МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Тверь

Целебный сбор для туризма: в Тверской области его принимают 13 муниципалитетов

Фото: Леонид Смирнов

С 1 января в России появился туристический налог-2025. Его будут платить там, где местные власти примут постановление или соответствующий региональный закон. Новые требования распространяются и на российских, и на иностранных туристов.

В чем польза

Для начала следует различать туристический налог и курортный сбор. Это два разных платежа: курортный сбор платят приехавшие гости за пользование местной курортной инфраструктурой, а туристический налог оплачивают те, кто предоставляет жилье, – отели, хостелы, гостиницы.

В регионах, где действует курортный сбор, туристический налог может заменить его только на основании решения местных властей. Местные власти могут ввести туристический налог и в регионах, в которых курортного сбора не было.

Платить туристический налог будут все средства размещения, внесенные в реестр классифицированных объектов. Для глэмпингов и санаториев это необязательно, однако если средство размещения предоставляет проживание в рамках санаторно-курортного лечения, то оно считается классифицированным и обязано платить туристический налог. Владельцы квартир, которые сдаются посуточно, в список налогоплательщиков не попадают.

Есть несколько причин, почему решили ввести налог. С одной стороны, в Российском союзе туриндустрии считают, что курортный сбор компенсирует нагрузку на городскую среду. В Петербурге за счет полученных средств ремонтируют объекты инфраструктуры и культурного наследия, в Кисловодске и Пятигорске благоустраивают общественные пространства. С другой стороны, перечисление в бюджет курортного сбора потребовало от гостиниц отдельного сотрудника для обработки платежных документов. Все это оборачивалось дополнительными трудозатратами и длительным оформлением гостей при заселении.

Новый туристический налог должен сгладить недостатки и сохранить преимущества курортного сбора. Туристический налог будет проще администрировать, как обычные налоги, что облегчит процесс для отелей. Все средства направляются в местные бюджеты для улучшения инфраструктуры. Собранные деньги поступят в бюджеты городов, где находятся гостиницы, так как туристический налог относится к категории местных налогов.

Тратить поступившие от гостиниц средства можно целевым способом: направлять деньги на благоустройство парковых зон и пляжей, организацию велодорожек и пешеходных маршрутов, на ремонт дорог, вывоз мусора и реставрацию зданий. Туристический налог может оказаться особенно полезным для маленьких населенных пунктов, через которые проходит большой поток гостей. Этот налог станет дополнительным источником финансирования и улучшения инфраструктуры для приема гостей.

Турпоток растет, но не везде

Если рассматривать вопрос в общероссийском масштабе, то на конец 2024 года в списке объявивших о введении туристического налога значились такие города, как Краснодар, Сочи, Ростов-на-Дону, Петербург, Великий Новгород, Сортавала и даже менее «раскрученный» в качестве туристической Мекки Новосибирск. И, наоборот, против установления такого налога в своем регионе выступили крымские власти, мотивируя это тем, что турпоток на полуострове сокращается уже два года и дополнительное финансовое обременение не пойдет на пользу индустрии гостеприимства. В общем, картина неоднородная.

Как и в целом по стране, не наблюдается единодушия по вопросу туристического налога и в масштабе нашей Тверской области. Туристический налог будет действовать не во всех муниципалитетах Верхневолжья, а лишь в 13. Это Тверской, Весьегонский, Кимрский, Нелидовский, Осташковский, Пеновский, Ржевский, Сандовский, Торопецкий, Сонковский, Спировский, Селижаровский округа и ЗАТО Озерный. Видимо, их администрации лучше других видят на своей территории потенциал для развития индустрии гостеприимства, ведь введение туристического налога является прерогативой местных властей.

Итак, с января и по декабрь в Тверской области владельцы гостиниц, хостелов, отелей и других мест для размещения гостей будут платить 1% от стоимости проживания каждого туриста, но не менее 100 рублей. В последующие годы ставка будет повышаться на один процент и к 2029 году достигнет 5%. На участников, инвалидов Великой Отечественной войны и боевых операций, а также некоторые другие категории граждан туристический налог не распространяется.

Заметим, что регион добился увеличения турпотока за последние 5 лет с 1,4 до 2,8 миллиона человек в год, это очень хороший показатель. К задаче по превращению туристической отрасли в один из драйверов экономики подошли комплексно.

На начальном этапе (впрочем, и по сей день) отельеров поддерживают дешевым кредитом, ведется активный ремонт дорог популярных направлений, за счет бюджета ведется активное продвижение наших туристических брендов за пределами тверского региона.

Губернатор Игорь Руденя ставит задачу перед муниципалитетами уделять особое внимание состоянию придорожной инфраструктуры на туристических маршрутах – туризм начинается с элементарной опрятности. Также хочется отметить усилия областного Центра развития экономики малых городов, который занимается проектированием благоустройства общественных пространств. По расчетам областных чиновников, в нашем регионе целесообразно подогревать интерес гостей и местных жителей к малым городам Верхневолжья, к локальной гастрономии и экотуризму, стимулировать запрос на «домашние» отели и загородное размещение, включая кемпинги и глэмпинги, возможность совмещения работы и отдыха. Неотъемлемой составляющей благоприятной туристской среды руководитель области считает благоустройство исторических центров населенных пунктов, реставрацию памятников, развитие инфраструктуры, ремонт дорог, обновление знаков навигации. За это скажут спасибо и наши земляки, живущие в исторических городах люди.

Фото: Андрей Зубов

Подводные камни

- Сейчас основной вопрос заключается в том, пойдет ли нововведение на пользу развитию индустрии гостеприимства, – размышляет президент Тверской торгово-промышленной палаты, председатель экспертного совета Фонда развития промышленности Тверской области Владислав Шориков. – Как и в каждом начинании, здесь выявляется масса нюансов. Возьмем для примера следующее сравнение. Если в достаточно дорогой, рассчитанной на обеспеченного клиента гостинице к стоимости номера в 4000 рублей за сутки проживания прибавится налог в один процент, то есть 40 рублей, а учитывая минимум – 100 рублей, то удорожание чека с 4000 до 4100 рублей вряд ли вспугнет клиента. А в недорогой гостинице номер стоимостью в 1000 рублей вкупе со сторублевым налогом сразу прибавит в цене 10%. Соответственно, как отреагирует на подобное удорожание не самый богатый гость? Останется или уйдет к теневым сдатчикам серых квартир? Что будет с маленьким отелем в отдаленном районе, где и так наполняемость номеров на грани рентабельности? А предположим, речь зашла о предприятиях, которые размещают приезжую рабочую силу в подобных номерах. Умножим сто рублей на тридцать, для примера, дней на количество сотрудников и получим весьма прилично выросшую цифру затрат. Не уйдут ли и они на теневые площадки, а мы еще более усугубим проблему контроля над, скажем, мигрантами?

По мнению Владислава Шорикова, подобных вопросов возникает множество. Пока утверждены категории отдыхающих, на которых туристический налог не распространяется. А как насчет командированных? Они не туристы, едут по рабочим делам. С них брать туристический налог справедливо?

В любом случае, результаты туристского налогового нововведения проявят себя не ранее чем через полгода-год, после завершения летнего сезона. Пока ясно одно: федеральная власть предоставила регионам инструмент для развития туристической отрасли, и нам следует воспользоваться им разумно, убежден Шориков. Дабы, с одной стороны, не загубить достигнутые многолетним трудом результаты, а с другой – максимально использовать открывшиеся возможности для дальнейшего совершенствования туристической инфраструктуры.

Тем временем вступление в действие нового налога уже породило ряд рабочих вопросов не только в экспертной среде, но и в самой индустрии гостеприимства. Например, в одной из гостиниц задались вопросом, как рассчитать налог, если в номере вместе проживают обычный гость и постоялец с документами на льготу. К счастью, налоговая служба оперативно разъяснила, что в данном случае сумму налога считают не за номер, а по отдельности для каждого гостя.

Кроме того, отельеров интересует, как правильно считать минимальную сумму налога: брать 100 рублей за номер в сутки или 100 рублей с каждого гостя в сутки? И как исчислять налог из почасовых броней: округлять время брони до целых суток или с таких броней налог не платится совсем? Очевидно, что, как и во всяком новом деле, подобных вопросов будет возникать немало. И когда все они пройдут обкатку практикой, польза туристического налога для развития этой отрасли в тверском регионе проявится во всей полноте.

СПРАВКА "МК"

В Тверской области действует свыше 170 музеев, более 50 объектов сельского туризма, работают 30 региональных туроператорских организаций и более 100 аттестованных экскурсоводов. В регионе действуют свыше 300 отелей, глэмпингов и кемпингов.

Читайте «МК в Твери» в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах