Недавно портал «Тверьлайф» приоткрыл читателям дверь в мир детского подсознания. Ресурс опубликовал рейтинг из самых раздражающих молодое поколение фраз родителей, составила который ученица студии «Юный журналист» и юнкор «Тверьлайфа» девятиклассница Ольга Мартьянова.
Сегодня «МК в Твери» публикует этот перечень, а в качестве приправы к этому блюду - комментарий психолога.
Итак…
- Вот сейчас отец домой вернется и как всыплет тебе!
Эта фраза пример того, как мать неосознанно вызывает страх перед отцом и к тому же показывает свою слабость как воспитателя.
- А если все спрыгнут с крыши, ты тоже спрыгнешь?
Вроде бы ничего плохого. Но моя мама слишком часто это твердила. Пока в один момент я не ответил ей: да, спрыгну. Все, с тех пор я ни разу не слышал в нашем доме этой фразы.
- Иди, уберись, вытри пыль, вытряхни половики.
Безусловно, важные вещи, но ведь можно чуть тактичнее попросить. Ведь вам вряд ли будет приятно, если ваша дочь будет говорить «Иди приготовь мне поесть».
- Сколько можно играть в компьютер?
Опять же родителям невозможно объяснить, что вам сегодня нужно подольше поиграть. Родителям это понять так же сложно, как то, что онлайн-игру нельзя поставить на паузу.
- Кто тебя такую замуж возьмет? Кто на тебе таком женится?
Это может очень сильно ударить по самооценке ребенка. И привести к огромным проблемам с противоположным полом в будущем.
Своим комментарием к этому выплеску детских эмоций с «МК в Твери» поделилась известный человекознатец, душевед и просто психолог Светлана Дутта.
- Безусловно, достижением для юного возраста Ольги Мартьяновой является то, что она совершенно точно подметила: дети воспринимают слова взрослых совершенно не в том смысле, который те вкладывают. И именно поэтому взрослым начиная с самого рождения ребенка надо быть особенно осторожными в формулировке фраз, ведь словом можно исцелить, словом можно ранить и даже убить.
Итак, когда родители что-то говорят, ребенок слышит совсем иное. Да и сам родитель порой не имеет в виду то, что он произносит. Например, фраза «Хоть бы ты куда-нибудь делся (делась)!» не означает, что взрослый желает смерти своему ребенку. Тем не менее сама формулировка этой фразы подразумевает именно исчезновение сына или дочери. Получается, и родитель не понимает смысла, который вкладывает в слова, и ребенок слышит их по-другому.
Что касается фраз, выбранных Ольгой Мартьяновой, конечно, в реакции на них присутствует подростковый и юношеский максимализм. С чем-то я не могу согласиться: например, вполне естественно для любого родителя поинтересоваться, почему ребенок прогулял урок или сколько времени он проводит за компьютером. Но в речи взрослых встречаются действительно нежелательные фразы. Они не про поиск причины и не про действие (Почему ты прогулял урок? Почему ты не сделал чего-либо?). Они про чувства, состояние, внешность, переживания. Например, «Кто тебя такую замуж возьмет?» или «Придет отец – тебе всыплет!». От них у ребенка возникает страх, и такие выражения допускать нельзя.
Более того, дети очень чутко реагируют на дойные посылы. Что это такое? Например, мама говорит ребенку: «Я так хочу, чтобы ты у меня рос, становился крепеньким, умненьким, взросленьким!». Но при этом, как только он делает первый самостоятельный шаг, сразу слышит от матери что-то вроде «Зачем ты вообще туда пошел! У тебя без меня одни неприятности». То есть, с одной стороны, она разрешает ребенку взрослеть, но бессознательно не хочет этого. Такие двойные посылы тоже надо исключать.
А не дай бог мать будет говорить, что ребенок своими поступками ее угробит и доведет до инфаркта! В этих жалобах ему послышится, что он убийца и разрушитель, злой, жестокий и бесчеловечный. И сначала он будет ощущать вину, но позднее научится подавлять это чувство и может действительно вырасти психопатом, способным причинять другим боль. Ведь ему с детства внушали, что он убийца!
Повторюсь: взрослым не следует упрекать детей в чувствах, переживаниях, внешности. Обсуждать и осуждать можно только конкретное действие, - резюмирует Светлана Дутта.