Эти два дела объединяет то, что в обоих случаях судили людей по редкой для нашего судопроизводства статье.
Речь идет о 85-й, карающей за нарушение правил безопасности при эксплуатации транспорта. Дела по этой статье редко доходили до суда: нарушители правил движения, как правило, сами становились жертвами своих дел, погибали. Но 30 лет назад в Калининском областном суде рассматривали два дела, где виновные выжили и понесли наказание.
Стрелочница
Людмилу Краснопевцеву в Краснохолмском отделении Октябрьской железной дороги считали отличным работником. Хотя должность ее невелика – оператор стрелочного поста на 293-м километре, или, попросту говоря, стрелочница, и образование – незаконченные восемь классов. Но начальство отмечало ее добросовестность и четкое выполнение служебных обязанностей. Поэтому в то, что случилось 15 февраля 1983 года, многие долго не могли поверить. «Не иначе, как бес Людмилу попутал», - говорили коллеги Краснопевцевой.
В тот роковой день смена стрелочницы Краснопевцевой началась как обычно. Она открывала переезд для проезда автотранспорта, а после по команде линейного диспетчера закрывала. Кроме того, в ее обязанности входила проверка работы электрошлагбаумов на перегоне. 293-й километр не был каким-то очень оживленным участком трассы, но в тот день машины ездили постоянно. Около полудня к переезду подъехал «уазик» местного технического узла связи. Пассажир, сидевший рядом с водителем, высунулся из окна и крикнул Краснопевцевой: девушка, милая, на совещание опаздываем, открой, мы быстренько проскочим!
Вообще-то на такие просьбы стрелочникам реагировать строго запрещено. Инструкция! Как только диспетчер сообщает о движении на линии, стрелочник обязан пропустить состав и только потом открывать переезд. Почему Людмила пошла открывать шлагбаум – уже не понять. Потом говорила, что так и подумала: сейчас этот быстренько проскочит, и снова закрою. Она к тому же совсем забыла, что на переезде второй день не работала сигнализация.
А шел сильный снег, и приближающийся тепловоз не заметили ни водители, ни сама стрелочница. А сам машинист только в последний момент увидел автомобиль на железнодорожных путях. Стал сигналить, применил экстренное торможение, но поздно. Огромный грузовой поезд опрокинул «уазик», протащил по путям и смял в лепешку. Все это видели десятки водителей, ожидавших открытия переезда.
Погиб тот самый спешивший на совещание пассажир, директор Краснохолмского узла связи. Его водитель получил множественные переломы, но выжил. Судебная коллегия заседала в красном уголке того самого узла связи. Стрелочницу Краснопевцеву приговорили к пяти годам лишения свободы. Потом ее амнистировали в связи с юбилеем Победы. Вернулась ли она на железную дорогу, неизвестно.
Капитан
Октябрь 1984 года, Волга, теплоход «Волгодон-505», один из крупнейших грузоперевозчиков на речном транспорте, совершает очередной рейс вниз по Волге к месту назначения – в Камский грузовой район. Теплоходом командует опытный капитан Григорий Цвибышев, имеющий за плечами не одно десятилетие службы на речном флоте. Рейс не обещает никаких неожиданностей, теплоход тянет за собой пустую баржу.
На подходе к Кимрам капитан Цвибышев неожиданно оставил капитанский мостик. В этот рейс взяли нового матросика, который набедокурил, и теперь боцман заставил его мыть палубу. Капитан специально вышел на крыло мостика, чтобы посмотреть, как нарушитель дисциплины будет выполнять поручение. За штурвалом остался рулевой-моторист Степанов. И в это время в капитанскую рубку зашел его дружок механик. Рулевой и механик зубоскалили, пользуясь отсутствием капитана (тот запрещал посторонним лицам заходить в рубку во время движения), на реку при этом не смотрели…
В это время в районе Кимрского моста три школьника возвращались с рыбалки. Они где-то раздобыли лодку и переправлялись через Волгу. Весел не было, гребли обломками досок. Они заметили приближающийся теплоход, стали кричать, махать руками, но корабль двигался, не снижая хода. На берегу и на реке в это время находились люди – в основном местные рыбаки, которые стали невольными свидетелями того, что сейчас могло произойти. Гигантский корабль надвигался на утлую лодку с детьми. Люди кричали, размахивали руками, всячески пытались привлечь внимание. Но на корабле в эту минуту никто не видел их сигналов. В лодке дети тоже отчаянно кричали и звали на помощь. Многие запомнили (эти свидетельские показания после вошли в судебный протокол), что один из мальчиков был одет в ярко-синюю курточку. Эта синяя курточка врезалась в память всем очевидцам.
На корабле рулевой болтал с дружком, капитан на другом борту и следил за тем, как матрос моет палубу. Зато десятки людей видели все как будто на сцене: бортовой номер теплохода, маленькую лодку, отчаянно кричавших детей.
Столкновения избежать не удалось. Огромный корабль подмял лодку под себя и двинулся дальше, не снижая хода. Ни на мостике, ни в рулевой рубке никто даже не обратил внимания на легкий толчок после того, как «Волгодон» потопил лодку. Подумали, что столкнулись с топляком. И только когда первые свидетели добежали до ближайшего телефона (мобильных в то время еще не было) и сообщили о трагедии, о случившемся узнали и на борту «Волгодона». Капитана Цвибышева арестовали, едва теплоход сделал остановку в Кимрах.
Происшествие на Волге вызвало большой резонанс в городе. Гибель трех школьников (причем спасатели так и не смогли найти ни лодки, ни тел) всколыхнула небольшой городок. Судебная коллегия перенесла заседание суда в Калинин, по месту приписки корабля. Капитан Цвибышев на суде полностью признал свою вину, он был больше всех подавлен случившимся. Во время движения корабля, особенно в видимости населенных пунктов, по инструкции капитан обязан находиться на мостике.
Капитана Цвибышева признали виновным в халатности во время исполнения служебных обязанностей и несоблюдении правил безопасного движения водного транспорта. Суд приговорил его к пяти годам лишения свободы. Но, учитывая характеристики капитана и его безупречный послужной список, наказание применили условное.
Автор благодарит за помощь в подготовке материала сотрудниц Тверского областного суда Раису Серафимовну Дементьеву, Нину Туманову, Татьяну Степанову, Ольгу Бравую и Киру Белкину.