МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Тверь

Дорога жизни к Торопцу: как партизанка Матрена Вольская спасла от фашистских карателей тысячи детей

фото: "Советское кино" ВКонтакте

Приближается День Победы. Под девизом «Никто не забыт и ничто не забыто!» на медиаплощадках публикуется все больше историй, воскрешающих героические судьбы героев Великой Отечественной войны. И это, конечно, не случайно. Нашей стране сегодня угрожает реальная опасность, и нужен красноречивый пример того, как наши предки держали удар и не сломались, выдержали, победили. Великая Отечественная война, как незаживающая рана, кровоточащая до сих пор, живой и порой ошеломляющий пример того, какие испытания может вынести человек, если верит в свою страну.

Наша история о том, как в годы войны молодая партизанка спасла тысячи детей, выведя их с оккупированной немцами Смоленщины в Калининскую (ныне Тверскую) область. Они прошли сотни километров по лесистой местности в тылу врага. Их путь лежал к железнодорожной станции в Торопце, уже освобожденной нашими войсками к тому времени. И они дошли! Хотя сегодня это кажется невероятным.

Геноцид как таковой

Героями не рождаются. До войны биография нашей героини вполне обычна. Матрена Исаевна Вольская работала учительницей начальных классов в деревне Басино Духовщинского района Смоленской области. Но, когда грянула война, ей пришлось продемонстрировать все, на что она способна, пришлось совершить подвиг…

В октябре 41-го немцы захватили Смоленщину и начали внедрять свой порядок на захваченных территориях. «Орднунг» по-немецки означал фактический геноцид. По плану рейха нужно было значительно уменьшить количество местных жителей. Часть здорового населения планировалось вывести на работы в Германию, другую часть заранее было решено расстрелять «за непослушание» или уморить голодом. А оставшихся жителей, так сказать, германизировать.

Это и называется геноцид, причем в самом страшном его проявлении. И фашисты оказались изощренными палачами при воплощении своего иезуитского плана. Последовали пытки и расстрелы мирного населения, в отношении местных жителей применялась тактика «выжженной земли». Нацисты экономили патроны, поэтому на захваченной ими территории пылали амбары с женщинами, детьми и стариками. Русский человек должен быть исчезнуть как таковой.

Фашисты, выполняя приказы из Берлина, в борьбе с партизанами и их помощниками уничтожали по десять сел в день, как правило, сжигая их вместе с жителями. Те, кто успел убежать, укрыться в лесу, гибли от холода и голода, ведь на десятки километров вокруг оставались только пепелища.

Особенно жестоко фашисты расправлялись с родными и близкими партизан, их перед смертью пытали.

Фото: Архив

Операция «Дети»

Наша героиня в ноябре 41-го ушла вместе с мужем в партизанский отряд. Матрена Вольская в партизанском соединении «Батя» стала разведчицей: в ее задачи входили диверсии и распространение листовок. Командиром этого отряда был Никифор Захарович Коляда. Знаменитая личность. Еще в июле 1941-го его направили в Смоленскую область, чтобы там организовать сопротивление. Как и в борьбе с Наполеоном за полтора века до этого, наше командование делало серьезную ставку на партизанское движение в тылу врага.

В отряде самого Коляду все звали «Батя». Во вражеском тылу, на Смоленщине, ему удалось организовать несколько партизанских отрядов. Действовали они столь решительно, что к маю 1942-го освободили от фашистов 230 городов и сел. Именно поэтому в начале лета 1942-го поступил приказ германского рейха о ликвидации смоленского партизанского движения любыми способами. Подчистую, до последнего человека. Был разработан карательный план «Желтый слон». В партизанском отряде о плане отлично знали и начали готовиться к противостоянию не на жизнь, а на смерть.

В первую очередь, было принято решение спасти детей, которых могли расстрелять или угнать в Германию. Командир отряда дал операции кодовое название «Дети». Именно Матрену Вольскую назначил ответственной за нее. Надо отметить, что попытки вывести детей из Смоленской области начались сразу же, как только пришли немцы на эти территории. Удавалось выводить группами по 100-200 ребят. Но в связи с предстоящими боями нужно было вывести как можно больше детей, тысячи. Иначе спасти их жизни просто не удалось бы.

Операция держалась в секрете. Обследовали все пути, где можно было перейти линию фронта, были составлены карты минных полей и маршрутов немецких патрулей. Безопасность отработали насколько это было возможно. Ребятишек планировали выводить в Калининскую область на станцию Торопец. Ее у фашистов отбили еще в январе 42-го. И вот со всей Смоленщины начали тайно собирать детей и переводить в Елисеевичи. Эта деревня контролировалась партизанами. Всего было собрано около двух тысяч ребятишек.

Шанс выжить

23 июля огромная толпа детворы с узелками и со слезами на глазах под руководством беременной учительницы Вольской отправилась в путь. О том, что она была беременна, партизанка никому не сказала, так как считала, что другого выхода все равно нет. Отряду предстояло пройти почти 200 километров по лесам и болотам, в Торопце детей должен был ждать эшелон, который вывез бы их за Урал. Помощницами Матрены в дороге стали учительница Варвара Полякова и медсестра Екатерина Громова. Им всем было по двадцать лет. Помогали в дороге и ребята постарше. Они следили за совсем еще маленькими детьми.

Если посмотреть по карте, то Смоленская область граничит с Западнодвинским, Жарковским, Бельским, Оленинским, Ржевским и Зубцовским районами Тверской области. В то время в основном граница проходила по территории лесных массивов и сельхозугодий. Общая протяженность этой границы - 321 километр. Эти леса и болота и должны были стать надежным прикрытием в пути.

Как передвигались? Поделили детей на три отряда. В первом отряде шли Вольская и ребята постарше, во втором отряде – Полякова с детками помладше. В третьем – Катя Громова с малышами. Колонна детей растянулась на несколько километров.

Когда наступала ночь, заходили на несколько сот метров в лес. Утро начиналось с разведки: Матрена быстрым шагом проходила вперед, километров на десять, потом, если впереди было чисто, вела свой отряд по проверенной дороге. Если было что-то подозрительное, то обходили...

Чем питались? Вскоре закончилась еда, которую брали в дорогу дети. Перешли на дары леса. Питались ягодами, грибами, лесными цветами, одуванчиками и подорожником. Воду пили в ручьях, потому что в селах, в колодцах, вода была отравлена – фашисты в них сбрасывали трупы расстрелянных селян или партизан. Был случай, что вышли к реке, а на другом берегу находилась группа немцев, которые со смехом начали стрелять по детям. Мгновенно сориентировались и вернулись в лес – ранило только одного ребенка.

По дороге встречали разграбленные и сожженные села, в которых находили маленьких детей - во время карательных акций фашистов малыши убежали в лес, а потом просто не знали, куда иди, и возвращались к обугленным останкам прошлой жизни.

Отряд значительно возрос в численности.

Отправляя их в такой немыслимый путь, даже сами родители-партизаны не верили до конца в то, что дойдут все. Однако считали, что пусть будет у детей шанс выжить, чем они достанутся фашистам на убой в детском концлагере. Кстати, даже боевая подруга Матрены, Варвара, тоже не верила в успех, глядя на неподдающееся подсчету количество детей. Это уже потом, спустя годы, смеялась над собой, ведь все свои ценные вещи она при расставании раздала своим родственникам. Мол, чтобы помнили о погибшей в лесу Варваре.

Примите!

Начало августа 1942 года было дождливым, но настроение ливень не испортил, ведь отряд вышел, наконец, на железнодорожную станцию. Там для деток был уже приготовлен сухой паек – 500 килограммов черного хлеба. Когда разделили, то оказалось, что на каждого ребенка пришлось всего по 150 граммов хлеба. Взрослые (встречающая сторона) даже предположить не могли, что выйдут все!

Еды, которую выдали на станции, оказалось недостаточно, дети все еще были голодными. Помогли красноармейцы из соседнего эшелона, которые выделили 100 килограммов сухарей. А потом уже на станции Бологое выдали еще 500 килограммов хлеба, испеченного из мякины, жмыха и картофеля.

Вначале было принято решение отвезти детей на Урал. Однако Матрена, глядя на измученных детишек, понимала, что живыми доедут не все. Ведь нет ни провианта, ни лекарств. Шла война, наши отступали к Сталинграду, был оставлен Севастополь, Кубань, фашист рвался к Кавказу. И Матрена принялась отправлять телеграммы в Москву и во все города на Волге: «Примите! Примите! Примите!». Откликнулся на ее мольбу принять детей город Горький – сейчас это Нижний Новгород.

Утром 14 августа представители горсовета, врачи и волонтеры встречали эшелон. В акте о приеме было записано: «Дети имеют ужасный вид, совершенно не имеют одежды и обуви. Приняли от Вольской 3225 детей».

Да, дети выглядели ужасно. Но все выжили! Ребят распределили по городским школам. Часть из них после войны вернется на родную Смоленщину. А кто-то из детей так и останется жить там, где их приютили в трудную минуту. В Горьком останется и Матрена Вольская.

Героиней себя не считала

Книгу об этих событиях написал партизан Леонид Новиков, именно он был в числе тех, кто отправлял этот отряд в путь. Самое любопытное, что десятки лет о том, что совершила эта учительница, никто ничего не знал. Потом Леонид Новиков со своими учениками собрал материал для книги, которую назвал «Операция "Дети». Она вышла с настоящими именами и фамилиями, и о героине узнала вся страна! Сама Матрена героиней себя не считала, говорила, что в то время так бы поступил на ее месте каждый. Такая была у нас страна, такие вот жили в ней люди.

Несколько слов о дальнейшей судьбе нашей героини. Матрену Вольскую по приезде отправили на работу в Городецкий район в Артюхинскую школу. А со следующего года и до конца 1976 года Матрена работала учительницей в Смольковской школе. Весь поход Матрена преодолела беременной, тяжело рожала, но выжила сама, выжил и ее сын. После окончания войны и демобилизации к ней приехал муж Михаил Архипович. Всего у супругов родилось четверо детей.

Матрену наградили за мужество и героизм в боевых действиях в январе 1943 года орденом Боевого Красного Знамени. В начале 70-х следопыты школы №4 города Бор Горьковской области вместе с их руководителем Новиковым вели розыск участников перехода. Тогда же нашли и Матрену Вольскую.

В 1975 году состоялась встреча Матрены и 32 участников перехода. Вот воспоминания участников отряда и отражены в книге «Операция "Дети», которая была опубликована в 1986 году. В Смольках есть улица имени Вольской, в школе установлен бронзовый бюст Матрены Исаевны.

В 1995 году, к 50-й годовщине Великой Победы, у дороги, ведущей в поселок Пржевальское, в торжественной обстановке был открыт памятный знак «Операция «Дети». На табличке, которая прикреплена к памятнику, написано:

«Здесь проходила тропа жизни, по которой летом 1942 года из фашистской оккупации с помощью партизан и подпольщиков было выведено в тыл страны более 3 000 детей и подростков». К 80-летию легендарной партизанской операции "Дети" в областном центре установлен новый памятник.

Читайте «МК в Твери» в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах