МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Тверь

В Твери обсудили, как прорубать новые окна в Европу

В этом году в России стартовал рассчитанный на пять лет национальный проект «Международная кооперация и экспорт». Он направлен на качественный рост конкурентоспособности российских товаров и расширение их присутствия на мировых рынках. Одной из целей нацпроекта обозначено увеличение объема несырьевого неэнергетического экспорта к 2024 году до 250 млрд долларов в год, при этом доля экспорта товаров (работ, услуг) должна составить не менее 20% ВВП страны.

Между «хотеть» и «мочь»

Разделив этот целевой показатель поровну на 85 российских регионов, мы видим, что через 5 лет Тверская область должна будет продавать своих товаров за границу почти на 3 млрд долларов.

Насколько реалистична такая задача? Ответить на этот и другие вопросы был призван День промышленного экспортера Тверской области, организованный 4 сентября под эгидой регионального Минпромторга, Фонда развития промышленности, Российского экспортного центра, Торгово-промышленной палаты, Союза машиностроителей и центра оказания услуг «Мой бизнес». В его рамках прошел круглый стол, на котором представители крупных компаний-экспортеров Верхневолжья обсудили возможности, риски и региональные меры поддержки. Им и слово.

- Не секрет, что продажи своей продукции за экономические рубежи страны – это очень привлекательная возможность увеличения рынка сбыта, за который неустанно борются компании, - говорит директор Фонда развития промышленности Тверской области Иван Монахов. – Другое дело, что между «хотеть» и «мочь» для многих расстояние, непосильное для преодоления.

По мнению главы ФРП, основная сложность экспортного процесса для российского бизнеса – недостаточное знание рыночных, традиционных и законодательных условий в стране, планируемой для экспорта, включающее несоответствие предлагаемой цены на товар устоявшимся уровням, а также проблемы с логистикой, разрешительной документацией и информационным обеспечением. В этом ряду и слабая проработка оценки рисков работы с потенциальными партнерами.

Аналогичными наблюдениями поделилась представитель Российского экспортного центра в ФРГ Залина Корнилова:

- У нас много компаний, которые выражают огромное желание выйти на европейский рынок. Но, к сожалению, когда начинаешь искать среди них партнеров для немецких компаний, выясняется, что россияне просто не готовы. Начиная от различных разрешений и лицензий вплоть до такой элементарной вещи, как переведенная на английский язык презентация. Это вроде бы мелочь, но, когда находишь им партнера, контакт сразу же обрывается из-за отсутствия такой презентации.

Зато трудностей перевода не ощущает глава российско-итальянского межпарламентского бюро международных культурных и экономических связей Марко Маркезе:

- Мы помогаем встретиться итальянским и российским компаниям для совместного бизнеса по самым разным направлениям. Для российских компаний это бесплатно. Уже созданы проекты в Московской области и Татарстане. Италия – самый крупный импортер российской продукции. Многие итальянские компании открывают представительства в России, так как здесь для них выгодно заниматься бизнесом (по налогам, зарплате и т.д.). К тому же в России очень хорошие специалисты по сравнению с другими странами. Мы готовы найти партнеров для вашего бизнеса, для вашего будущего.

Дан приказ ему на запад

Больше конкретики хотел бы видеть руководитель Нелидовского ДОКа Руслан Лебедев:

- Многие коллеги, которые здесь собрались, не сориентированы, как работать на экспорт, что нужно поменять, по какому алгоритму действовать. Поэтому такие мероприятия нужны, но, может быть, в более узком и прикладном формате. И хотелось бы, чтобы действующим экспортерам, которым является и наше предприятие, больше оказывали адресную поддержку. Продукция многих не может конкурировать на рынках других стран, потому что наша общая проблема – износ основных фондов. И один новый станок не решит проблему, должна быть целая технологическая цепочка из высококлассного оборудования. Только после этого можно будет говорить, что у нас есть продукт, способный конкурировать с зарубежными аналогами.

А Сергей Туранский, начальник отдела сбыта компании «Стройснабкомплект», свою практическую пользу из Дня экспортера уже извлек:

- Наша компания работает на российском рынке уже 15 лет, и сейчас мы все чаще испытываем потребность продавать свою продукцию на экспорт. Встречаемся на выставках с иностранными компаниями, которые проявляют интерес к нашему продукту – алюминиевому конструкционному профилю. У нас современный станочный парк, и с точки зрения качества мы считаем, что подготовлены к работе на внешний рынок. Среди наших стабильных партнеров – предприятия Беларуси, Казахстана. А благодаря таким мероприятиям, как День промышленного экспортера, мы рассчитываем узнать, как сертифицировать нашу продукцию для стран Евросоюза. Там рассчитываем выдержать конкуренцию за счет более низкой цены.

Есть куда обратиться

- Тверская торгово-промышленная палата регулярно оказывает содействие экспортерам, - отмечает президент Тверской торгово-промышленной палаты Владислав Шориков. – В ТПП РФ существует система представительств за рубежом, которые, по запросу российских экспортеров, оказывают поддержку в поиске контактов потенциальных партнеров, организации встреч и переговоров. Экспорт не является самоцелью для производителя, но это один из показателей достижения определенного уровня его продукции и его качества. Так как мировой рынок очень жесткий в плане конкуренции, более требовательный к продукции, и, если мы оказываемся конкурентоспособными на этом рынке и поставляем на экспорт, следовательно, это показывает высокий уровень развития нашего отечественного товаропроизводителя, поэтому это не сама цель, но один из показателей.

Квотирование по доступу на рынок, евросертификация, недостаточное понимание иностранного рынка и его условий, логистические и таможенные риски, риски возвратности выручки, сертификации продукции – лишь некоторые барьеры, стоящие на пути тверских промышленников за рубеж.

Директор ФРП Тверской области Иван Монахов порекомендовал потенциальным и действующим экспортерам тщательно готовиться к работе в экспортном формате, привлекая профильных специалистов и не забывая о возможности получить различные виды государственной поддержки от Тверского центра поддержки экспорта и Российского экспортного центра.

Читайте «МК в Твери» в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах