22 августа губернатор Игорь Руденя провел заседание правительства Тверской области. Основным вопросом стало исполнение в регионе национального проекта «Безопасные качественные дороги».
В масштабах страны
Термин «национальные проекты» давно и прочно вошел в жизнь россиян. Впервые это словосочетание прозвучало в выступлении президента перед кабинетом министров в 2005 году, а вторую жизнь получило в 2019-м, с началом реализации указа «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». В перечень из 14 нацпроектов вошли и «Безопасные качественные дороги», объединившие шесть федеральных проектов. Главной задачей здесь заявлено создание современной, комфортной и надежной транспортной инфраструктуры, а одним из шагов к этому названо увеличение доли региональных автодорог в нормативном состоянии до 60%, в городских агломерациях – до 85%. Благодаря нацпроекту строятся новые магистральные улицы, обходы городов, возводятся масштабные искусственные сооружения.
В прошлом году по всей стране работы велись почти на 6 тысячах объектов национального проекта «Безопасные качественные дороги». Уложено свыше 135 миллионов квадратных метров асфальта. На развитие региональных и местных дорог из бюджетов всех уровней было направлено 420 миллиардов рублей.
Своеобразным дополнением к нацпроекту послужило совещание по вопросам дорожного строительства в июне 2022 года, на котором Владимир Путин потребовал «привести в нормативное состояние не менее 85% всей опорной сети дорог страны в течение пяти лет. По его словам, дороги нужно обустроить не только точечно, в крупных городах и агломерациях, а повсеместно, для этого есть возможности и ресурсы.
По словам вице-премьера Марата Хуснуллина, объем финансирования пятилетней дорожной программы составит около 13,2 триллионов рублей.
К слову, составной частью нацпроекта «Безопасные качественные дороги» является федеральный проект «Модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях». Именно эта тема стала главной на президиуме Госсовета РФ, заседавшем в тот же день, что и региональное правительство Верхневолжья. Было отмечено, что каждый год автобусы, троллейбусы и трамваи перевозят 10 миллиардов пассажиров, и россияне все чаще предпочитают общественный транспорт личному. При этом до 2030 года регионам предстоит обновить более 57 тысяч автобусов.
- Нередки случаи, когда маршруты просто закрываются, так как автобусы уже не подлежат ремонту и выходят из строя, а возможностей восполнять их дефицит нет ни у муниципалитета, а подчас даже у региона. – Поэтому наша важнейшая задача – обновление парка. Общественный транспорт во всех регионах страны должен, конечно, не ветшать, а молодеть, – заметил Владимир Путин и предложил правительству принять соответствующие меры.
В региональном разрезе
- В настоящее время ремонтные работы на дорогах Верхневолжья продолжаются в больших объемах. Сдано свыше 80% от плана. Хочу обратить внимание – часть дорог должна быть введена к 1 сентября. Это объекты, где дети пойдут в школу, расположенные как в городской черте, так и в сельской местности. Необходимо приложить все усилия для завершения ремонтов в срок, – открыл Игорь Руденя заседание областного правительства.
Губернатор поручил обеспечить постоянный контроль над реализацией работ на таких объектах. Глава региона также подчеркнул – отдельного внимания требуют проекты, направленные на повышение безопасности на дорогах региона, создание современных систем контроля и организации дорожного движения.
Что интересно, свой народный контроль ситуации с дорогами ведет и активная часть жителей области. В социальной сети «Вконтакте» люди систематически реагируют на официальные сообщения о проводимых или завершившихся дорожных работах, вписывая в комментарии те маршруты, которые хотели бы улучшить. Ну а резковатая порой форма таких замечаний свидетельствует лишь о неравнодушии наших сограждан к качеству своей жизни. Зато их реплики помогают властям сформировать поистине народную «дорожную карту» участков, наиболее нуждающихся в ремонте.
В целом на территории Верхневолжья в 2023 году по нацпроекту «Безопасные качественные дороги» намечен ремонт на 51 объекте общей протяженностью более 450 километров. Некоторые объекты удается вводить в эксплуатацию с опережением сроков. Среди них дороги «Москва-Рига» – Торопец – Плоскошь; Сонково – Кой; подъезд к городу Зубцову; «Москва-Петербург» – Большие Борки – Нестерово – Черничено; Бежецк – Поречье; «Москва-Рига» – Александровка – граница Московской области; Ржев – Леонтьево; Редкино – Озерки; Выдропужск – Спирово; Спирово – Козлово – Ососье.
Раньше графика стартовали на нескольких дорогах работы, запланированные на следующий год. В частности, это направления Сергиев Посад – Калязин – Рыбинск – Череповец; Западная Двина – Жарковский; Вышний Волочек – Бежецк – Сонково. Практически завершены работы на дорогах Торжок – Осташков, Тверь – Тургиново, Устюжна – Сандово – Молоково – Хабоцкое.
В областном центре в этом году отремонтировали улицу Жигарева, проезд от 2-й улицы Красина до микрорайона Радужный. Близятся к концу работы на улицах маршала Конева, Односторонней, Можайского, Коминтерна, Волоколамском шоссе, 2-й улице Грибоедова, Зеленом проезде. Всего в нормативное состояние по нацпроекту приводят 20 объектов улично-дорожной сети.
Вишенкой на торте дорожного нацпроекта станет, безусловно, открытие долгожданного Западного моста в Твери. Как подпространственная «кротовая нора» в фантастическом романе соединяет две далекие точки Вселенной, так и этот новый мост сблизит разделенные рекой Заволжье и Пролетарку. К этому моменту завершено устройство опор моста, идет сварка и надвижка пролетов. Кроме того, в Тверской области идет ремонт 10 других мостов.
Хорошие дороги – это не только асфальт и металл. Нацпроект включает и заботу о безопасности на дорогах. В частности, в 2023 году на автострадах области будут действовать 154 камеры фотовидеофиксации. Монтируются датчики интенсивности транспортного потока, так называемые «умные» светофоры. Продолжается обустройство новых элементов освещения, искусственных неровностей, ограждений и других атрибутов безопасного и комфортного движения.
Как считают экономисты, существует прямая взаимосвязь между качеством транспортных магистралей и валовым продуктом конкретного региона. Ровнее асфальт – меньше износа и поломок машин, а значит, доставка продукции обходится дешевле и снижается ее общая себестоимость. Строительство новых автомобильных дорог, расширение и модернизация существующих, развитие общественного транспорта и железнодорожной сети направлено на улучшение мобильности жителей и развитие экономики Верхневолжья.