Наш рассказ о тверских достижениях был бы неполным без интересных фактов, тесно связанных с императрицей Екатериной II. Так, например, в 1763 году Тверь стала первым губернским городом, для которого отменили действовавший в России полвека запрет на каменное строительство. А спустя 13 лет именно Тверь стала центром первой губернии. Еще через пару лет – первым городом, где государыне был установлен прижизненный памятник (в те времена считалось неправильным ставить монументы властителям до истечения срока их правления, но к Твери отнеслись благосклонно). И, наконец, именно благодаря Екатерине Великой тверские города обзавелись собственными гербами и впервые в России обогатили отечественную геральдику изображениями рака и зайца.
Грозный Фермор
В государственном областном архиве есть интересная папка – документы «Конторы строения города Твери». Это учреждение было создано в мае 1763 года, сразу после разрушительного пожара, практически уничтожившего центральную часть города. Восстановление императрица Екатерина поручила смоленскому губернатору Виллиму Фермору. Фигура его была значительная: он начинал службу еще при Петре Великом, в Семилетней войне в битве при Цорндорфе полки Фермора стояли насмерть, и даже прусский король Фридрих произнес историческую фразу – «этих русских легче убить, нежели победить!». Именно Фермор завоевал для России Восточную Пруссию с Кенигсбергом. Но потом пришел император Петр III, большой поклонник административных и военных талантов прусского короля, и захваченную Пруссию ему вернул. Фермора это взбесило, и он подал в отставку. А когда Петра на русском троне сменила Екатерина, она вновь призвала Фермора на государственную службу и поручила ему руководить восстановлением нашего города после страшного пожара 1763 года.
Екатерина была женщиной суеверной, и уничтожение пожаром Твери, древней русской столицы, да еще в первый год ее царствования, восприняла как дурное знамение. Следовало привести город в порядок, на что Екатерина не пожалела ни средств (выделив единовременно сразу 200 тысяч рублей, сумму по тем временам гигантскую), ни кадровых ресурсов («архитектурной частью» руководил ее любимец зодчий Никитин). К тому времени в России уже полвека действовал запрет на каменное строительство в любых городах, кроме Санкт-Петербурга, введенный еще Петром Первым. Екатерина отменила этот запрет, повелев отстроить Тверь в камне, сделав ее первым (после Петербурга, конечно) русским городом XVIII века, в котором развернулось масштабное каменное строительство. Следовало заново возвести 800 обывательских домов, все присутственные учреждения в центре города, армейские соляные склады и многое другое.
Как мы теперь знаем, вместо хаотичной застройки центральной части города архитекторы предложили перестроить Тверь в камне согласно принципам регулярной планировки. Украшением стал «версальский трезубец» - три луча улиц, расходящихся из одной точки, – как в Санкт-Петербурге, Версале и Риме. Город получил единую планировку, улицы застраивались «единой фасадой», каменными зданиями, располагавшимися как солдаты в строю. А в 1768 году Фермор (ему было уже 67 лет) запросился в отставку. К тому времени город уже более-менее застроили, однако в царствование Екатерины Тверь еще дважды горела, и каждый раз императрица давала денег на восстановление. Не исключено, что она считала наш город талисманом, обеспечившим ей счастливое правление.
Славный Сиверс
В 1775 году Екатерина задумала разделить территорию России на губернии, но прежде следовало проверить эффективность работы новых учреждений. В июне 1775 года Екатерина посетила Московский сенат, где повелела создать учреждения для «областного правления», разделив территорию России на губернии. Однако прежде она предложила создать две «опытные» административные единицы, на примере которых следовало посмотреть, какие учреждения необходимы для губернского правления, сколько нужно чиновников, какие полномочия передать губернаторам и т. д. Для этого эксперимента была выбрана Тверь, к которой императрица особенно благоволила. Кроме того, ее удручало экономическое положение Твери, где городское хозяйство пришло в упадок и требовались энергичные меры для возрождения города.
Забегая вперед, следует сказать, что это начинание Екатерины Великой осталось незавершенным. Создание новых губерний растянулось на все 20 лет, что Екатерина правила Россией. А в 1797 году ее сын Павел, взойдя на престол, порушил и упразднил все начинания Екатерины, распорядившись разделить территорию страны на 12 губерний. Поэтому историки ведут историю Тверской губернии с павловского указа, а «екатерининскую губернию» считают экспериментом, пробой сил, первой попыткой.
Тем не менее, 10 января 1776 года Екатерина подписала указ, по которому создавались первые в российской истории губернии – с центрами в Твери и Смоленске. В состав Тверской передавались уезды из соседних областей и наместничеств: Вышневолоцкий уезд из Новгородского наместничества, Зубцовский и Ржевский – из Смоленского, Бежецкий и Кашинский – из Московского. На следующий день после царского указа в Тверь прибыл первый губернатор, назначенный императрицей, – Яков Ефимович Сиверс, до этого исправлявший обязанности новгородского наместника и военного правителя. Сиверсу предписывалось в кратчайшие сроки создать в Твери все учреждения, необходимые для функционирования губернской власти и особо доложить об этом императрице. Сообщение о том, что в Тверь прибыл новый губернатор, было опубликовано в государственном официальном издании, газете «Санкт-Петербургские ведомости». И Сиверс немедленно взялся за работу.
В государственном областном архиве сохранились распоряжения, сделанные Сиверсом на посту первого тверского губернатора. Он взял за образец государственные учреждения своей бывшей родины, остзейские и прусские. Первым делом он занялся составлением штатного расписания губернского правления, определил, сколько нужно чиновников и какое им будет платиться жалованье. Сиверс создал первые губернские учреждения, в том числе управление финансов, строительства, а также «дворянское попечение», ведавшее вопросами, как сказали бы сейчас, социальной защиты. Сиверс даже разработал порядок встречи губернатора в Твери! Отныне каждый глава губернии должен был давать присягу в здании Тверской духовной семинарии (в 1776 году это было единственное в Твери учебное заведение), где вступление губернатора в должность сопровождалось театрализованным действом, песнями и молитвами, а самому губернатору подносили оду, написанную по случаю начала исполнения им служебных полномочий. Яков Сиверс безупречно выполнил поручение императрицы: приступив к работе 10 января, он уже 4 февраля доложил о том, что все губернские учреждения созданы и работают.
На посту тверского генерал-губернатора Яков Сиверс прослужит пять лет, до 1781 года. Немало составленных им проектов и законодательных актов Екатерина II приняла как образцы для действия в губернских учреждениях, они были напечатаны в специальных инструкциях и в полном собрании законов.
Негеральдические животные
В 1780 году Екатерина поручила специально учрежденной Герольдмейстерской конторе заняться «сочинением гербов» российских городов. Первым населенным пунктом, которому был пожалован собственный герб, стала Кострома. Кстати, в качестве эмблемы для герба был избран императорский корабль «Тверь». Этот герб, к слову, сохранился у Костромы до наших дней. А следом начинают получать гербы и другие города. Контора быстро выработала правила по составлению гербов. В них надо было означать: «милость Ея Императорского Величества к сим селениям, а также обстоятельствы или промыслы оных изобразить». «Милость» показывалась в виде горностаевого меха, короны, царского герба, а «обстоятельствы» обозначались по-разному – груженные рыбой суда, река.
Поскольку городов было много, а фантазии у авторов гербов не всегда хватало, на гербах нередко появлялись странные птицы и животные, которые не являлись геральдическими. Например, Корчева в Тверской губернии стала первым в России городом, на гербе которого изображен скачущий заяц. Лопоухий относится к так называемым «неблагородным» геральдическим животным, и его изображение на гербе не имеет никакого символического смысла. Это так называемое «говорящее» животное, которое изображалось на гербе города только потому, что в окрестностях конкретного населенного пункта этой живности водилось вдоволь. Герб Корчевы описывался так: «...в верхней части щита герб Тверской, внизу в зеленом поле белый красноватый заяц, называемый русак, каковыми зверьками берега реки Волги, на которых сей город построен, отменно изобилуют». Герб Корчевы считался старинным — его императрица Екатерина II утвердила своим указом 18 октября 1781 г.
В том же году государыня утвердила герб Весьегонска, на котором и вовсе изображен черный рак. В мире всего несколько городов и местечек поместили его на герб, и все они сделали это после Весьегонска – так что «весьегонский рак» стал первым в мировой геральдике. Российская геральдическая энциклопедия сообщает, что рак является естественной негеральдической фигурой, символизирует чистоту местных водоемов. Иногда рак олицетворяет осторожность, медлительность, порядок.
Как бы то ни было, тверские рак и заяц стали первыми такими животными в геральдическом «зоопарке» Российской империи, и произошло это благодаря Екатерине. По поводу зайца есть даже местная легенда, согласно которой Екатерина во время путешествия умилилась зайцу, который перебежал ей дорогу, и повелела городу Корчеве, в окрестностях которого произошла эта встреча, дать в гербе изображение зайца, прыгающего через пень. Впоследствии этот герб унаследовал город Конаково.
А уже в ХХI веке Вышний Волочек в Тверской области стал первым в России районным центром, где открыли памятник императрице. 16 сентября 2007 года в центре Вышнего Волочка открылся монумент Екатерине Великой, расположен он на пересечении Ванчаковой линии и Казанского проспекта между Венециановским сквером и зданием Вышневолоцкого драматического театра.