В Тверской государственный объединенный музей после реставрации привезли четыре уникальные фрески XVII века. Их демонтировали еще в конце 1939 – начале 1940 годов со стен Троицкого Макарьева монастыря в Калязине.
До недавнего времени фрески находились на реставрации в Российском государственном художественно-промышленном университете имени Строганова в Москве. Были восстановлены четыре произведения, которые теперь смонтированы на новое основание и готовы к экспонированию, – это «Девушка со свечами», «Песьеглавое чудовище с дубиной», «Макарий Калязинский» и «Ангел».
– Рассчитываем, что еще четыре фрески отреставрируют в следующем году, – рассказала главный хранитель музейных предметов Тверского государственного объединенного музея Елена Мойкина.
На сегодняшний день в Калязинском краеведческом музее имени Никольского хранятся 10 уникальных фресок из 150 фрагментов монументальной живописи, спасенных сотрудниками музея архитектуры имени Щусева. Наиболее хорошо сохранившаяся фреска «Апокалипсис. Страшный суд» можно увидеть в действующей экспозиции.
Как рассказывают краеведы, в 1654 году храм Троицкого Макарьевского монастыря был от пола до свода расписан фресками, выполненными лучшими иконописцами страны. Калязинские фрески по своей цветовой гамме превосходили фрески Московского Кремля, что в твоем труде «История русского искусства» отметил русский и советский живописец Игорь Грабарь. Монастырь попал в зону затопления, как и большая часть города. Когда об этом узнали деятели искусств, они начали обращаться в правительство, собирали конференции и решали, как сохранить Троицкий собор и его уникальные фрески. На тот момент стены монастыря уже начали разбирать, чтобы использовать кирпич для строительства жилья и хозяйственных построек. Когда зимой 1935 года реставраторы поняли, что фрески не спасти, сюда прибыли художники, которые в мороз смогли снять фрески со стен: они мочили в теплой воде холст, ветошь, присоединяли это к стене и после примерзания запускали под конструкцию полоски металла, откалывая кусочки штукатурки, затем фиксируя результат на деревянных рамах, заливая клеем. Все эти фрагменты долгое время хранились в музее архитектуры имени Щусева в Москве. Они стали лучшими сохранившимися фресками в нашей стране.
Корреспондент «МК в Твери» отправился на тот самый остров за Калязинской колокольней, где вновь оживает монастырь – подробнее читайте в материале.