МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Тверь

С поезда – за руль автобуса

фото: транспорт Верхневолжья

Ровно 213 лет назад, 20 ноября 1809 года, император Александр I своим указом учредил первый в России единый государственный орган в транспортной сфере – Управление водных и сухопутных коммуникаций. Одновременно был учреждён Корпус инженеров путей сообщения с институтом при нём; так и зародилась в стране, где вместо дорог одни направления, традиция создавать министерства и ведомства того, чего нет.

История на колёсах

Это, конечно же, шутка, как догадался вдумчивый читатель. На самом деле, создание Управления коммуникаций свидетельствует о том, что уже два века назад государственная власть понимала необходимость и развития транспортной инфраструктуры, и подготовки для этого квалифицированных специалистов.

С тех пор транспортная система необычайно разветвилась, и у работников разных видов транспорта появились свои узкопрофессиональные праздники: День работника гражданской авиации, День работников морского и речного флота, День железнодорожника, День автомобилиста. Но приказом по минтрансу РФ в 2020 году был введён новый объединяющий профессиональный праздник – День работника транспорта. И его датой стал именно день выхода царского указа – 20 ноября.

Эту дату отмечают водители пассажирского и грузового транспорта, машинисты поездов и метрополитена, экипажи кораблей и воздушных судов, а также административные, технические и вспомогательные службы – все четыре с лишним миллиона человек, обеспечивающих надёжную работу «кровеносной системы» страны.

Из этой большой армии несколько тысяч работников трудятся на предприятии «Транспорт Верхневолжья», которое уже почти три года задаёт новый уровень организации пассажирских перевозок не только в Тверской области, но и всей России.

А помните эпоху, когда доминирующим видом транспорта в областном центре были маршрутки? Трамвай мог тащиться из Заволжья до вокзала целый час, а маршрутка за сопоставимые деньги долетала минут за 20. Горожане ценили маршрутные такси за то, что они быстрые, манёвренные, часто ходят и остановят, где попросишь. При этом пассажиры закрывали глаза на то, что внутри бывало грязновато, а не всегда связно изъяснявшиеся воители исповедовали лихой стиль вождения, презирающий ПДД. Оттого, кстати, новостные ленты Твери что ни день пестрели заголовками про очередную аварию, падение пассажира при резком торможении или, того хуже, вылет через лобовое стекло маршрутки.

Дорожно-транспортные происшествия не сведены к нулю и сегодня. Однако с появлением на линии больших синих автобусов контролируемого государством предприятия «Транспорт Верхневолжья» ДТП с участием пассажирского транспорта стало на порядки меньше. А главное – люди получили возможность планировать свои поездки в зависимости не от настроения лихача за рулём, а от утверждённого расписания. Его элементарное соблюдение сделало доступнее те отдалённые микрорайоны, куда прежде по вечерам ездили только такси.

В общем, ничего сверхъестественного в Тверской области не произошло, всего лишь была нормально организована работа транспорта – на пользу людям, а не коррумпированному тандему серого маршруточного бизнеса и нечистоплотного чиновничества. Но, как мы видим, чтобы разрубить этот гордиев узел долгие десятилетия ни у кого не доставало ни политической воли, ни опыта. Транспортная реформа, навсегда останется вписанной в историю Твери вместе с именем действующего губернатора Игоря Рудени, который занялся вопросом вплотную, запустив проект, который впоследствии был отмечен президентом Владимиром Путиным, как достойный тиражирования в других регионах России. Путь к цивилизованном пассажирскому транспорту с кондиционерами, мобильным приложением, точным расписанием и достойными зарплатами для жителей собственного региона, был непрост и, тем не менее, все получилось. Ушедшая в прошлое дорожная анархия сегодня вспоминается не иначе как дурной сон.

фото: карина пожогина

Девушка с БАМа

Одним из показателей того, что автотранспортное пассажирское предприятие в Тверской области действительно заработало по-новому, стал и такой необычный факт, что водителями автобусов всё чаще устраиваются представительницы слабого пола. Впрочем, наверное, это устаревший стереотип: большая синяя громадина на колёсах – и хрупкая женщина. Прекрасная половина человечества давно уже покорила двигатели внутреннего сгорания. Очередным подтверждением этого служит пример Евгении Кругловой, которая трудится за рулём автобуса с самого начала транспортной реформы в регионе – с февраля 2020 года.

Она родилась в городе Тольятти, а вскоре молодые и энергичные родители откликнулись на призыв государства и отправились строить БАМ – Байкало-Амурскую железнодорожную магистраль. Так семья перебралась с берегов Волги в Бурятию, на берега Байкала, в тогдашний рабочий посёлок Северобайкальск. В те края с суровым резко континентальным климатом и зимней температурой -42° двести лет назад ссылали декабристов. А сегодня это крупнейший населённый пункт на берегах озера, хотя в восьмидесятых годах прошлого века капитальные строения в юном городе, построенном энтузиастами-комсомольцами, можно было пересчитать по пальцам.

Родительский трудовой запал, очевидно, передался и дочери. В конце девяностых Евгения получила средне-специальное образование, отучившись в северобайкальском ПТУ №19 на проводника и кассира почтово-багажного отделения по железной дороге. Но проводником пробыла недолго, около двух лет. Интереснее и перспективнее показалась работа, где результат труда виден наглядно. Так в трудовой книжке появилась запись «Байкало-Амурская магистраль. Строительно-монтажный поезд №581 треста «Нижнеангарсктрансстрой», штукатур-маляр 3 разряда». Этот трест возводил наземную инфраструктуру более чем 15-километрового самого длинного в России Северомуйского тоннеля, знаменитого также тем, что сооружали его в сложнейших условиях 26 лет.

- Очень люблю строить что-нибудь, мастерить, обои клеить. Всё интересно, всё хочется попробовать в этой жизни. Если что-то руками умеешь делать, даже жить интереснее, - делится Евгения, добавляя, что традиционное женское рукоделье ей не особенно интересно. Зато нравится пропадать на даче, где сад-огород, куры и кролики.

Там же, в Северобайкальске, Евгения встретила будущего мужа. Теперь семья живёт в Твери, у них двое сыновей. Женщина и здесь поработала на стройке, потом попробовала себя в торговой сфере – продавцом и товароведом в крупной розничной продуктовой сети. И вдруг – внезапно для знакомых – прошла водительские курсы по управлению автобусом.

фото: карина пожогина

Работа для сильных

- Почему я стала водителем? – вспоминает Евгения Круглова. – У меня папа, Виталий Васильевич, всю жизнь проработал дальнобойщиком. И когда он возвращался из поездок, мне казалось недостижимым и поразительным, как можно управлять таким огромным транспортом? Только сильный человек способен на это. Машины у папы всегда были большие – что он ездил на «шаландах» (на шофёрском жаргоне так называется крупный грузовик с прицепом – прим. авт.), что народ развозил на автобусах. Всегда просил меня чем-то помочь, всегда ходил с ключами. Мне казалось это таким увлекательным, что прямо с детства загорелось: когда вырасту, обязательно стану водителем. Только не знала, каким именно. Даже сны по ночам снились, как будто еду и рулю.

Вот только ждать свою мечту Евгении пришлось 10 лет, потому что, по её собственному признанию, в те годы на подобную работу предпочитали принимать мужчин. Зато сегодня она – признанный и уважаемый член коллектива, чей труд отмечен благодарностью руководства транспортной компании. Но ещё более ценна любовь и поддержка семьи. Это помогает справляться со стрессом, без которого шофёрская профессия не обходится.

- Водителей всяких-разных хватает. Бывают внимательные, пропускают, понимая, что на автобусе их собственные дети с мамами ездят. А бывают «принципиальные», что не пропускают, долго приходится стоять, и получается большая задержка. Не понимают, что такие же люди торопятся на работу или учёбу. Особенно с утра.

Рабочий день водителя Евгении Кругловой начинается в три часа ночи – это время подъёма. Она готовится к смене, надевает форменную одежду «Транспорта Верхневолжья», вместе с другими водителями едет на служебном автобусе в парк на улицу Шишкова. Проходит медосмотр, у диспетчера берёт документы, осматривает машину – это обязательно и после каждой смены. Проверяет, надо ли заправить свой автобус, залить антифриз, пишет заявки на обслуживание. И – выезд на линию, наматывать круги по маршруту часов до семи. А если пробки, то и до восьми.

На заметку:

В Тверской области корректируют маршруты автобусов

Как сообщает министерство транспорта региона, в Калининском районе с 18 ноября 2022 года по 10 ноября 2023 года будет перекрыто движение по участку автомобильной дороги Р-132 «Золотое кольцо» (от поворота на деревню Пуково до поворота на деревню Александровка). Это связано со строительством автомобильной развязки – подъезда к автодороге М-11 «Нева».

В период перекрытия будут изменены пути следования маршрутов №102 «Тверь – Берёзка», №110 «Тверь – Восток» и №119 «Тверь (автовокзал) – Орша».

Автобусы будут следовать до остановочного пункта «Загородный-2», далее до деревни Пуково и по автодороге «Змеёво – Кушалино – Хохловка» до остановочного пункта «Поворот на Александровку», далее по своим привычным маршрутам. Также по изменённому пути будут следовать автобусы междугородных маршрутов в направлении населенных пунктов Бежецк, Максатиха, Весьегонск, Сандово, Кашин, Калязин, Кесова Гора и др.

Для обеспечения транспортного обслуживания деревни Баламутово с 19 ноября и до окончания строительных работ маршрут №123 «Глазково – Андрианово» изменится на «Баламутово – Андрианово».

Маршрут будет проходить от поворота на деревню Глазково через деревню Змеёво, посёлок Загородный до деревни Баламутово. На нем будет работать автобус малого класса. На остальном участке маршрут останется без изменений (ДРСУ – Речной вокзал – Вагонзавод – Юность – Черногубово – Андрианово).

Время отправления рейсов от деревни Баламутово: 6:55, 10:00, 12:27, 15:20, 18:05.

Время проезда автобуса через остановочный пункт «Речной вокзал» в направлении деревни Баламутово: 8:50, 11:55, 12:50, 14:50, 17:25, 20:05.

фото: карина пожогина

Читайте «МК в Твери» в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах