240 лет битве за Чесму
Скажем сразу, что пишутся эти заметки не только о победоносном сражении Российского флота в далеком 1770 году, заложившем краеугольный камень в славные традиции военно-морских сил нашей страны. Это еще и рассказ о продолжающейся битве за увековечение подвига, главную роль в котором сыграл уроженец тверской земли лейтенант Ильин.
7 июля исполняется 240 лет со дня величайшей в истории России морской победы при Чесме. России действительно есть чем гордиться. Тогда в Чесменской бухте Эгейского моря наша эскадра под общим руководством графа Алексея Орлова и адмирала Спиридова полностью уничтожила флот Османской империи, состоявший более чем из 70 кораблей, погибло также более 10 тысяч турецких моряков. Зато невредимыми остались все наши корабли, ничтожными оказались и потери в живой силе. Адмирал Спиридов писал в Санкт-Петербург: «Неприятельский военный флот атаковали, разбили, разломали, сожгли, на небо пустили и в пепел обратили, а сами стали быть во всем Архипелаге господствующими».
Оглушительная, невероятная победа Российского флота была одержана за тысячи миль от границ Российской империи. Подкрепленная другими ощутимыми для врага ударами, она заставила Турцию пойти на заключение выгодного для нашей страны мирного договора, ввела Россию в число великих морских держав. 10 июля 1774 года в деревне Кучук-Кайнарджи близ города Силистрия между Россией и Турцией был заключен мир, по которому Турция уступала России Азов, Керчь, Еникале и часть побережья между Днепром и Бугом с крепостью Кинбурн. Крым и Кубань признавались независимыми от Турции. На Черном море устанавливалась свобода торгового мореплавания для русских судов. Так Россия завоевала для себя выход к Черному морю и Крымскому полуострову, а Средиземное море стало с тех пор местом постоянного крейсирования для кораблей с Андреевским флагом.
В 1770 году Чесменская бухта представляла собой хорошо укрепленное портовое сооружение, вход в которое с двух сторон защищали артиллерийские батареи, не допускавшие прямой атаки неприятельских судов. Артиллерийскую дуэль в условиях ночного боя российское командование подкрепило атакой четырех брандеров, один из них вел лейтенант Ильин (1737–1802). Подвиг, совершенный им, и стал ключевым событием в ночном морском сражении в Чесменской бухте. Он сумел подвести свой брандер, поначалу ошибочно принятый неприятелем за сдающийся в плен, к борту большого линейного корабля. Затем Ильину удалось сцепиться с ним, поджечь и взорвать. Взрыв этот вызвал пожары на других турецких судах, превратив всю бухту в гигантский огненный котел. Можно сказать, что произошло небывалое в истории морских сражений: управляемое лейтенантом Ильиным купеческое судно, превращенное в брандер, сожгло, по сути, большую и лучшую часть морского могущества Великой Порты. Отметим, что трем другим российским брандерам, имевшим ту же задачу, по разным причинам ничего подобного совершить не удалось.
Наша справка: брандер – это небольшое судно, наполненное легко воспламеняющимися и взрывчатыми веществами, предназначенное для поджога неприятельских кораблей. Такие суда служили на флотах до середины ХIХ века.
Дмитрий Сергеевич Ильин родился в семье небогатых дворян Тверской губернии в 1737 году, учился в Морском корпусе, побывал в нескольких морских походах. В 1769 году командиром мортирной батареи он отплывает с эскадрой адмирала Спиридова к Архипелагу – группе средиземноморских островов.
По замыслу Алексея Орлова, поддержанному Екатериной II, российская флотилия должна была принудить Турцию, объявившую в 1768 году войну России, воевать не только на суше – в Молдавии, Приазовье и Румынии, но и на воде – у берегов Греции, с непосредственной угрозой турецким границам, самому Константинополю. Замысел Орлова подразумевал еще и подъем национально-освободительного движения в единоверной с нами Греции.
Но грандиозный и на первый взгляд неосуществимый, он хорош был на бумаге, в действительности таил много сюрпризов. Ведь нужно было вернуть к жизни корабли, не успевшие сгнить после смерти Петра I, построить новые, снарядить морскую экспедицию, способную, сохраняя боеспособность, совершить беспримерный поход вокруг Европы, чтобы дать бой Турции в ее тылу и вотчине, закрыв флоту Османской империи выход из Черного моря, безраздельной владычицей которого она тогда была.
Все это российская флотилия, ее адмиралы, капитаны и матросы совершили блестяще, а подлинным украшением беспримерного морского похода 1769–1774 годов стало ночное сражение в бухте под турецкой крепостью в местечке Чесма. Именно здесь совершил свой легендарный подвиг наш земляк лейтенант Ильин, за который был повышен в воинском звании, получил в командование бомбардирский корабль «Молния», стал кавалером ордена Святого Георгия 4-й степени.
…В последние 10–15 лет историки, краеведы, земляки героя Чесмы сделали многое, чтобы вернуть его биографии подлинно научную достоверность. Совместными усилиями они добились присвоения одной из улиц Твери его имени, сделали регулярным и по-настоящему торжественным праздник в его честь в Лесном районе на берегу Застижского озера, где покоится прах капитана первого ранга Ильина, а с 1895 года возвышается памятник, поставленный по повелению Александра III. В 2003 году памятник был отреставрирован. Кстати, 3 июля во время празднования Дня района лесновчане торжественно отметили 240-летнюю годовщину Чесмы и подвига своего земляка.