиваля. При естественном и понятном преобладании москвичей и питерцев география авторов расширяется неимоверно! От заграничных Линца (Австрия) и Праги, через Тверь, Владимир, Ярославль, Воронеж, Сочи – на юге, северные Мурманск и Саха-Якутию (вот он бум якутского кино), сибирские Томск и Новосибирск, Алтай и аж до города Оха (Сахалин). Радуют режиссеры из бывших союзных республик, старясь по-прежнему постулировать общее культурное пространство. И общие проблемы.
Короче, Склифосовский
Интернет-голосование за понравившиеся короткометражки признается самой демократичной процедурой на «Окне в Европу». Так же, как и «старший» конкурс, его мини-слепок «Окно в интернет» позволяет оценить все «изюминки» киноприемов, спектр популярных и кровоточащих тем, разнообразие жанров. В прежние годы случалось, что участники «сетевого» киносостязания поражали новаторством, смелостью, широтой взгляда, изяществом куда большими, нежели основной конкурс, пробивали больнее и точнее. Например, в прежние годы фильмами-победителями становились острозлободневная «Конечная остановка» Арсения Гончукова и нежнейший «Светлячок» Натальи Назаровой, забавная анимация «Как Гоголь “Нос” написал» Вики Приваловой. Совершенствуется техника как съемки и визуальных средств, так и подсчета зрительских голосов. На прошедшем VI Интернет-конкурсе произошел банальный казус: видимо, друзья-доброжелатели «налайкали» «своим» намного больше, чем просмотрели на Ютубе. Результат плачевный: 8 участников были дисквалифицированы. Предупреждение на будущее.
Однако трудно удержаться от эмоционального всплеска неравнодушного отношения к творчеству интернет-кинематографистов. В этом году к конкурсу было допущено 230 работ: 125 игровых фильмов, 22 документальных, 30 мультфильмов и 53 клипа. Почти каждая, поверьте, заслуживает отдельного, НЕ короткого разбора и рекомендуется к просмотру. Разумеется, короткометражный блокбастер не снимешь. Хотя не один фильм претендует на антиутопическое обобщение, как, например, фантастический триллер «Предъявите документы» Никиты Ордынского с мужественным Игорем Савочкиным. Замечу: задействованные в «коротком метре» узнаваемые лица – как минимум 50% успеха. Соревнование же нешуточное развертывается, как правило, между камерными драмами, заглядывающими в замочные скважины семейной жизни с большей-меньшей степенью психологизма.
В центре большинства короткометражек – проблема морального выбора (не случайно за выборгским кинофестом закрепился еще один слоган: «трудный Выборг»). Самая забавная, пожалуй, здесь лирическая комедия «Выбор» Алексея Проценко. О том, как парень мечется между симпатичными девушками. Вполне возможно, именно он вырастет в героя фильма-откровения «Полеты», вдохновенно придумывающего себе биографию перед случайными женщинами. Автор – тверской режиссер Александр Аверкиев. Наш Саша весьма достойно, без преувеличения, впервые выступил с тремя работами в столь престижном интернет-конкурсе. Отрадно заметить, что они выигрышно именно смотрелись по сравнению с многими конкурсными «малютками» благодаря камере Дмитрия Ильичева. Уже полюбившийся тверским зрителям фильм «Угол» с Марией Тимохиной и Игорем Лебедевым не оставляет никого равнодушным. Недавно на фестивале SkeyCinema в Москве он победил в номинации "Лучший актерский состав".
По итогам народного голосования в лидеры вышла полуфантастическая драма «Гейм» Алексея Дыховичного. Видимо, игра в нашей жизни занимает столь прочное место, что различные ее проявления, даже экстремальные, вызвали неподдельный бурный отклик. Несмотря на то что на карту поставлена жизнь ребенка. Уровень эмпатии, а также знакомое по «Мажору» лицо Александра Обласова принесли заслуженную победу.
Обо всем понемногу
По единодушному мнению жюри, победителем стала удивительно тонкая, поэтичная картина «Послевкусие» Георгия Заозерского. Точно переданная в миниатюре версия «Варшавской мелодии» «по мотивам» пьесы Леонида Зорина лишний раз подтвердила удачное следование моде на ретро, требующая, несомненно, специального нетривиального подготовленного взгляда. Георгий (победительное имя говорит само за себя) – вгиковский студент Мастерской Владимира Хотиненко и Владимира Фенченко - продемонстрировал владение не просто кинематографическим ремеслом, но и мастерством. Юноше удалось акварельно прорисовать нюансы любовного томления, вроде бы прекрасно знакомые по известной советской пьесе. Но отнюдь непонятные молодому зрителю, наотмашь сбитому с ног финальным аккордом грубого вмешательства государства в личную жизнь. Чудовищный диссонанс с изумительно-настроенческой музыкой Алексея Айги. На изящные туфельки, которые преподносит Виктор возлюбленной Геле на Новый 1947 год, наступают грубыми сапожищами. Урок истории для всех.
Авторитетное жюри присудило и несколько дипломов. «За лучшую режиссуру» – Константину Салтыкову за пронзительную ленту «Не отпускай», грустно перекликающуюся с режиссерским дебютом актера Семена Трескунова «На краю». Проблема молодежного суицида по-прежнему, к сожалению, остается одной их самых болезненных. Юного актера Евгения Первухина наградили «за лучшую мужскую роль» в украинской драме «ЧайлдХуд» Дмитрия Кононова. Настоящий саспенс в духе Дэвида Линча. Мурашки по коже – и от жестокости мальчишек, дико доказывающих ложную маскулинность от безысходности.
«За оригинальное визуальное решение и точный монтаж» получила сюрреалистическая «Я за отца досматриваю сны» Рамиля Хадиулина. Действительно, красиво и необычно, но толкование снов – дело неблагодарное. Семь минут, где собраны практически все закрепившиеся за авторским кино штампы, длятся бесконечно долго. Виктор Кислов с перевернутым «НОВPIṊ LOɄ» удостоен диплома с формулировкой «За талантливый старт в профессии». ВГИКовский почерк заметен: типичная новогодняя и, увы, совсем не рождественская история рассказана так невыразимо печально. Каждый припомнит что-то свое из личного опыта. А ехидная трагикомедия «Обещание» Евгения Милых с Антоном Кузнецовым и Марьяной Спивак демонстрирует, казалось бы, счастливый причудливый поворот, когда в ЗАГС не опаздывают… «Электрический стул» Евгения Зверева награжден «за отличный сценарий и блестящий актерский состав». Еще бы, только увидев Виктора Сухорукова во всей «электростульной» экипировке – можно дальше не смотреть. И уже не важно, перед каким нравственным выбором поставлена героиня Ольги Лапшиной и чем это для нее кончается.
Трогательная мелодрама, современная сказка «Слезы и радости Марьи Петровны» Николая Кириллова негромко напоминает о ценности книг. Закрученный авантюрный сюжет развертывается вокруг районной библиотеки, на здание которой посягают дюже деловые люди. Оригинальный полукриминальный способ спасения книг отдаленно напоминает и отсылает, только в положительно-ироничном ключе, к нашумевшей в свое время тяжелой драме «Бубен, барабан» Алексея Мизгирева. В свете же, казалось бы, частной ситуации с библиотекой ТвГУ незатейливая короткометражка может приобрести особое звучание, безжалостно обнажая общекультурные «болячки».
Нередко в фокусе повествования короткометражек оказываются вещи. Таков «Буфет: непридуманная история» Александры Хлёсткиной. А вот увлекательное документальное расследование «Некто Торгованов» питерского искусствоведа Владимира Васильева, получившее полезный приз – Золотую клубную карту сети кинотеатров «Пять звезд», может быть рекомендовано как образец искусствоведческих, да и чисто человеческих изысканий. «Русский авангард северного извода», требующий андерграундной выставки – это все про картины забытого, но вновь открытого художника. Иронично перекликается с комедией «История одного шедевра» Ксении Нечаевой также из «северной столицы».
Лучшим анимационным фильмом была названа вычурно-изысканная «Следующая поза» Екатерины Жужлевой. Но хочется упомянуть «2,5 секунды» Саши Деевой – 2, 5 минуты пролетает душераздирающая «трагикомичная» история «про то, как меня уронили». А дело было на концерте группы «Дайте танк(!)» Видимо, за супер-самоиронию режиссера допустили и к основному анимационному конкурсу, заслуженно присудив Дипломчик.
Своими впечатлениями о конкурсе «Окно в интернет» поделился Александр Аверкиев. «Ознакомившись с работами других участников фестиваля «Окно в Европу», был приятно удивлен в первую очередь их количеству и, главное, положительному соотношению в сторону интересных, качественно сделанных картин со своим стилем. Оказывается, нас отнюдь немало, готовых вложить себя, время, деньги, мотивировать команду и в итоге показать миру то, что недавно было небольшой стопкой бумаг, которой посчастливилось быть оцененной несколькими энтузиастами. А ведь каждый понимает, что количество людей, которые увидят его труд, с небольшой вероятностью перевалит за пару тысяч в интернете. Фестиваль «Окно в Европу» устроен так, что каждый участник может сравнить свои произведения с другими и зачастую увидеть ошибки еще до того, как их озвучит жюри. А мы как раз на том этапе, где знать ошибки важнее, чем правильные ходы, и главное – имеем право их допускать. Лично я насчитал как минимум 5 авторов, которым уже стоит задуматься о следующем шаге в полный метр. Буду искренне рад, если «Окно в Европу» даст этот шанс хотя бы одному из них.
Все фильмы можно посмотреть на сайте фестиваля https://oknofest.com/.