На прошлой неделе сразу три предпринимателя пополнили реестр недобросовестных поставщиков, то ли переоценив собственные возможности, то ли неудачно попытавшись реализовать какие-то коммерческие схемы. Для этих субъектов малого бизнеса участие в тендерах обернулось запретом на участие в государственных и муниципальных закупках на ближайшие два года.
Не рассчитали сил
Целых 8 конкурентов обошел подрядчик из Твери, выигравший аукцион на ремонт кабинетов в Ржевском комплексном центре социального обслуживания населения на сумму 700 тыс. рублей. Однако к ремонту он почему-то так и не приступил, проигнорировав многочисленные письма заказчика и заседание комиссии.
А предприниматель из Самары выиграл конкурс на поставку канцелярских товаров для всей налоговой службы Тверской области на сумму 1 млн рублей, но не сумел доставить товар в полном объеме. Объяснения коммерсанта походили на оправдания школяра, не выучившего урок: то товара не оказалось на складе, то курьер не смог связаться с УФНС.
И, наконец, поставщик из Тверской области, выигравший аукцион на снабжение медицинскими изделиями городской стоматологической поликлиники Ржева на сумму 2 млн рублей, не счел нужным его исполнять. Он игнорировал и претензии заказчика, и заседание комиссии.
Выявление недобросовестных поставщиков товаров и услуг – лишь одна из многочисленных функций, выполняемых Управлением федеральной антимонопольной службы по Тверской области. В реестр недобросовестных поставщиков (РНП) попадают участники закупок, которые не выполнили или плохо выполнили принятые на себя в рамках госзаказа обязательства. Бывает, что коммерсант победил в торгах, но не стал заключать договор, а бывает, что он заключил договор, но плохо его исполнил, и заказчик этот договор расторг.
- В обоих случаях заказчик обязан направить нам информацию о случившемся, и мы по результатам рассмотрения принимаем решение о том, виноват ли участник, – тогда он отстраняется от госзакупок на два года. Или же участник стал жертвой обстоятельств, и тогда ему будет разрешено и дальше продолжать деятельность в сфере госзакупок, – пояснил «МК в Твери» руководитель регионального УФАС Константин Мурзин.
За первое полугодие тверские антимонопольщики рассмотрели 98 таких случаев. Из них на отказ от заключения контракта было 40 жалоб, по которым каждый пятый уклонист попал в РНП. На ненадлежащее исполнение госконтрактов пришло 58 жалоб от заказчиков, и в 60% таких случаев участник был включен в РНП.
С другой стороны, в 1-м полугодии УФАС рассмотрело 88 жалоб на действия заказчиков, 42% из которых обоснованны. Это и жалобы на требования заказчика, и жалобы на действия комиссий при рассмотрении заявок. Наиболее распространены нарушения, связанные с установлением требований к закупаемой продукции таким образом, чтобы их совокупности соответствовал один товар.
У этой медали есть и третья сторона. Закон о госзакупках предусматривает, что в отдельных случаях заказчик имеет право закупить товары, работы, услуги без торгов. Например, нет смысла проводить конкурс на поставку коммунальных услуг, так как их все равно поставляет единственная организация, с которой просто некому будет конкурировать на торгах. Есть и такое основание, как малый объем закупки: до 600 тыс. рублей за раз и до 2 млн рублей за весь год. Эти суммы установлены, чтобы не тратить много времени на проведение торгов. И это абсолютно нормальная ситуация, если заказчик выбирает поставщика по малым закупкам бескорыстно. А вот если он, выбирая единственного поставщика, получает от него откат, то тут, конечно, коррупция, но это уже не компетенция УФАС.
В мире тетрадок и… бензина
В сентябре начался очередной учебный год – радость для детишек, волнение для родителей. А для антимонопольной службы 1 сентября – очередной этап сезонных колебаний цен на товары. В этом же ряду – сладкие подарки к Новому году, цветы на 8 Марта, яйца на Пасху, ГСМ к посевной и уборочной страде.
При этом ФАС осуществляет контроль цен в тех случаях, когда на рынке имеется монополист с долей 50%, либо когда на рынке имеются признаки сговора лиц, которых много и которые действуют одинаково, влияя тем самым на цены. В этом смысле школьные принадлежности не относятся к рынкам, на которых есть доминирующие хозяйствующие субъекты, поэтому контроль цен на эти товары по общему правилу не осуществляется.
- Рост цен в такие периоды – экономика чистой воды. Но при этом порой отдельные дельцы пытаются усилить сезонный фактор своими недобросовестными действиями, чтобы на этой волне получить сверхприбыли за наш с вами счет. И мы, конечно, всегда смотрим за сезонными колебаниями, чтобы проверять, не имеет ли место какой-либо сговор между участниками рынка, – отмечает Константин Мурзин. - По закону, если ты субъект малого предпринимательства и твоя выручка за год не превышает 800 млн рублей, то ты обладаешь очень обширными иммунитетами от антимонопольного преследования. Это если говорить о непосредственном влиянии. Если говорить о косвенном, то и тут мы больших рисков не видим. Как я уже объяснил, основная проактивная работа ведется с крупными участниками рынка. Малое предпринимательство, как правило, не может конкурировать по ценам с такими гигантами, как «Детский мир», вне зависимости от того, замораживают они их или нет. Преимущества малых предприятий – сервис, доступность, качество продукции, но очень редко – цена, – считает глава ведомства.
По-иному выстраиваются отношения на топливном рынке. В Твери и многих других муниципальных образованиях Верхневолжья доминирующее положение занимает «Тверьнефтепродукт» – дочернее предприятие «Сургутнефтегаза», которого никак не назовешь маленьким игроком рынка ГСМ. Его положение на рынке позволяет ему в одностороннем порядке влиять на цену товара, что он, как выяснили специалисты УФАС, и делал. В ходе исследования рынков было обнаружено, что «Тверьнефтепродукт» устанавливал разные цены для своих заправок на территории Твери. Там, где рядом были заправки конкурентов, цена была ниже, а на тех АЗС, которые стояли обособленно, цена была заметно выше. С точки зрения УФАС, доминирующий на рынке хозяйствующий субъект извлекал из своего положения незаконные выгоды. ТНП получил предупреждение о необходимости прекратить подобную практику и его исполнил.
Сосны, воздух и вода – кому надо, господа!
Все началось с субботника. Несколько лет назад внимание неравнодушных тверитян привлекло настоящее экологическое бедствие на лесистых берегах Константиновских карьеров. Весь лес был в отходах от пикников наших сограждан, полюбивших это живописное место отдыха, но не любящих за собой убирать. Тогда же был организован субботник при участии депутатов и общественников, после которого родилась идея назначить ответственных за чистоту на территории, чтобы для компенсации своих затрат они могли организовать на берегах водохранилища инфраструктуру для отдыха и прочей рекреационной деятельности.
Для реализации проекта областной минлесхоз передал Константиновские карьеры МБУ «Зеленстрой». В мае 2023 года оно заключило договор о совместной деятельности с двумя предпринимателями и региональной общественной организацией «Тверская областная федерация водного спорта». В соответствии с документом предприниматели получали право оказания платных услуг по организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, в частности, по организации катания на вэйкборде, вэйксерфе, на весельных лодках, сап-бордах, обучению дайвингу, а также право осуществлять розничную торговлю. Взамен предприниматели обязывались лишь поддерживать чистоту в указанном месте.
Как выяснило Тверское УФАС, участок лесного фонда – одно из самых любимых мест летнего отдыха тверитян – достался в безвозмездное пользование предпринимателям на 7 лет для осуществления коммерческой деятельности без проведения торгов. Никакого конкурентного отбора не производилось. По мнению антимонопольной службы, налицо признаки незаконного представления муниципальной преференции отдельным предпринимателям, что запрещено Законом о защите конкуренции.
Управление выдало МБУ «Зеленстрой» предупреждение о необходимости устранить признаки нарушения путем расторжения договора и отчитаться об этом перед антимонопольным органом в срок до 14 октября.
Тарифный «клондайк»
За первые 6 месяцев 2024 года Тверское УФАС рассмотрело более 370 административных дел и наложило 55 млн рублей штрафов. Для сравнения: в прошлом году за этот же период дел было 400, а сумма штрафов – 88 миллионов. Заметно, что сумма штрафов уменьшилась намного сильнее, чем количество дел. Это стало следствием того, что в нынешнем году антимонопольная служба значительно чаще применяет вместо штрафов предупреждения. Внедрение этой щадящей меры для лиц, совершивших нарушение впервые, активизировалось после озвучивания позиции Конституционного суда.
А в 2023 году территориальным антимонопольным органам были переданы и полномочия по контролю в сфере тарифообразования – новый вид деятельности. И в конце года были проверены тарифы двух теплоснабжающих организаций – ООО «Тверская генерация» и АО «ТКСМ №2».
В результате анализа в их тарифах были выявлены необоснованные расходы. Чтобы разбираться в жилищно-коммунальных вопросах, надо обладать достаточно специфическими познаниями, чем и пользовались хитромудрые спецы, наловчившиеся извлекать прибыль даже из ржавых труб. В центральный аппарат ФАС было направлено соответствующее заключение и им поддержано.
Сейчас нарушения уже устранены, и это привело к достаточно заметным последствиям. В результате исполнения предписания, вынесенного ФАС России по результатам проверки, величина тарифа на тепловую энергию, отпускаемую АО «ТКСМ №2» для нужд гарантирующего поставщика ООО «Тверская генерация», с 1 июля 2024 года снизилась на 9,8% (с 1930,98 рубля до 1741,95 рубля).
Существенно снизился тариф на тепловую энергию, отпускаемую ООО «Тверская генерация», поскольку в 1-м полугодии 2024 года региональный тарифный орган исполнил два предписания ФАС России. Тарифы на тепловую энергию, отпускаемую ООО «Тверская генерация», снизились в диапазоне от 1,5% (население) до 13% (тепловая энергия с коллекторов). По эффективности выполнения поручения (если мерить ее снижением тарифа) Тверское УФАС заняло третье место по стране (после Архангельского и Дагестанского управлений).
Константин Мурзин, который возглавляет Тверское УФАС немногим больше года, говорит, что для него, как руководителя, гордость за результаты работы – слишком громкое слово. Есть то, чем можно быть довольным, и вместе с тем предела совершенству не существует. За год удалось перестроить многие процессы, и это приносит результаты.
Управление активно занимается защитой граждан от ущемления интересов монополистами в сфере ЖКХ. УФАС крайне серьезно намерено призвать к ответу тех, кто незаконно лишал жителей Тверской области воды и теплоснабжения. Добросовестные потребители не должны страдать из-за должников. Особенность области – большое количество жалоб на энергетиков. И качество работы УФАС заключается в том, что постоянно снижается и без того небольшой процент судебных отмен решений ведомства. Только в 2024 году благодаря вмешательству антимонопольного органа были восстановлены права больше 180 заявителей, к концу года ожидается удвоение этой цифры.
- Однозначно доволен, что за прошедший год удалось сохранить костяк коллектива. Мы такая служба, что найти нового сотрудника, обладающего необходимыми знаниями, практически невозможно – очень они специфические. Поэтому, если хочешь получить высококвалифицированный коллектив, его надо растить и сохранять. В этом смысле я тоже вижу значительные успехи, – поделился Константин Мурзин.
СПРАВКА "МК"
В компетенцию УФАС входит контроль соблюдения антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности естественных монополий, рекламы, размещения заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд. УФАС следит, чтобы соблюдались Закон о защите конкуренции, Закон о рекламе и Закон о контрактной системе в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд.