МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Тверь

Торжок: полоса препятствий или Кому мешает объединение муниципалитетов

Тема создания новых городских округов не перестает быть одной из самых обсуждаемых.

фото: OK.ru

Тема создания новых городских округов не перестает быть одной из самых обсуждаемых. Напомним: процесс объединения территорий идет в Торжокском, Вышневолоцком и Весьегонском районах. Как подчеркнул губернатор Игорь Руденя, окончательное решение должно оставаться за местными жителями, поэтому в данный момент вопросы объединения обсуждаются на общественных слушаниях. Подробно о перспективах создания городских округов «МК в Твери» уже рассказывал в одном из прошлых материалов.

Стоит отметить, что общественность не осталась равнодушной – мы до сих пор получаем письма от читателей, принимаем звонки, читаем комментарии в соцсетях и напрямую общаемся с местными жителями во время рабочих командировок. У людей возникает много вопросов, и это понятно: любое важное решение нужно понять, вникнуть в детали. При этом мы заметили следующее: на тех территориях, где местная администрация включилась в работу, где жителям объяснили, что к чему, проблем не возникает. Однако в отдельных муниципальных образованиях чиновники откровенно саботируют процесс, замалчивая одно, педалируя другое и при этом запуская слухи. Вот так граждан и настраивают против любых полезных идей!

Перед тем как вновь обратиться к наиболее болезненным темам, давайте вспомним, что это вообще за процесс и для чего он затевался.

Берите, сколько хотите

Если уж быть совсем точными, «берите суверенитета, сколько сможете проглотить». Под таким лозунгом в свое время начались процессы разрушения вертикали власти, созданной еще в Советском Союзе. Уверены, не стоит напоминать, чем все закончилось, добавим лишь для остроты понимания: кое-где местные законы начали превалировать над общегосударственными, внося неразбериху и разобщенность. При этом подобные процессы происходили не только в республиках теперь уже бывшего СССР, но и впоследствии на территории России.

Никто не спорит, это был жесткий вариант, и существовал иной, без перегибов конца восьмидесятых – начала девяностых. Уже в новом тысячелетии, а именно в самом начале двухтысячных, на территории России был проведен своего рода эксперимент. На каждой территории, в том числе в небольших сельских поселениях, появились свои администрации и депутатские корпуса. Муниципалитеты получили отдельные полномочия и бюджеты. В теории эдакий «легкий суверенитет» давал возможность территориям развиваться за счет самостоятельно принимаемых решений, в том числе в части распределения бюджетных средств. Казалось бы, вот она, демократия в чистом виде. Но на практике мы получили лишь раздутые чиновничьи штаты и орды депутатов, которые по факту даже при всем желании (а оно, бывает, и отсутствует!) не могут ничего развивать.

Оказалось, что на уровне сельских поселений невозможно решать стратегические вопросы. Участвовать в федеральных программах невозможно из-за маленьких бюджетов, малой численности населения и площади самой территории. Невозможно силами поселения найти инвестора: ведь когда заводится инвестплощадка, основную часть вопросов инвестору нужно решать в районных и региональных коридорах власти. Поселковые главы и депутаты крупному инвестору просто неинтересны! Да и местные власти, откровенно говоря, попросту не имели опыта общения ни с крупным бизнесом, ни с федеральными структурами.

Кроме того, важно осознать: экономика глобальна. Если мы хотим спасти от деградации отдельно взятый совхоз в отдельно взятом сельском поселении, нам придется искать для него поставщиков комбикормов, семян, техники и искать рынок сбыта – производства и магазины. Без привлечения района и области это просто не получится!

Поэтому вместо участия в долгосрочных программах развития сельские поселения варились в собственном соку, не имея ни сил, ни возможности, а порой и желания сдвинуться с мертвой точки. Печальным, но предсказуемым итогом стал массовый отток населения – и особенно болезненным в этом плане является нежелание молодежи оставаться в родном селе. Ведь действительно, какой смысл в прозябании на территории без перспектив?

Общий тренд

Если мы даже поверхностно проследим историю человечества, легко увидеть одну особенность - даже в периоды максимальной раздробленности возникали торговые и военные союзы, общество постепенно понимало, что решение многих проблем заключается в консолидации. Вместе проще противостоять внешней угрозе, а экономика развивается лишь при активных связях с максимальным количеством участников. Возможно, такое сопоставление кому-то покажется грубым, но не станет от этого менее точным.

То, что работает на глобальном уровне, применимо с определенными поправками и на местах. И у крупных муниципалитетов, появившихся в результате объединения нескольких мелких, гораздо больше возможностей развиваться – еще раз напомним: условия включения в федеральные программы во многом строятся на социально-экономических показателях.

Конечно же, опасения людей вполне понятны – неизвестность пугает, особенно в условиях, когда заинтересованные лица не просто скрывают важную информацию, но еще и искусственно подогревают негативные настроения. Так, многих волнует, что селам урежут финансирование, и все будет стекаться в город – ведь округ же городской! Но давайте говорить откровенно: хуже, чем сейчас, быть не может, а многие сельские поселения дошли до дна. Что толку в крохотных поселковых бюджетах, если их осваивают родственники и друзья обитателей поселковых коридоров власти? Если все, чем по большому счету занимаются сейчас поселковые администрации – это чистка дорог и ремонты по мелочи, чем вообще-то они обязаны заниматься по закону хоть с деньгами, хоть без денег?

Если мы говорим о Торжокском районе, важно понять: никаких «своих» бюджетов у сельских поселений на этой территории давно нет. Район живет на областные дотации, и осенью они, между прочим, закончатся. Но ведь даже обитателям студенческих общаг и коммуналок известно: если завести общий котел и скинуться копейками, расходы уменьшатся. Главное, чтобы у «котла» был грамотный кассир, который умеет соотносить расходы с доходами и способен за них отчитаться.

Точно такая же логика и у объединения. При образовании городского округа финансирование никуда не денется! Только заниматься его распределением будут не на уровне местных администраций, а на уровне всего муниципалитета. И распределение это будет строиться, исходя из нужд всей территории, в том числе подтягивания «слабых звеньев» до общего уровня. Объясним проще: если у сельского поселения нет собственных средств и возможностей починить местную дорогу, они и не появятся по волшебству из ниоткуда, дорога так и не будет починена. А в условиях единого городского округа это станет общей проблемой, которую и решать будут с использованием общего же бюджета. Складывается простая цепочка: единая территория – единый бюджет – единое управление – единое развитие. И не надо слушать непонятные сплетни о том, что в Удомле, Осташкове или Кашине общий бюджет после объединения волшебным образом уменьшился. Везде сократились расходы только по одной строке - на содержание чиновничьих аппаратов. Все остальное осталось на месте!

Та же история с тарифами: абсолютно на всех территориях области и в целом страны, переживших в последние годы объединение, власть четко сдержала данное слово. Льготы для сельского населения сохранены. Что касается платы за проезд в общественном транспорте, то она никак не зависит от того, в городском округе село с деревней или нет. Никаких дополнительных расходов перевозчики в связи с объединением не понесут, а значит, у них нет никаких объективных причин накручивать цены. А от беззакония и жадности не застрахован никто и никогда, вне зависимости от того, будут объединяться город с районом или нет.

Многие переживают: не получится ли так, что на селе после объединения вообще не останется власти? Будут ли люди видеть своих депутатов, если они будут избираться по городскому округу? Еще раз поясняем: поселковые администрации не закроются, они просто будут преобразованы в представительства единого округа. Да, ей придется отчитываться перед руководством городского округа и не будет своего бюджетного кошелька. Но разве контроль – это плохо?

Хотим задать похожий встречный вопрос и по поводу депутатов: не секрет, что сейчас собрать сильные депутатские корпуса на селе трудно. Многих действующих народных избранников отправляли на выборы за неимением кадров чуть ли не в приказном порядке - ведь так? Нетрудно догадаться: чем больше территория, тем больше выбор, тем выше требования, предъявляемые к депутату, и тем выше качество работы депутатского корпуса. К тому же речь о Торжке и Торжокском районе, где много ярких руководителей, политиков, заслуженных людей. Тут надо не пугаться, а радоваться: маленькие села и деревни получат шанс выбрать в качестве своего депутата серьезного человека с районной, а то и областной узнаваемостью. Разве это плохо?

Нет ничего страшного и в понятии «городской округ», которое может показаться кому-то менее почетным, престижным, чем слово «район». Термин – это всего лишь термин, и означает он просто вид административного управления. Уверены, что большинство жителей Зубцова вообще не в курсе, что живут в «городском поселении – городе Зубцов». Это не мешает Зубцову быть по-прежнему городом, а Осташковский район в быту и сейчас все продолжают по привычке называть Осташковским районом, хотя с точки зрения территориально-административного деления он является городским округом. Административная терминология меняется и корректируется довольно часто. Но город от этого не перестает быть городом, а деревня – деревней.

Как это будет?

«МК в Твери» уже писал об этом, но не грех и повторить: процесс укрупнения территорий не является никаким «ноу-хау» Верхневолжья. Напомним про Сахалинскую область, которая состоит из городских округов на все сто процентов, и про Подмосковье, где число муниципальных образований к текущему моменту сократилось на треть.

У нас, в Тверской области, в настоящее время городских округов четыре: это Осташковский, Кашинский, Удомельский и Нелидовский. В каждом из них процесс объединения в свое время проходил, что называется, без шума и пыли. Не нужно далеко ходить, чтобы оценить последствия изменений. Так, например, тарифная политика, которая многих беспокоит по понятным причинам, нигде не была изменена – все осталось по-прежнему. Новое административное образование становится правопреемником ликвидированного, а за те же услуги ЖКХ население платит в прежних объемах.

Никуда не денутся отделения силовых и финансовых ведомств – полиция, налоговая, Пенсионный фонд останутся на своих местах. Школам не нужно будет перепрофилироваться и заново получать лицензии. Закон говорит об этом четко: переименование учебного заведения не является причиной переоформления разрешительных документов. И любые попытки сыграть на этой теме являются спекуляцией.

Что касается поддержки молодых специалистов, то и здесь нет поводов для беспокойства. Данный вопрос находится в компетенции местного самоуправления, и, разумеется, с образованием городского округа необходимость в медиках и учителях никуда не денется. А потому сплетни на эту тему так и останутся сплетнями – власть по-прежнему заинтересована в укреплении кадровой базы в сферах здравоохранения и образования.

Напомним, что также объединение территорий позволит решить и другие актуальные вопросы – это, в первую очередь, вхождение в федеральные программы развития. В плане же ППМИ (Программы поддержки местных инициатив) и вовсе предлагается увеличить долю субсидий: так, участие областного бюджета должно увеличиться с 40 до 50%, а выделяемые суммы планируется довести до 600 тысяч рублей вместо четырехсот. Сами требования к участию округа будут предъявляться такие же, как к району, то есть процедурная часть не изменится вовсе.

Зато, что точно изменится, так это количество чиновников – все дублирующие друг друга отделы и департаменты будут оптимизированы. Сократятся расходы на содержание бюрократического аппарата, управление будет централизованным, и именно этот аспект больше всего беспокоит определенную прослойку людей, привыкших к власти и бюджетным потокам. Многие безвылазно сидят в своих кабинетах на протяжении десятилетий, и отказаться от всего того, что они сейчас имеют, разумеется, трудно. Именно чиновники, которые почувствовали угрозу своему статус-кво, пытаются саботировать процесс укрупнения территорий. Их выгода от сохранения текущих реалий очевидна: они останутся при деньгах и при власти. Населению же в этом случае не достанется ничего – сельские поселения так и будут пролетать мимо федеральных программ, как фанера над Парижем.

К слову, консолидация сегодня затрагивает и региональные властные структуры – недавно стало известно, что областной минсельхоз теперь будет называться министерством сельского хозяйства и продовольствия. Все просто: сырье и конечный продукт должны находиться под единым контролем. Здесь можно провести параллель с товаропроизводителями – как правило, наибольшего успеха добиваются те, кто занимается своей продукцией в полном цикле от поля до прилавка.

Более того, это еще можно расценивать и как сигнал к началу серьезной работы в тех же муниципалитетах - запустить восстановление сельского хозяйства невозможно исключительно на местном уровне. Простыми словами, усадить за стол переговоров фермеров, руководство перерабатывающего предприятия и поставщиков не смогут ни сельские главы, ни сельские же депутаты. Здесь нужен подход на ином уровне – и руководству единого городского округа сделать это будет гораздо проще.

Напоследок хочется сказать отдельным чиновникам: с феодальными амбициями давно пора завязывать. Все прекрасно понимают: единственными обиженными по итогам объединения будете вы, поскольку останетесь без хлебных должностей, зарплат и маленькой, но власти. Но это ваши личные проблемы. А граждане должны сами решить, что для них важнее и выгоднее, получив честную информацию. Так нужно объединение или нет? Мы готовы обсудить это не только на страницах газеты, но и лично, поэтому в ближайшую пятницу мы, тверские журналисты, заглянем в гости к нашим читателям в Мошковское и Тверецкое поселения Торжокского района. Готовьте вопросы, и - до встречи!

Читайте «МК в Твери» в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах