Переводя "стрелки"
Отчет… Можно понять европейцев, которые вещают перед городской общиной, поскольку речь идет о том, как из хорошего делают лучшее, что не всегда заметно отвыкшему напрягаться глазу тамошнего обывателя. В Твери до этого далеко, поэтому мы классифицируем отчет как доказательство проведенной работы: извольте, она действительно была. Только какой-то уж очень общей, поскольку все успехи депутатов так же уверенно взяла на свой счет и исполнительная власть города – устами «отстрелявшегося» за свой контракт сити-менеджера Валерия Павлова. Получается, наша законодательная и исполнительная власти хотели таким образом продемонстрировать командную работу?
– В условиях сложного, дефицитного бюджета пришлось выбирать и расставлять приоритеты. К таковым мы отнесли сферу ЖКХ в целом и отдельные направления в частности», – отметил Александр Корзин в начале своего выступления.
«Дума стала выполнять наказы жителей, полученные в ходе избирательной кампании», – вторит ему голос в первых кадрах видеохроники.
В итоге путь наказов и приоритетов получился примерно следующий.
Оправившись от бурной зимы 2012/2013 гг., депутаты утвердили Генплан Твери, на поверку, правда, оказавшийся «кривым», потому что главная его часть – мосты, северная окружная дорога и исторический центр – уже выпала из приближающейся реальности на неопределенное время. Сразу в рамках документа дала о себе знать и гениальная точечная застройка (в России земли – одним местом ешь, а в черте города приходится биться за каждый квадрат!). Бобачевская роща, чей пример сейчас подают как компромиссный вариант, и, к примеру, офисный центр в историческом центре города напротив медакадемии, чей пример может стать гибелью всякого разума, стали еще одним символом жизни Твери по новому Генплану.
Заказанное питерскому НИИ исследование пассажиропотока Твери, плавно перетекшее в год нынешний, которое, кстати, полностью никто в глаза не видел, стоило 4 млн рублей. Но следовать ему депутаты, похоже, не спешат, занимая позицию консенсуса в споре руководства города и маршрутчиков. Под угрозой тотального сокращения те ставят результаты исследования под принципиальное сомнение – нонсенс для цивилизованного мира.
Еще один «якорь» прошлого года – Восточный мост, ставший пиарным проектом и для администрации Твери, и для Думы, и для правительства области. Кто внес более значительный вклад трудодней в два «технологических окна», нужно еще посчитать, но тверичанин точно знает, что Восточка отремонтирована на баснословные федеральные деньги с кривым пролетом и наноасфальтом, да еще и сомнительной организацией… В ролике отчета один из депутатов заявил, что хоть так, но ведь сделали! Не поспоришь, только еще парочка таких проектов – и город окончательно высосут проходимцы с большой дороги, неравнодушные к халявным бюджетным деньгам, на которые можно опосля веселиться в Куршавеле и дорогих столичных клубах.
Как здесь не продолжить тему речных переправ, упомянув Западный мост, проект которого ведомство сити-менеджера должно было согласовать еще в прошлом году, но не сделала этого, и потому слетело все федеральное финансирование. Глава города, кстати, отчитался, что средства на разработку документа удалось изыскать в дефицитном бюджете… Видно, недостаточно в этом городе просто найти деньги – иначе жизненно важный для Твери мост постигнет участь адресных инвестиционных программ и проектно-изыскательных работ, которые пачками ложатся «в стол», и, несмотря на выделенные на разработку миллионы, дело не доходит до капитального строительства.
Если верить выступлению Александра Борисовича, и дороги у нас стали лучше делать – наконец-то перешли от архаики ямочного ремонта к полномасштабной замене дорожного полотна… Только почему-то через пару лет опять придется капитально заливать «сырную» Орджоникидзе, не выдерживающую критики экспертного сообщества.
«Похвастался» глава города, между прочим, и тем, что два года подряд удалось удачно войти в отопительный сезон (об этом почему-то очень часто упоминает и губернатор, которому пришлось следить за процессом в ручном режиме) и отремонтировать к Эстафете олимпийского огня фасады полсотни домов.
Кроме того, в Твери удалось ликвидировать очереди в детские сады для детишек от 3 до 7 лет, поднять зарплаты бюджетникам от образования и культуры (правда, это федеральный тренд, расходы которого ложатся на областной бюджет), продолжить расселение людей из ветхого и аварийного жилья (опять же, существует федеральная программа), а также улучшить жилищные условия молодым семьям…
А еще депутаты продуктивно «ходили в народ» (работа в округах), поддерживали НКО (гранты под общественно значимые проекты), испытывали прочность межнациональных отношений «Сводом правил и поведенческих норм для приезжих и тверичан», сотрудничали на культурном уровне с городами-побратимами, агитировали бедных и замученных счетчиками ЖКХ горожан за развитие местного самоуправления…
Хочется спросить: почему так получается, что более или менее успешный проект идет в заслугу сразу всем институциям власти, а от провалов каждый предпочитает открещиваться, переводя стрелки на других, как это было, к примеру, с Западным мостом? Да и где успехи в заявленном думском приоритете в виде ЖКХ, разве беспредел управляющих компаний хоть каким-то местом закончился?
В чем смысл Думы?
И это только вершина айсберга. А еще есть, к примеру, катастрофический износ сетей, долги энергетикам, масштабные инфраструктурные проблемы, наконец, настигающий горожан закон о финансировании капитального ремонта «многоквартирников», выведший на улицы жителей уже не одного города в матушке России…
Никуда не делись и долги бюджета, «никакущий» командный спорт, замедление рождаемости, полуфантастический мусороперерабатывающий завод в Славном, о котором все предпочитают помалкивать, и куча громких и скандальных реформ в рамках Российской Федерации, которые все равно нужно как-то воплощать в жизнь здесь и сейчас. Но о чем мы говорим, когда в городе на серьезной повестке дня уже много лет стоит такой вопрос, как… бездомные животные, от укусов которых страдают ежегодно сотни тверичан!
– Сразу решить проблему не получится, но первые шаги уже сделаны. За прошлый год отловлено около 200 собак. Некоторых, больных опасными для общества болезнями, пришлось усыпить, остальных удалось пристроить в хорошие руки, – отметил городской глава.
Инфраструктура и социальная политика, а еще образование, забирающее 45% бюджета, – вот и весь дефицитный бюджет, переходящий на хваленый программный метод. Но метод этот работает только при двух условиях, которые у нас систематически не выполняются: четкие и жесткие критерии при оценке выполнения программы, постоянная практика обращения в суд со стороны сити-менеджера о недобросовестному подряду (для начала хотя бы при ремонте дорог).
«Отдельно остановлюсь на вопросе о контроле за расходованием средств бюджета города. Тверская городская дума в течение 2013 года заслушала 16 отчетов Контрольно-счетной палаты по итогам проведенных проверок, в результате которых было выявлено 265 нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере на сумму 1 914 123,8 тыс. руб., или 19,6% от объема проверенных КСП средств», – гласит отчет главы города…
Почти 2 млрд рублей израсходовано с нарушениями! А бюджет города составлял в прошлом году всего порядка 5,9 млрд, на текущий год заложено 6,5 млрд, и это только по доходам, не считая 300–400 млн дефицита! Шокирующие цифры подводят нас к главному – о том принципиальном, что по итогам прошлого года депутаты не смогли сделать…
– Зачастую люди приходят за помощью в решении многолетних проблем с десятками ответов из различных инстанций, что свидетельствует о равнодушии ответственных лиц и их нежелании работать. Чиновники нередко занимаются составлением отписок, а не своими прямыми обязанностями, т.е. решением проблем граждан. Кардинальное изменение системы работы с населением, с любым обращением жителей города и реальная персональная ответственность муниципальных служащих за такую работу должны стать одним из главных направлений и стратегических целей проводимой административной реформы. Пока же по поступающим в мой адрес обращениям жителей приходится вместе с чиновниками лично выезжать по конкретным адресам, большинство вопросов решать «в ручном режиме» – эти слова Александра Борисовича являются квинтэссенцией работы депутатского корпуса
Нужно ли искать какой-то другой приоритет, заказывать социологические исследования, что же не устраивает горожан в Твери? В чем смысл Думы, если решения депутатов выполняет полная волюнтаризма исполнительная власть, в одних случаях – как хочет, в других – как может?
На что тратится ежегодно один млрд рублей в администрации Твери, за которой осталась, по большому счету, всего одна сфера городского благоустройства, в самом широком смысле этого слова? Почему два миллиарда хозяйство сити-менеджера расходует с нарушениями? Почему нет плана его реорганизации? Почему по полсотни миллионов бюджетных рублей «закапывается в землю» на разработках проектов, которые не будут реализованы? Почему не используется опыт других городов? Почему ни один чиновник при таких раскладах нарушений, выявленных КСП, не дошел даже до дверей суда?
Все эти провалы управления, спрятавшиеся за формальные достижения всех ветвей власти, – прямое следствие работы нынешнего созыва Думы. Она установила такие «правила игры». Точнее, не изменила их, пока была возможность, пока депутаты были свежи и бодры, а предвыборные обещания народу – у всех на устах. Пока наказ избирателя витал над урнами для голосования…
Думается, это тупик местного самоуправления.
Столица "треш-туризма"
И еще одно. «Деятельность главы города, Тверской городской думы в течение всего года освещалась в средствах массовой информации…», – гласит документ. Вот только на публичный отчет «народное око» почему-то забыли пригласить, а в зале сидели те, кто и так знает, что было сделано и что нет. Хотя даже от них, вроде бы своих людей, звучали комментарии, что «так плохо в Твери не было еще никогда». Поэтому как интересно было бы взглянуть на собравшийся зал! Помните, федеральная элита спит на посланиях и обращениях первого лица государства? Наш местный истеблишмент и иже с ним так же зевали под убаюкивающее оптимизмом выступление Александра Борисовича… Или в отличие от верхнего этажа власти им некуда особо податься из родного города, а потому приходится принимать все близко к сердцу?
Посетивший на днях наш город известный блогер Илья Варламов охарактеризовал Тверь не иначе как «по-африкански дикий, разрушенный и грязный город», который очень подходит для столицы «треш-туризма» (россияне на пути из Питера в Москву могут останавливаться здесь, чтобы увидеть, как живут бедные российские города). Вот и нашлась, знать, древнему граду на Волге точная идентичность и место на экономической карте России… Ответ за вами, дамы и господа депутаты!
Комментарий
Павел Парамонов, член совета Общественной палаты Твери:
– Я бы оценил деятельность городского парламента за прошлый год на «троечку». Чего не хватило депутатскому корпусу? Того, чего не хватает нашему городу всегда – некоего стратегического видения и целенаправленной работы. В городе нужно не только «затыкать дыры» там, где они неожиданно образуются… У депутатов есть неплохие появившиеся документы – по развитию территорий, транспорту, но каким должен быть город в целом с точки зрения Думы, мне до сих пор непонятно.
Михаил Богданов, председатель Комиссии по промышленной и экономической политике, содействию предпринимательству Общественной палаты Твери:
– Александр Борисович – человек на своем месте, но поскольку полномочий у него мало, он сделал ровно столько, сколько смог. И здоровье на этом подорвал…
Полномочий думцев не хватает, чтобы влиять на городскую администрацию. Павлов раскрутил маховик работы городской администрации таким образом, что ничего нового, ничего серьезного проникнуть не может. Почему Павлова не сняли раньше? Контракт, нужны веские основания, сити-менеджер мог бы подать в суд, к тому же, когда человек ничего не делает, он не совершает ошибок.
В целом за прошлый год я бы поставил Думе оценку «отлично». Я очень хорошо понимаю, что можно было сделать и больше, но только при командной работе Думы и администрации, а не при игре в пинг-понг двух антагонистов.
Юрий Лейман, депутат ТГД, фракция «Справедливая Россия»:
– Думаю, что за отчетный период и депутатский корпус, и администрация города поработали, мягко выражаясь, не очень хорошо. Проблема неплатежей в коммунальной сфере никуда не ушла. Были потрачены большие средства на проект Западного моста, который теперь неизвестно, будет ли построен. Недостаточный был контроль депутатов за администрацией города, а со стороны администрации – за подрядчиками, которые занимались ремонтом дорог. Много таких нюансов, которые не позволяют поставить хорошую оценку.
Основная проблема нынешнего созыва депутатов в том, что они слишком послушны к тому, что требуется по партийной линии. Принимаются решения не те, которые пойдут на пользу городу, а те, которые продиктованы либо региональной властью, либо сугубо политическими моментами.