В конце минувшей недели тверские СМИ облетела новость – Верхневолжье вошло в топ-10 наиболее активных регионов по числу поданных заявок на международный туристический конкурс «PROбренд». На первый взгляд, новость проходная. Однако еще не так давно регион в подобных мероприятиях вообще не участвовал, а чтоб при этом еще и перебрать с заявками – такого лет пять назад попросту не могло случиться.
Интересных проектов в сфере туризма сейчас столько, что даже у нас, журналистов, порой разбегаются глаза. В то же самое время важно понимать: эта активность не упала с потолка, не случилась сама собой.
Напомним, около трех лет назад было создано региональное министерство туризма. Поначалу в новое ведомство мало кто верил, определенный скепсис был и у нас. Туризм интересует всех, поэтому новая структура не успела толком заработать и набрать команду, а публика уже начала требовать первых результатов. Они пришли не сразу, но подводя итоги развития отрасли в регионе за трехлетку, констатируем: в этой сфере Тверская область добилась довольно впечатляющих результатов.
Проработана схема взаимодействия между ведомством, муниципалитетами и представителями бизнеса, с нуля создана законодательная база, изучен позитивный опыт других регионов, самое интересное из их практик начали внедрять у нас. В итоге туристическая сфера Верхневолжья начинает обретать форму: это не только медиапродукт, это проекты, которые можно потрогать. И, самое главное, за них не стыдно.
На вышеупомянутый конкурс был выдвинут портал welcometver.ru. Его делали и открывали под ироничные дискуссии, но в итоге сайт вошел в пятнадцать лучших туристических сайтов страны.
Тверская область буквально не вылезает из различных тематических выставок и форумов. Какой журнал о туризме ни открой – везде тверской регион: Селигер, Торжок, Калязин. По магазинам страны победно разлетается лихославльский мармелад. Наши краеведы нарасхват: то водят экскурсии, то пишут колонки на модных столичных сайтах.
Событийный календарь на 2019 год содержит порядка сорока мероприятий – не будем забывать, что туристы едут в регион не только посмотреть на Путевой дворец, но и принять участие в различных фестивалях. К примеру, в августе в областной столице уже в третий раз пройдет «Вкус Верхневолжья», который пока еще находится в стадии становления, но уже довольно известен. Мы не успели оглянуться, а свои фестивали завели все муниципалитеты: в Кашине варят кашу, в Торжке вертят котлеты, в Осташкове пекут рыбники, в Зубцове квасят капусту…
Впрочем, на развитие туризма в регионе можно посмотреть и с другой стороны. Много лет мы говорили о том, что региону нужны туристические центры. И вот недавно в Тверской области стартовал конкурс на открытие новых объектов турпритяжения, где максимальный размер субсидии для победителей составил 1 миллион рублей. Участвуют в нем представители малого и среднего бизнеса, которые сами заинтересованы в привлечении турпотока. Не стоит забывать и об аттестации экскурсоводов, а также гидов-переводчиков – по специальной программе регионального минтура обучение проводится для специалистов бесплатно. Стартовал этот проект еще в прошлом году, тогда были аттестованы 119 специалистов, еще 50 экскурсоводов и 16 гидов повысили свою квалификацию.
Что это значит, если отойти от терминов и цифр? Все просто: казавшиеся разрозненными проекты за три года начал складываться в систему, и к туризму у
нас наконец научились подходить профессионально. Ведь что такое сертифицированный экскурсовод – это, прежде всего, тот, кто знает, о чем говорит, не вводит туристов в заблуждение и, более того, умеет красочно и доступно преподнести информацию.
Явно верит в тверской туризм и федеральная туротрасль. Торжок в ожидании двух миллиардов рублей на восстановление своей исторической части, а туристы уже распробовали торжокский тур выходного дня, и вот уже крупное иностранное издание включило Торжок в тренды текущего года. Не секрет, на малые города России сегодня возникла мода среди туристов, и Торжок имеет все шансы действительно стать примером для других исторических поселений.
Еще одним центром туристического притяжения в регионе всегда была знаменитая затопленная колокольня в Калязине – не будет преувеличением сказать, что она является одним из самых узнаваемых видов Верхневолжья. Объект, напомним, должен в скором времени перейти в собственность региона, после чего начнется его активная реставрация.
И, конечно, отдельно стоит отметить масштабный проект «Волжское море» - будущий кластер круизного туризма, на создание которого выделяется более 1,1 миллиарда рублей. Из них 388 миллионов будет направлено на развитие инфраструктуры. В рамках проекта уже готовится обеспечивающая инфраструктура - в частности, начинается строительство станции водоподготовки в Завидово. Идет работа по созданию системы водоснабжения будущих объектов турсервиса. Давайте вспомним, что же собой представляет проект.
Прежде всего, это целый комплекс в Завидове, который объединит в один логистический узел водный, автомобильный и железнодорожный транспорт. Это будет отправная точка для путешествий по Волге и акватории Московского моря, вдобавок ко всему на территории Завидова предполагается создание гостиничного комплекса с аквапарком. Всего проект «Волжское море» включает в себя шесть составляющих: «Завидово Парк», «Кимры», «Калязин», «Весьегонск», «Конаково» и «Волжские прогулки». Подсчитано, что «Волжское море» будет приносить в консолидированный бюджет региона не менее 300 миллионов рублей в год.
Разумеется, мы учли далеко не все примеры, однако даже этого уже вполне достаточно, чтобы сделать определенные выводы. Туристическая отрасль региона за последние три года действительно изменилась. Проекты не размазаны по времени, они четко расписаны на ближайшие годы, что еще совсем недавно казалось невероятным. Более того, на их реализацию выделяется серьезное финансирование с привлечением федеральных средств.
Внутренний туризм – это золотая жила, которая может вывезти на себе экономику целого ряда муниципалитетов. Но вот, пожалуй, в последних-то пока что заключается единственное слабое место отрасли. Там, где на территориальном уровне есть четкое взаимодействие власти и бизнеса, постепенно создаются маленькие туристические кластеры и центры притяжения. Но так, к сожалению, происходит далеко не везде – там, где главы пашут, засучив рукава, территории на слуху, власть работает с бизнесом, постоянно присутствуют какие-то программы, и турпоток растет. Но есть муниципалитеты, откуда месяцами идет сплошной негатив, а туризмом не пахнет, несмотря на обилие достопримечательностей. И вот тут непочатый край работы.
Очень хочется, чтобы о туризме пеклись не только в профильном ведомстве и в СМИ, но и в муниципалитетах. Ведь именно туда, в конечном счете, должна стекаться львиная доля доходов от туризма. Им и карты в руки.