Буквально неделя прошла с предупреждения, вынесенного УФАС по Тверской области перевозчикам о недопустимости совершения действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства. Другими словами, речь шла о повышении стоимости проезда в маршрутных такси.
Существует два вида регулярных перевозок, предусмотренных федеральным законодательством: по регулируемым и нерегулируемым тарифам. Львиная доля перевозок, осуществляемых в Твери, маршрутными автобусами, относятся к категории нерегулируемых. Что это означает для простых обывателей. То, что право выбирать тариф принадлежит самим перевозчикам. Однако думать, что они действуют только как захотят сами - неверно.
Ограничение состоит в том, что перевозчики обязаны уведомлять об изменении тарифов администрацию города. Не просто сообщать, а объяснить свое решение и дождаться получения на данные действия “зеленого света”. Если администрация понимает, что повышение цен не влечет никаких изменений в качестве оказания сервиса, повышении комфорта и безопасности, она направляет соответствующее заявление в прокуратуру, региональную Службу по тарифам и в ФАС на предмет обоснованности представленных расчетов.
Сегодня в Твери одна поездка по маршрутам № 6, 9, 27, 55, 204, 228 стоит уже 30 рублей, а совсем недавно - 25. Причем, цены некоторые перевозчики пытались поднять еще этим летом. Например, жители района Силикатного завода и Сахаровского шоссе рассказывали, что в маршрутке №19 пытались поднять тариф еще несколько месяцев назад, но общими усилиями цена в 30 рублей продержалась буквально пару дней. Не выдержал перевозчик натиска оскорбленных людей, которые начали звонить во все колокола и телефоны.
Московское метро или тверская маршрутка
Люди, живущие на два города, признаются, что московское метро - не только более удобный и надежный транспорт, но и скоро будет обходиться дешевле тверской маршрутки. По карте “Тройка” одна поездка на метро, монорельсе или наземном транспорте стоит 38 рублей. И это, не считая льгот, для некоторых граждан. Но, извините, кричат люди, у нас-то уровень жизни не московский, да и транспорт не ходит с 5 утра до часа ночи без перебоя, чтобы повышать ценник.
Несомненно есть маршруты, которые люди хвалят. И положительное впечатление о самом автобусе, водителе, конечно, играет большую роль в восприятии новости о изменении стоимости проезда. Если все всем довольны, то плюс 5 рублей воспринимаются, скорее, как чаевые в кафе и ресторанах.
Например, среди жителей нашлись те, кто назвал некоторые маршруты "нормальными", "вместительными и комфортными". Кто-то назвал другие - вполне добротными или “условно-годными”. Но в целом ситуация очень нестабильна, и люди склоняются к мнению, что раз на раз не приходится. Каждая поездка может пройти как угодно. Никогда не знаешь, будет ли это нервотрепка или спокойная, комфортная езда.
Люди-дрова
Вот пример нескольких вопиющих комментариев из сети: “208 - ходит утром каждые 5-10 минут, хотя это автобус, он всегда битком. Некоторые водители везут нас, как дрова, замечание игнорируются, остановки частенько проезжают. А защемление людей дверьми - вообще обычное дело, уже никого не удивишь этим. Да и с место трогаются так, что все кубарем улетают в конец салона, как ветошь!”,
"Маршрутка очень часто прыгает из ряда в ряд, гоняет не по правилам, да что скрывать, в час пик все маршрутки этим грешат, хорошо, если не переедут кого на пешеходном переходе или велосипедистов не собьют. Гоняют, потому что иначе, говорят, не заработают не фига”.
“На всех маршрутах комфорт минимальный, забивают салон до максимума, гонят, словно в квест на скорость играют, двери закрывают раньше, чем люди успеют выйти. Сами машины убогие, например, часто сталкиваюсь с тем, что когда дождь, с крыши вода течет прямо в салон, на тебя, сиденья мокрые. Да и водители иногда знают только две фразы: "за проезд передаем" и" пройдите в салон".
Конечно, не стоит отрицать тот факт, что и среди пассажиров есть конфликтные, не самые вежливые люди, но тут процесс, зачастую, обоюдный. Однако платят деньги люди, а везут их, как дрова.
Теперь по поводу дорогого топлива. Одна молодая пара, Дарья и Кирилл, рассказали, что около 9 часов вечера их везла маршрутка. В салоне они были одни, водитель уже снялся с линии, ехал домой. По дороге он разоткровенничался и рассказал ребятам, что зачастую водители снимаются раньше, если видят, что поток пассажиров становится небольшой, потому что тогда поездка становится невыгодной. Почему? Оказывается на водителей хозяин скинул все: от закупки бензина до обслуживания. Вот и крутятся некоторые бедолаги, набивают салоны до отказа, гоняют, как сумасшедшие и заканчивают работу, как только это становится экономически невыгодно.
У нас документов нету
А кого нанимают водителями на маршруты? Вспомним февральский рейд по выявлению нелегальных маршруток №22, который проводили совместно сотрудники ГИБДД и Ространснадзор. В этой проверки остановили несколько маршруток на пересечении Тверского проспекта и улицы Новоторжской. У водителей не оказалось ни лицензий, ни путевых листов, перевозчики тогда заявили, что в автобусах находились их родственники. Водители же во время задержания, как сообщили позже сотрудники полиции, дерзили, когда их просили предъявить документы, а некоторые даже пытались убежать, бросив свои автобусы на остановках.
По поводу нарушения ПДД маршрутками иронично высказался один из тверских водителей: “Это уже стало для меня какой-то сверхобыденностью, жизненными мелочами, на которые я уже не обращаю внимания.” В сети гуляет не один пост о том, как водители могли стоять по несколько часов на конечных остановках, не обращая внимания на скопившихся пассажиров, а когда люди начинали возмущаться, то им открытым текстом говорили: „Мы не поедем, у нас документов нет, а в городе облавы“. Облавами называют проверки, которые периодически организуют ГИБДД и УГАДН (региональное управление государственного автодорожного надзора, которое занимается контролем пассажирских перевозок, - прим. ред.). Другими словами, до сих пор есть те, кто работает нелегально. Жители Твери комментируют: “Правда и в том, что не только возят не по правилам, но и не уважают пассажиров и зачастую очень плохо знают русский язык, что спросить по маршруту или уточнить что-то бывает невозможно”.
Что же могут предложить жителям Твери перевозчики за накинутые сверху 5 рублей за поездку - за 1 800 рублей в месяц с человека, если считать по-минимуму - две поездки в день, без пересадок и путешествий по другим делам. Ничего, кроме сомнительной и опасной езды.
Тариф "Штрафной"
С 16 октября тверские гсоцсети наводнили комментарии по поводу поднятия стоимости проезда: "Наклеено объявление о повышении цены, но ходить маршрутка стала только хуже, народу столько, что просто не зайти, не пройти. Я сегодня заплатила 25 рублей и никто слова мне не сказал. За что тут 30 рублей платить? За то что ездят не пойми как? Нормальную обувь не наденешь, оттопчут. Светлые вещи и обувь из замши лучше оставить дома, если вы пользуетесь услугами маршруток.
Конечно, люди тоже зачастую ловят маршрутки, где придется и просят остановить на пешеходном переходе, вот только соглашаться с этим или нет - на совести водителей. Местный житель рассказывает: ”Еду в маршрутке перед площадью Терешковой. Одна женщина начинает буквально орать на водителя за то, что тот не открывает дверь по требованию. Водитель начал отвечать вежливо, что остановки тут нет, останавливаться не положено. После этого дама начала крыть его матом, не обращая внимания на других пассажиров. А ведь взаимовежливость и безопасность маршрута должны быть в порядке вещей, а не исключением.
Вот так кто-то строг и неумолим к пассажирам, не читавшим ПДД, а кто-то готов сделать остановку, где угодно. В десяти метрах от официальной остановки, сразу за поворотом, на перекрестке - пожалуйста, не единичный случай в Твери. Например, сразу за переходом, у церкви святого Александра Невского на улице Коминтерна, маршрутки постоянно выстраиваются в длинную цепочку, сигналя друг другу, а некоторые пассажиры спешащие с электричек домой, вынуждены даже перелезать через ограждение. чтобы успеть настигнуть желанный транспорт, иначе объедет и промчится мимо.
Обратимся к статистике. По данным ГИБДД, с января по сентябрь этого года отмечается рост количества дорожно-транспортных происшествий водителями автобусов почти на 14 процентов.
Только в Твери произошло 57 ДТП в которых 70 человек получили ранения. Больше всего аварий с маршрутками зафиксировано в Центральном районе города, следом идет Заволжский.
Аварии с маршрутками уже никого не удивляют. Стиль езды - тоже. Только глухое раздражение коллег-водителей и пассажиров. "Извини, брат, работа такая" - наклеено часто на заднем бампере. Работа, вероятно, и правда нелегкая. Только на выходе должно оставаться одно - довольный пассажир и строгое соблюдение правил дорожного движения. Есть ли это? И за что "накидывать" пятерку в тарифе. На погашение бесконечных штрафов?
Мы получили емкий комментарий тверитянина, который переехал в Москву: “Пока весь мир живет в 2019 году, владельцы маршруток в Твери живут в средневековье. И будут гробить тебя за то, что ты чем-то недоволен.”