МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Тверь

Тверская область вошла в межрегиональный проект «Большое Золотое кольцо»

Фото: map.autogoda.ru

В первых числах июня было, наконец, исправлено «историческое» недоразумение, казавшееся нелепостью многим патриотам Верхневолжья ещё 40-50 лет назад. Тверская область официально стала полноценной участницей межрегионального проекта «Большое Золотое кольцо».

Их стало девять

Действительно, долгие годы над нами довлело странное чувство какой-то обделённости. Вроде и столицей Руси Тверь была, и ордынцев впервые побили на Бортеневском поле под Старицей, и русские патриархи отсюда родом, да ещё вдобавок в этих краях осеняла вдохновением Пушкина «Петра творенье» – Анна Петровна Керн. Ан нет – любоваться древними храмами туристов возили в Суздаль да Переславль, оставив Твери лишь местночтимое «Пушкинское кольцо Верхневолжья».

Да, Твери выпало стать одним из наиболее пострадавших от богоборческих разрушений ХХ века русских городов. Возможно, прореженный городской ландшафт сыграл свою роль, когда в советском госкомитете по туризму утверждали маршрут «Золотого кольца». Но Тверь никогда не выпадала из общей истории России, и признание этого факта нашло своё отражение на Петербургском международном экономическом форуме 2021 года.

Именно здесь губернатор Игорь Руденя вместе с другими главами регионов-участников и главой Ростуризма Зариной Догузовой подписал соглашение о сотрудничестве по развитию межрегионального проекта «Большое Золотое кольцо». Документ отвечает задаче, поставленной президентом России в послании Федеральному Собранию по расширению сегодняшней версии «Золотого кольца».

Сейчас этот туристический маршрут пролегает через пять регионов России – Московскую, Ярославскую, Костромскую, Ивановскую и Владимирскую области. А в «Большое Золотое кольцо» помимо Тверской включены ещё Калужская, Рязанская и Тульская области.

- Мы выстроим грамотную, удобную для туристов логистику на маршрутах, создадим условия для бизнеса, будем развивать современные отели. Главная задача – подчеркнуть уникальность каждого из девяти регионов «Большого золотого кольца», – отметила Зарина Догузова.

- Это открывает новые возможности для знакомства жителей России и других стран с уникальным историческим наследием нашей страны, с культурой и традициями нашего народа, – прокомментировал соглашение Игорь Руденя.

В ожидании импульса

Как появилось «Золотое кольцо»? Его придумал в 1965 году журналист газеты «Советская культура» Юрий Бычков. В командировке в Суздале ему пришла в голову идея кольцевого маршрута, который мог бы объединить старинные русские города. Глядя на карту, он увидел, что, отправившись из Москвы, можно посетить Владимир и Суздаль, затем взять курс на Кострому, а из Костромы выехать обратно на Москву, только уже через Ярославскую область, с заездом в Ярославль, Ростов и Переславль-Залесский. Впоследствии Бычков сам проехал по изобретённому маршруту, а по возвращении в Москву написал цикл очерков о поездке. Они были напечатаны в «Советской культуре» в 1967 году под общим названием «Золотое кольцо».

- Моё мнение, что своевременнее было бы говорить о вхождении Верхневолжья в «Золотое кольцо» ещё лет 10-15 назад, к чему и призывали тогда энтузиасты тверского краеведения, - прокомментировал эксперт Общественной палаты Тверской области Аршак Туниев. – Активнее надо было популяризировать и фигуру Афанасия Никитина – это же наш тверской Колумб. Хотелось бы видеть регион, как говорится, в первых рядах, а не в арьергарде. Но, в принципе, присоединение Тверской области к крупному федеральному проекту и сегодня остаётся замечательным и прекрасным делом, которое обязательно нужно двигать.

Создание нового туристического продукта, в который вошло Верхневолжье, ведется в рамках «перезагрузки» традиционного маршрута. Это совместная инициатива Федерального агентства по туризму и правительства региона.

Уже идет совместная работа Верхневолжья с правительствами Московской и Ярославской областей по созданию в рамках «Большого Золотого кольца» новых маршрутов. В том числе, это направление «Верхняя Волга», которое включает древние города северо-восточной Руси – Тверь, Кашин, Калязин, Рыбинск и Ярославль. Также планируется маршрут по духовным центрам России Сергиеву Посаду и Калязину. С перезагрузкой Золотого кольца развитие внутреннего туризма получит дополнительный импульс, считает Игорь Руденя.

С тверским губернатором солидарна Любовь Репина, директор турфирмы и лучший гид Верхневолжья 2019-2021 годов:

- Безусловно, для нашего региона хорошо, что Тверь войдёт в трассу «Большого Золотого кольца» России. Туристический маршрут будет проходить мимо интереснейших городов Кашина, Калязина, Углича, Рыбинска. Это позволяет нам плотно сотрудничать с Ярославской областью в плане организации межрегиональных маршрутов. Думаю, что в связи с реализацией проекта «Большого Золотого кольца» у нас появятся хорошие дороги, и это придаст развитию тверского туризма новый импульс, которого мы давно ожидаем. Ведь сегодня из-за труднодоступности некоторые уникальные места выпадают из экскурсионной обоймы. Скажем, часто бывают запросы на города восточной части Тверской области, но когда люди узнают, что из-за качества дороги ехать придётся долго и некомфортно, отказываются. Надеюсь, проект «Большого Золотого кольца» вдохнёт в малые города Верхневолжья новую жизнь и сделает эти маршруты более популярными.

Плюс инфраструктура

Представители и власти, и бизнеса рассчитывают на усиление турпотока и последующее оживление экономики, на развитие инфраструктуры и создание новых рабочих мест, вызванные проектом «Большого Золотого кольца» России. В аппарате регионального бизнес-омбудсмена подчеркнули, что присоединение тверского региона к проекту может вдохнуть жизнь в наши муниципальные образования, включённые в этот маршрут. Ведь туризм является мультипликатором и драйвером для возникновения множества сервисов: общепита, нестационарной и ярмарочной торговли, размещения гостей. А если есть где работать, люди остаются и создают новые виды бизнеса на своей малой родине. Поэтому такие проекты, как «Большое Золотое кольцо», будут способствовать не только развитию туризма, но и сохранению малых предприятий на местах. Кроме того, коль скоро «Большое Золотое кольцо» межрегиональный проект, это шаг по пути модернизации инфраструктуры – дорог, сетей. В этом может помочь и федеральный бюджет.

В успехе нового начинания не сомневается председатель Тверского отделения Российского союза туриндустрии Валерий Иванов:

- Несколько областей наконец-то объединились и сделали общий туристический маршрут. Положительное здесь то, что будут консолидироваться бюджеты этих регионов, отрабатываться механизмы межрегионального сотрудничества. Не каждая область, как Тверская, имеет собственное министерство туризма, активно работающее над продвижением региональных маршрутов. Появится мощная реклама, продвигающая их, в том числе, на международном уровне. Бренд «Золотое кольцо» давно устоялся, он хорошо известен ещё со времён СССР, в том числе за рубежом. И в глазах потребителей с ним может ассоциироваться новый бренд «Большое Золотое кольцо».

Напомним, подобный межрегиональный туристический маршрут уже успешно реализуется. Это «Государева дорога» из одной столицы в другую, соглашение о развитии которой Тверская область заключила на ПМЭФ-2019. Брендовый маршрут объединяет туристические локации четырех регионов: более 100 музеев и памятников, исторические города и шедевры архитектуры. В Тверской области туры включают посещение достопримечательностей Завидово, Твери, Торжка и Вышнего Волочка.

Вдали от столбовых дорог

Включение Твери в «Большое Золотое кольцо» России не оставило равнодушными лидеров местных сообществ и энтузиастов краеведения.

- Можно по-разному относиться к тому, что принято решение расширить «Золотое кольцо», но его перезагрузка, о которой говорилось на Петербургском форуме, безусловно, необходима, - убеждён председатель ТРОО «Центр развития территорий «Волость», основатель Музея гвоздарей в селе Васильевское под Тверью Александр Дылевский. – Даже классические туристические продукты нужно актуализировать, потому что в первую очередь туризм – это про людей, а у людей быстро меняются потребности и интересы. Если после апгрейда в «Золотое кольцо» войдет Тверская область, это замечательно. Но хотелось бы, чтобы туризм жил и за пределами столбовых дорог. Это сегодня реальная возможность развиваться сельским территориям. Лично я вижу в новости о «Золотом кольце» усиление культа туризма в регионе, что должно позитивно сказаться на локальных точках притяжения. Например, мы очень надеемся, что турпоток перераспределится частью и на периферию, особенно на территории, близкие к Твери и районным центрам. Это наша целевая аудитория, и расширение «Золотого кольца» полностью отвечает этой стратегии.

Сейчас наступает благодатное время для небольших частных музеев, для заповедных сел и деревень, считает Александр Дылевский. Сегодняшнему туристу уже не очень интересно смотреть только тривиальные открыточные виды, он хочет заглянуть чуть глубже, увидеть за открыткой жизнь. Важно, если территория готова принять гостя, если у местной власти есть стратегическое мышление и понимание будущности места, тогда дороги починены и открыты, местный малый бизнес комфортно обслуживает маршрут, ключевые места находятся в порядке и благоустроены. Тогда и территория сможет получать доход с крупных турпродуктов, предлагая свою качественную программу.

- Мы стараемся это делать в Михайловском сельском поселении Калининского района, - говорит краевед-энтузиаст. – Пока абсолютно без поддержки местной власти, силами самих жителей. И даже так, уверен, мы сделаем наши ключевые села Васильевское и Михайловское самыми лучшими, куда будут регулярно заглядывать, отъезжая от шумных дорог, гости со всех уголков страны. Сегодня местный Васильевский музей гвоздарей на финальном этапе создания, у нас есть уникальные достопримечательности, и мы от Твери всего в 15 минутах езды. У нас есть все, чтобы создать крутую территорию, и мы готовы радоваться любой новости о развитии туристической отрасли в регионе и видеть ее в позитивном ключе.

У нас нет неинтересных мест

Не сводить местный туризм к одним и тем же заезженным маршрутам призывает известный тверской исследователь старины, журналист, кандидат философских наук, координатор проекта «Тверские своды» и член президиума тверского регионального отделения ВООПИиК Павел Иванов:

- Если «Большое Золотое кольцо» приведет к инвестициям в нашу глубинку, я буду только за. Особенностью современного российского туризма является, на мой взгляд, его разноплановость. Это очень широкая сфера услуг, в которой нельзя существовать только с каким-то одним предложением. Чем разнообразнее продукт, который ты можешь предложить, чем больше ты знаешь и умеешь, тем ты успешнее на этом рынке. Это справедливо и в отношении регионов. У нас в последнее время есть тенденция предлагать какой-то готовый маршрут, якобы самый интересный и рекомендуемый. Но интерес туристов к какому-то разрекламированному объекту, сначала довольно большой, через короткое время начинает быстро спадать. И деньги затрачиваются впустую. Куда больше толку инвестировать не просто в один объект, а в регион в целом. Если под этот проект появятся отремонтированные дороги, современные гостиницы и в целом туристическая инфраструктура, я буду этот проект горячо поддерживать. У нас, скажу по секрету, нет неинтересных районов, но есть такие, в которые реально трудно приехать. Чем плохи Кашин или Красный Холм? Ничем, там есть первоклассные природные и архитектурные достопримечательности. Но к ним далеко не всегда можно добраться, и там мало хороших мест для размещения и отдыха.

На этом фоне, отмечает Павел Иванов, Ярославль, Рыбинск, Ростов Великий и другие города «старого» Золотого Кольца привлекательны не только древнерусскими памятниками и красивыми видами. Туда ведут хорошие дороги и там много туристической инфраструктуры. Турист сам может выбрать и маршрут, и гида, и ресторан, и гостиницу. Обычно выигрывают тот город и район, где туриста встречает разнообразие предложений. Кто-то в Суздале смотрит фрески, а кто-то просто пьет местную хреновуху с огурцом. Но городу интересны и тот, и другой, деньги в городе оставляют оба.

В Тверской губернии первым условием должны стать гостиницы и дороги, удобно связывающие столицы и провинцию. Поэтому хочется надеяться, отмечает краевед, что «Большое Золотое кольцо» – это в первую очередь не декларация о намерениях, а конкретный план инвестиций в инфраструктуру нашего региона.

Читайте «МК в Твери» в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах