В Калязине есть несколько совсем небольших, но очень интересных своей историей островков. Один стоит в безмолвии, окутанный монастырской тайной, другой же знаменит на весь мир своей чудом уцелевшей колокольней. Наверняка многие слышали рассказы о главной достопримечательности Калязина, видели кадры этого удивительного памятника архитектуры и, возможно, задавались вопросом, как здание оказалось единственным на острове. Под водой навсегда скрылись дома и храмы, в которых когда-то кипела жизнь, а на поверхности остались небольшие островки: не только тот, что с колокольней! За ней виднеется участок суши, на котором раньше располагался Макарьевский монастырь.
Шагая по старинной брусчатке, мы направляемся на причал, где нас уже ожидает катер. Людей на монастырский остров, расположенный всего в 450 метрах от берега, отправляется немного: в основном все внимание туристов приковывает колокольня, добравшись до которой они делают несколько кадров и возвращаются обратно на материк. Лишь немногие знают, что ежедневно в храме на острове проходит литургия. Недавно там организовали паломническую службу, и теперь каждый желающий может добраться до острова на катере, который курсирует на протяжении всего дня.
Макарьевский монастырь в 30-40-е годы ХХ века затопило при создании Угличского водохранилища, потом его просто разобрали на кирпичи, но концом его истории это не стало, ведь сейчас он возрождается силами двух священнослужителей и большой командой добрых помощников.
Тихое место
Сойдя с катера, оказываемся на берегу острова, который после шума набережной и волн кажется тихой гаванью, где время будто остановилось. На сегодняшний день от затопленного монастыря не осталось даже фундамента, а о том, что он здесь действительно когда-то был, свидетельствуют лишь старинные фотографии. После революции 1917 года началось искоренение всего, что было связано с религией: после разрушения монастыря в первые годы советской власти на его территории основывали детскую колонию, школу коммунистической молодежи, музеи и дом отдыха. Со временем все постройки вновь ровняли с землей, и здесь снова образовывался пустырь, на месте которого сейчас и возрождается обитель.
С доброй улыбкой нас встречает отец Амвросий:
«Вы же только с дороги, устали наверняка! Будете молочную кашу?», – с порога, а точнее – причала заботится о нас батюшка. Отказаться от такого приглашения, конечно же, невозможно. На столе нас ждала не только каша, но и блинчики с домашней сметаной, творог, вкуснейшее домашнее молоко и копченая рыба. Отец Амвросий отметил, что молоко особой жирности, и его они покупают раз в неделю у местных жителей, а вот рыба – это пожертвование от прихожан.
Батюшка начал самостоятельно рассказывать об истории острова, но решил познакомить нас и с краеведом, который по совместительству является руководителем паломнической службы. Он тут же взял в руки телефон и позвонил Сергею Круглову. Оказалось, что мужчина уже спланировал свой день и был занят своими делами, но без промедления согласился уделить время и нам.
«Мужской монастырь – мужские котики»
На удивление, на острове не видно никаких животных, которые привычно имеются на территориях монастырей. Не было слышно ни кудахтанья кур, ни гогота гусей. На острове царила тишина, прерываемая только редким шумом листьев на ветру.
– А живность у вас тут какая-то есть?
– Домашнего скота нет: ни коров, ни кур. Рук не хватает. Но зато у нас есть три уникальных кота: они живут на улице, и никакая минусовая температура им не страшна. У них шерсть даже какая-то не домашняя. В свое время нам пожертвовали двух кошечек, одна из них сразу сбежала, как только лед встал, не выдержала мужского монастыря, а вторая принесла нам пятерых котят в двадцатиградусный мороз и тоже исчезла. Двоих котят забрали в добрые руки, а трое остались у нас. Оказалось, что это коты. Вот так вот: мужской монастырь – мужские котики.
Несмотря на то, что уникальных котов кормят, инстинкт охотников в них не пропал. Сначала они переловили на острове всех грызунов, а потом принялись за лягушек:
«Раньше выйдешь вечером на прогулку, они квакают в траве, прыгают перед тобой. Приходилось их даже из уличного туалета выгонять: мол, моя очередь. А теперь тишина, даже выгнать некого, поспорить не с кем, да еще и мух с комарами больше стало. Такие у нас коты!» – смеется отец Амвросий.
Воздух здесь непривычно свежий и чистый, а легкий ветер, который встретил нас, как только мы ступили на монастырский берег, нежно окутывает своим теплом. Даже в жаркий день всегда можно укрыться от солнечных лучей, ведь большую часть острова скрыли под собой деревья. Оказалось, что помимо нашего собеседника, здесь проживает всего один человек – иеромонах Иоанн, но его в день нашего визита на острове не оказалось.
Чтение при фонарях и душ из талой воды
Из благ цивилизации на острове нет практически ничего: ни газа, ни водопровода, ни стационарного электричества. Зато есть колодец, но в конце зимы или начале весны из водохранилища спускают воду, и вода в нем заканчивается. В таких случаях для бытовых нужд пользуются водой, получившейся из растаявшего снега, а питьевую воду привозят из города.
Есть в монастыре и генератор, который запускают только по необходимости: накачать воду из колодца, погладить одежду, зарядить телефоны и фонарики.
«У нас тепло есть – дровами мы топимся. Иногда сами закупаем, иногда – жертвуют. Электричества никогда не было. У нас есть солнечные батареи и генератор, а в остальном мы пользуемся фонариками: с ними и почитать можно, и на улицу выйти», – рассказывает о быте отец Амвросий.
– То есть книги вы тоже при фонарях читаете? – удивились мы.
– Все при фонарях, да. Как-то так вот и живем.
Нет в доме и холодильника. Вместо него неподалеку от домика расположился небольшой подпол, в котором и хранятся продукты. Нельзя сказать, что полки в нем ломятся от обилия еды, но минимальный набор здесь есть: кастрюли с первым и вторым блюдами, полбанки солений, сметана и несколько десятков яиц.
Интересуемся у батюшки, привык ли он к такому укладу жизни:
«Я не совсем абориген, – шутит он, – у меня дом есть в Твери. Просто меня владыка отправил здесь служить. И вот я, когда домой приезжаю, захожу в туалет, включаю и свет, и фонарик по привычке. А потом понимаю: я не на острове, я дома», – смеется священник.
Раздается стук в дверь, и на пороге появляется наш проводник – Сергей Николаевич. С улыбкой он зовет нас на улицу.
«Мы ничего не планируем. Господь планирует»
Выходим на крыльцо и размеренным шагом дружно следуем за экскурсоводом вместе с отцом Амвросием. Попутно он рассказывает нам, что территория острова составляет порядка восьми гектаров, пять из которых – лес. Сейчас здесь располагаются щитовой домик, в котором живут отец Амвросий и отец Иоанн, и пока свободные кельи. Эти здания построены неофициально, никаких документов на них нет. Сложности с их оформлением связаны с тем, что земля находится в водном фонде, и для того, чтобы начать строительство монастыря, ее необходимо оттуда вывести.
– А восстановление с чего планируете начать?
– А мы ничего не планируем. Господь планирует, а мы даже документы сделать не можем, – с грустной улыбкой отмечает отец Амвросий, – пока планов нет. Трудных минут много было, но мыслей бросить все не было никогда.
Следуя за Сергеем Николаевичем, мы дошли до храма – единственного напоминания о былом величии монастыря. Краевед рассказывает, что до начала паломнической службы он был закрыт, но с марта 2024 года каждый желающий может его посетить.
«Мы с вами находимся на острове, который образовался в результате того, что Калязин попал в зону затопления водами искусственного моря Угличского водохранилища в 1940 году. В Угличе закрыли плотину, вода стала подниматься. Под ней оказалась основная часть Калязина, в том числе знаменитый Калязинский Троицкий монастырь, основанный преподобным Макарием в 1434 году, который московские патриархи называли великой обителью», – начинает свой рассказ наш проводник.
История этого места многогранна и уникальна, хранит в себе множество тайн. Но мы остановимся на более современной ее части.
«Эта земля была потеряна, она исчезла»
В 1654 году храм был от пола до свода расписан фресками, выполненными лучшими иконописцами страны. В 20-м веке монастырь попал в зону затопления, как и большая часть города. Когда об этом узнали деятели искусств, они стали обращаться в правительство, собирали конференции и решали, как сохранить Троицкий собор. На тот момент стены монастыря уже начали разбирать, чтобы использовать кирпич для строительства жилья и хозяйственных построек.
Когда зимой 1935 года реставраторы поняли, что фрески не спасти, сюда прибыли художники, которые в сильнейший мороз смогли снять фрески со стен. Все эти фрагменты долгое время хранились в музее архитектуры имени Щусева в Москве. Они стали лучшими сохранившимися фресками в нашей стране. В 2002 году здесь появился поклонный крест, а за ним одинокая башня, которую построил человек, веривший в воскресение скрывшегося под водой города – Александр Капитонов, устроитель башни и многих калязинских церквей. Достроить ее он не успел, и сейчас храм имеет несколько иной вид, нежели больше двух десятков лет назад.
«Документы на башню пришлось оформлять очень долго. Эта земля была потеряна, она исчезла. И с колокольней та же ситуация: она всем известна, ее воспели поэты, кинематографисты, это памятник архитектуры, а документов на нее раньше не было», – отметил краевед.
Святыни, которые дают надежду, и чудо, случившееся с иконой
Входная группа храма располагается на втором этаже, ведет к ней крутая лестница. Необычно то, что алтарь находится на третьем этаже, стены которого украшает множество икон. Отец Амвросий отмечает, что это пожертвования прихожан, и ни одна икона не была куплена. Одна из икон была подарена губернатором Тверской области Игорем Руденей, которым совместно с митрополитом были привезены и мощи.
Первым делом батюшка провожает нас в небольшой зал, где на стене гордо расположилась домовина с гравюрой. На сегодняшний день на ней можно заметить лунку, залитую, предположительно, воском – тут мог находиться драгоценный камень, который во времена СССР достали и, вероятно, продали, залив место вырезки.
Раньше, когда эта икона находилась в Введенской церкви в другом районе Калязина, она была намного темнее, а надпись на свитке была нечитаемой. Перенесли ее обратно в Макарьевский монастырь в 2001 году, а в день празднования 500-летия обретения мощей преподобного Макария Калязинского, когда батюшка вернулся в монастырь, он столкнулся с чудом: свиток обрел тот вид, который имеет сейчас: надпись на нем стало возможно прочесть, а сам свиток стал ярче...
«Мы надеемся, что это знак от самого преподобного Макария, что получится восстановить былое величие. Если не у нас, может, у следующего поколения», – отмечает батюшка.
Под иконой расположились мощи преподобного и башмачок Спиридона Тримифунтского, который был привезен из Греции. Настоятель отмечает, что они чувствуют поддержку святых и регулярно молятся им.
«У нас в обители такие святыни, которые дают нам надежду на жизнь и в этом веке, и в будущем», – подчеркивает он.
Только почувствовать сердцем…
В ожидании катера мы направляемся к поклонному кресту, установленному в месте алтаря разрушенного Троицкого монастыря. В голове не укладывается, что все имеющееся на этом острове – результат стараний двух человек и их команды. Та любовь, с которой отец Амвросий рассказывает о деле своей жизни, окутывает каждый квадратный метр острова и души каждого оказавшегося здесь человека.
Сейчас территория, непокрытая лесом, выглядит пустой. На усыпанном песком пустыре раньше и располагался Троицкий монастырь, о существовании которого сейчас говорят лишь вбитые в землю колышки. Отец Амвросий рассказывает, что это сделано ими для понимания расположения помещений монастыря и имеет значение для дальнейшего его восстановления.
Удивило нас то, что на сегодняшний день берег огорожен сеткой. Оказывается, это сделано из-за желающих искупаться на территории обители: люди не всегда понимают, что это не место для отдыха. Но для диких животных это не препятствие: бывает, в гости на остров наведываются лоси. Отец Амвросий рассказал, что иногда они являются поодиночке, а иногда и целыми группами. Сохатые нам не встретились, чего не скажешь об их следах на песке.
В этот момент раздается гул приближающегося катера. Мы не спеша направляемся к берегу, и видим по пути надгробия разных форм и размеров. Оказывается, их из-под воды неподалеку от берегов острова достали водолазы еще несколько десятков лет назад.
Совершенно не хочется покидать тихий и спокойный островок, на котором все идет своим чередом, оставляя суету привычной жизни на берегу большой земли. На прощание отец Амвросий отмечает, что несмотря на то, что от монастыря фактически не осталось, неосязаемая благодать здесь присутствует:
«Ее невозможно увидеть или измерить, только почувствовать сердцем. Иногда люди приходят на минуту - и все равно замечают это. Мы верим, что Господь касается сердца каждого из нас, приходящего на этот святой остров», – делится он.
Но подплывает катер, пора отправляться к знаменитой колокольне. Сев на него, мы не может оторвать своих взглядов от отдаляющегося острова, который будто замедляет ход времени для находящихся на нем людей. Несомненно, однажды эта обитель обретет свое былое величие.
Время всегда сотрет следы
Одиноко стоящая колокольня выглядит удивительно, невольно притягивая к себе взгляды. Берег ее острова пуст: ни одной экскурсионной группы сейчас внутри нет, можно продолжать наслаждаться тишиной, которой мы прониклись на монастырском острове.
Внутри колокольни можно увидеть стеллажи с украшениями ручной работы: их изготавливают прихожанки, а вырученные средства идут на восстановление монастыря.
Сверху перед нами открывается удивительный вид водной глади. С разных сторон смотровой площадки можно увидеть и остров Троицкого монастыря, откуда мы только что вернулись, и набережную, куда нам предстоит отправиться после небольшой прогулки по колокольне.
Мы ступаем на асфальт набережной, на мгновение остановившись. Ощущение, что история закончилась, никак не может найти себе места: ведь там, на островах, жизнь действительно идет иначе, ход времени совсем иной. Несколько метров мы идем в тишине, не решаясь ее нарушить. Да и стоит ли?
Время всегда найдет своего героя и творца, который подойдет к делу с любовью и трепетом, не бросит начатого на полпути и не откажется от идеи несмотря ни на что. Какие бы трудности ни выпадали на долю отца Амвросия, он верит, что однажды монастырь предстанет в своем былом величии.
Чуть слышно переговариваемся между собой:
– Надо обязательно приехать еще раз.
– И не один…