МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Тверь

Молодой ученый из Твери рассказал, как придумать технологический стартап

Фото: Личный архив Михаила Бабайцева

В мае состоялась X Международная научно-практическая конференция «Экономика, управление, бизнес в современном мире: актуальные вопросы и перспективы развития». На ней выступил с докладом магистр истории, аспирант Тверского госуниверситета, промышленный дизайнер, наставник проектных команд, инновационный предприниматель, генеральный директор группы компаний «Авросистем» Михаил Бабайцев. Он представитель когорты молодых перспективных ученых, которые не раз становились героями публикаций «МК в Твери». Со страниц нашего издания Михаил делится опытом создания технологического стартапа применительно даже к человеку, далекому от науки и технологий, а также рассказывает, как получить господдержку для малого бизнеса и какие преимущества дает государство молодым предпринимателям. Со своей стороны редакция приглашает поделиться своим опытом и мнением и других заинтересованных лиц.

Блог его знает

Если спросить у современного ребенка, кем он хочет стать, то он с большой долей вероятности ответит, что видит себя не космонавтом, ученым или артистом, а популярным блогером или бизнесменом. В принципе в этом нет ничего страшного. Современный мир с его ценностями и приоритетами формирует у подрастающего поколения собственный образ идеального себя в будущем. Хорошо ли это? Скорее да, чем нет. Но соответствует ли этот образ реальным запросам экономики? Скорее нет, чем да.

И возникает вопрос: а можно ли совместить приятное с полезным? Например, ученого с предпринимателем или блогером или вообще смешать все три субстанции в одном флаконе? Получится ли из этого что-либо толковое?

Внешнеполитическая ситуация позволила разглядеть внутри страны одну из очень коварных проблем, которая является критически важной для любого государства. Это технологическая зависимость, когда своих сложных и наукоемких товаров и услуг мало или практически нет. И тут, словно снег на голову, «падает» ученый-предприниматель, он же блогер (популяризатор), способный частично помочь решить эту проблему.

Современный ученый, спускаясь с горних высей своего кабинета, волей-неволей начинает интегрироваться в экономику страны. Его изобретения и открытия, упакованные в патенты, начинают становиться действующей силой, на основе которой строится независимое от внешних факторов внутреннее производство товаров и услуг, а также совершенствуются старые технологии. Понятие патента переходит из разряда «нужно, потому что положено по роду деятельности и для отчетности» в разряд «нужно, потому что будет работать». А вчерашний мальчишка, мечтавший о быстрой карьере блогера-миллионника, начинает понимать, что гораздо интереснее глубоко освоить более «приземленную» профессию, докопавшись до ее фундаментальных основ.

И здесь на сцену выходит государство. У него разработаны различные меры поддержки, которые помогают молодому ученому эволюционировать в предпринимателя, а в придачу еще и стать блогером. Эти меры способствуют формированию предпринимательской жилки и жгучего желания рассказать о своем любимом деле через социальные сети, ведь соцсети – отличный маркетинговый канал.

Только лишь ученым доступна такая возможность? Конечно, нет. Это как один из показательных примеров. Перейти в когорту предпринимателей может любой человек: главное - наличие желания и... лени. Лень помогает увидеть рутинные процессы в жизни, которые не хотелось бы бесконечно повторять, предложить пути их автоматизации. А желание не делать что-то из этой рутины (ибо лень) позволяет сформировать свой продукт. Вот так, от лени копать картошку лопатой, изобрели мотоблок. От нежелания ходить долго пешком придумали автомобиль. От нежелания надраивать сковороду после жарки мяса придумали тефлон.

Как стать «железным» предпринимателем

Теперь предположим, вы решили попробовать себя в роли технологического предпринимателя, руководителя стартапа, но при этом мало что знаете и понимаете. Что можно делать?

Во-первых, подковаться знаниями в области предпринимательства. Без базовых знаний невозможно сделать ровным счетом ничего. Не зная, на какую педаль давить, тормоз или газ, нельзя эффективно ездить на авто. Так и тут: не зная, что и как продавать, какие процессы выстраивать, какие ценности в товар или услугу заложить, нельзя стать эффективным предпринимателем. А еще постижение этих знаний затягивает, как рыбалка.

Диссонанс может возникнуть, например, в том случае, если вы уже получаете какое-либо образование, не связанное с бизнесом. Но он легко нивелируется. Стоит вернуться к чтению: хорошие книги про предпринимательское дело, статьи на vc.ru или habr.com, академические труды с киберЛенинки и учебники для студентов вузов и ссузов из местной библиотеки. Стоит посмотреть онлайн-курсы: например, на платформе «Открытое образование» или stepik.org. Стоит посмотреть сюжеты про бизнес на телеканале РБК или открыть видеохостинги, найти ролики про технологии и выбрать потенциальную идею для бизнеса, близкую по духу. Так мы параллельно формируем свою бизнес-насмотренность. Можно даже получить дополнительное образование в крупных вузах, например, пройти курсы повышения квалификации или профессиональную переподготовку по управлению бизнесом. Зачастую эти образовательные программы бесплатны. Еще можно поучаствовать в тренингах и мероприятиях от Росмолодежь.Бизнес или федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства». Можно пообщаться с теми, кто уже привлек меры поддержки или инвестиции в свой стартап или стать частью другого стартапа, чтобы понять, как все это устроено и работает. Можно прийти на консультацию в центр «Мой бизнес», можно пообщаться со спикерами на профильных мероприятиях. Главное – сформировать понимание, чем хотите заниматься, а также базовые навыки предпринимательской деятельности.

Итак, немного теоретически и практически подковались. Что дальше? Дальше – больше и интереснее. Собираем команду, упаковываем свою идею под грант или инвестиции. Частные инвестиции на таком этапе получить довольно сложно, куда проще получить средства на реализацию задуманного от государства. Стоит обратить внимание на гранты Росмолодежи. Гранты, где можно без открытия юридического лица реализовать свой проект в качестве практики приобретенных навыков, компетенций. Или если готовы и хотите попробовать себя в роли руководителя стартапа, то стоит рассмотреть такие гранты от Фонда содействия инновациям, как «Студенческий стартап» или «Старт». На этом этапе главное – применить полученную базу знаний на практике, набить шишки, получить обратную связь, сделать прототип или MVP (минимально жизнеспособный продукт). На этом этапе мы как раз и переходим в разряд инновационных предпринимателей. Отмечу, что реализовывать проект на этом этапе придется в атмосфере большой неопределенности, гигантского количества вводных, лицом к лицу с бюрократией – но пусть все это не пугает. Наоборот, преодоление этих трудностей формирует из вас того самого «железного» предпринимателя, который сможет как рыба в воде развиваться на конкурентном российском рынке.

Этап пройден. Что делаем дальше?

Дальше – развиваемся! Мы тут уже более-менее серьезные бизнесмены. Если на этом этапе наш разработанный наукоемкий продукт пошел в массы, то есть стал продаваться, тогда это замечательно! По личному опыту скажу, что такое бывает нечасто и в основном на этом этапе все еще нужна государственная поддержка. Здесь стоит обратить внимание на цифровую платформу мсп.рф, на грантовую поддержку от Фонда содействия инновациям по программам «Старт» и «Развитие», посмотреть в сторону Фонда развития интернет-инициатив и Фонда «Сколково», а также задуматься над привлечением в проект частных инвестиций.

Начать свой проект можно и в одиночку. Если у вас загораются глаза, то в последующем они зажигают вашей идеей других людей, которые могут стать как вашими клиентами, так и вашей командой. А в команде мы нуждаемся тем больше, чем дальше проникаем в глубь дела.

Примерно вот так вчерашний школьник может постичь основы бизнеса, нынешний ученый сможет стать инновационным предпринимателем, а человек-рабочий – дополнить свое образование и коммерциализировать свой продукт. В Российской Федерации создана благоприятная среда для начала и развития своего дела, вопрос за малым – за нашими решениями и намерениями.

Чем поможет государство

Формирование процесса устойчивого развития – одна из основных и приоритетных целей Российской Федерации.

В этой связи государство предоставляет различные формы поддержки для развития малого и среднего предпринимательства, в числе которых налоговые льготы, субсидии, госзаказы и другое. Кроме того, государство берет на себя обязательство по содействию развитию МСП через создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности.

В качестве одной из основных движущих сил в экономике государство делает ставку на молодежь. Формирование у нее бизнес-мышления и предпринимательских компетенций происходит за счет многочисленных образовательных программ, грантов, популяризации предпринимательской деятельности. На начальном этапе граждане в возрасте от 17 до 25 лет могут получить специализированные знания по предпринимательской деятельности в качестве основного (бакалавриат, магистратура) и дополнительного (курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка) образования. Это возможно на бюджетной и платной основе, в государственных и частных образовательных структурах. На этом этапе грант до 1 млн рублей на открытие бизнеса или реализацию проекта может выдать Федеральное агентство по делам молодежи.

На втором этапе акцент делается не на получении образования, а на практическом применении имеющихся бизнес-навыков. Подразумевая создание главным образом наукоемких бизнесов, государство готово поднять свое первичное капиталовложение в новое предприятие до 24 миллионов рублей. Средства гранта предназначены в большинстве случаев на проведение научных исследований и опытно-конструкторских разработок. В этом случае субъект МСП отчасти находится в «тепличных» условиях, так как учредитель или предприниматель практически не рискуют своими средствами – даже в случае опровержения заявленной в ходе НИОКР гипотезы. Однако по сравнению с первым этапом кратно возрастает количество отчетной документации и юридическая ответственность.

Наконец, третий этап формирования МСП характеризуется выходом на рынок готового юридического лица либо предпринимателя с пилотной партией продукта или готовым продуктом (услугой). Такое малое предприятие имеет устоявшийся коллектив, разработанные и апробированные принципы организации бизнес-процессов, минимальную материально-техническую базу. На этом этапе происходит получение денег за счет реализации разработанного товара (услуги). Однако господдержка по-прежнему доступна, и юрлицо может привлечь гранты, например, от Фонда содействия инновациям по программам «Развитие», «Коммерциализация», «Интернационализация».

На этом этапе становятся доступны и расширенные инструменты по ведению бизнеса. К таким относятся Корпорация МСП, инновационный центр «Сколково», Фонд развития интернет-инициатив, а также включение в реестр малых технологических компаний России. Кроме того, малый бизнес может размещаться в особой экономической зоне, которых в РФ насчитывается около 50. Это дает минимизацию административных препятствий, налоговые и таможенные льготы, доступные условия аренды и выкупа земли, поддержку на начальном этапе и последующее сопровождение инвестпроектов со стороны администрации ОЭЗ.

Таким образом, государство активно поддерживает создание и развитие субъектов МСП. Особый интерес у государства ощущается к субъектам МСП, специализирующимся в области науки и технологий, что может говорить о курсе на формирование технологической независимости страны.

Читайте «МК в Твери» в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах