В минувшую субботу на железнодорожном вокзале в городе Бологое можно было наблюдать несколько абсурдную для нашего времени картину. Люди подходили к кассе и воодушевленно спрашивали билеты на паровоз. Кассирша в ответ не крутила пальцем у виска, говоря, что данный вид транспорта давно остался в прошлом, а спокойно продавала желаемые билеты.
Сюрреализм продолжился на перроне. Здесь к людям, одетым в современные одежды, среди которых было немало журналистов с фотоаппаратами и видеокамерами, присоединились «выходцы» из совсем другой эпохи – облаченные по моде начала прошлого века элегантные дамы, офицер царской России с саблей и резко контрастирующий с ним милиционер из советских 30-х годов. Вся эта пестрая компания с радостью и восторгом встретила подошедший в начале девятого утра пассажирский красавец паровоз серии Су под номером 205–74, он был выпущен в СССР с 1924 по 1951 годы. Он подъехал, пятясь задом к уже ожидавшим его двум выкрашенным к зеленый цвет вагонам, гудя и смачно пыхтя паром из трубы.
Так 29 сентября в Верхневолжье под звуки торжественного марша в свой первый рейс из Бологое в Осташков по заповедной Бологое-Полоцкой железной дороге отправился пригородный поезд на паровой тяге. Впервые с 1976 года в России появился не разово-туристический, а регулярный пассажирский паровозный маршрут.
Спустя 40 минут мощный железный красавец паровоз прибыл в Куженкино, где в этот же день открылся железно-дорожный музей под открытым небом. Здесь в интерьере, достоверно воспроизводящем обстановку станций первой половины XX века, паровоз и часть пассажиров в несовременных одеждах смотрелись весьма органично. Среди тех, кто пришел встретить, а заодно и прокатиться на машине из прошлого, была и 70-летняя Галина Гельд, многие годы проработавшая стрелочником на этом направлении.
- Я прекрасно помню то время, когда поезда на паровой тяге были обычным явлением, – поделилась с нами Галина Петровна. – Поэтому сегодня чувствую приятную ностальгию, глядя на этот паровоз.
Председатель Общества любителей железных дорог Алексей Вульфов рассказал, что этот паровоз несколько лет назад можно было чуть ли не на металлолом сдавать, однако, к счастью, он восстановлен в Санкт-Петербурге и теперь обрел новую жизнь в Верхневолжье.
- Сегодня вы видите результат многолетних общих трудов и администрации Октябрьской железной дороги, и энтузиастов-подвижников, и властей Тверской области, - заметил Алексей Вульфов, говоря об открытии паровозного маршрута, реставрации старинных станционных построек в Куженкино и открытии там музея.
Старший машинист паровоза Юрий Яковлев сообщил нам, что этот поезд на пару в идеале может развить скорость до 120 км/ч, но ездить будет не более 60 км/ч. Он топится каменным углем. Для заправки паровоза водой в Куженкино обустроена гидроколонка, вода на которую подается через реконструированную водонапорную башню аж 1907 года.
Добавим, что поезд на паровой тяге будет каждую субботу отправляться из Бологое в 9.25 и прибывать в Осташков в 13.07, следуя с остановками: Бологое - Полоцкое, Куженкино (здесь предусмотрена получасовая остановка), Шлина, Баталино, Фирово, Горовастица, Черный Дор. Обратно паровоз стартует в 15.07 с прибытием в Бологое в 18.21.
Справка "МК в Твери":
С начала 1930-х годов паровозы серии Су были наиболее распространенными пассажирский поездами на пару в СССР. Паровоз, который будет курсировать между Бологое и Осташковом, выпущен заводом «Красное Сормово» в 1948 году для Горьковской железной дороги.