Эти вагоны должны будут заменить устаревших «коллег» в поездах, курсирующих между Россией и другими странами. Для ТВЗ работа с германскими партнерами может стать первым шагом к выходу на западные рынки.
Договор между РЖД и концерном Siemens о поставке 200 вагонов класса RIC был подписан в 2009 году. Тогда же было оговорено, что с российской стороны в нем примет участие Тверской вагоностроительный завод.
Германский холдинг сам выбрал ТВЗ в качестве партнера. Впрочем, это неудивительно. Незадолго до подписания контракта на поставку ОАО «РЖД» 200 вагонов RIC закончилась широкомасштабная модернизация предприятия: на нем было установлено самое современное оборудование, отвечающие международным стандартам качества. И специалисты Siemens об этом прекрасно знали.
– Начиная с 2005 года на ТВЗ приезжали представители всех крупных европейских вагоностроительных компания – Bombardier, Alstom и, конечно же, Siemens. И все они дали высокую оценку не только нашему предприятию, но и нашей продукции, – рассказал заместитель директора по технике и производству по подготовке производства Николай Шмаргун. – Вопрос нашего сотрудничества был не за горами. А тут как раз РЖД решили перевооружить свой парк международных вагонов.
Надо сказать, что до сих пор вагоны класса RIC в России не выпускались. Те 232 вагона, которые курсируют на международных линиях РЖД, были закуплены еще в ГДР. Их износ на сегодняшний день составил 80%, эти вагоны фактически отработали свой срок.
Германский концерн, столкнувшийся со многими проблемами при запуске «Сапсана» в России – начиная от низких зимних температур и снегопадов и заканчивая отличными от европейских техническими требованиями, – решил не наступать второй раз на те же грабли и разрабатывать российские вагоны международного класса совместно с тверскими специалистами. То есть в этом проекте Тверской вагоностроительный завод выступает в качестве равноценного партнера Siemens.
– Я думаю, это было взвешенным решением со стороны германского концерна и Трансмашхолдинга, оно позволило обойти множество проблем, – пояснил Николай Шмаргун. – Дело в том, что тверские специалисты хорошо знают требования и специфику эксплуатации вагонов на территории России, а специалисты Siemens – за ее пределами.
Практика подтвердила, что решение объединить российские и германские умы оказалось верным. По словам Николая Шмаргуна, технические требования для такой достаточно сложной продукции, как вагон RIC, были разработаны довольно быстро. При этом были учтены и европейские, и российские особенности эксплуатации вагонов. Например, в вагоне габарита RIC будет установлен пятисистемный преобразователь напряжений собственных нужд. Ни в одном другом вагоне в мире такие преобразователи не используются. Дело в том, что вагоны будут использовать пять различных напряжений, применяемых в электросетях российских и европейских железных дорог. Также вагоны будут оборудованы двумя комплектами тележек — в РФ и в Европе разная ширина железнодорожной колеи. На этих вагонах будут применяться два типа сцепных устройств, что обусловлено разными конструктивными особенностями российских и европейских вагонов.
При этом вагоны габарита RIC будут соответствовать всем российским требованиям и требованиям Международного союза железных дорог, касающихся санитарных норм, экологических показателей, комфорта пассажиров, пожарной безопасности, безопасности движения и других. Они смогут развивать скорость до 200 км/ч, а после модернизации их скорость может быть увеличена до 250 км/ч. Срок службы вагонов составит 40 лет. В разработку нового вагона только в 2009 году «Российские железные дороги» инвестировали порядка 2 млрд. рублей.
Работа над проектом по производству вагонов международного класса для РЖД должна продлиться до 2014 года. Как рассказал Николай Шмаргун, в настоящее время разрабатывается конструкторская документация, а также выбираются поставщики комплектующих и идет работа по заключению договоров с ними. Производство самих вагонов должно начаться во второй половине следующего года. А в 2012 году РЖД должны получить от 30 до 60 новых вагонов международного класса.
Николай Шмаргун пояснил, что первые 60 вагонов RIC будут собраны на заводах германского концерна. ТВЗ поставит для них комплектующие компоненты: например, внутреннее оборудование – перегородки, полки, потолки, облицовки, кондиционеры; тормозное оборудование и так далее. В дальнейшем к производству «новинки» подключится тверской завод. Причем объемы сборки вагонов RIC на ТВЗ будут расти. По крайней мере так прописано в договоре.
Как надеется Николай Шмаргун, деловые связи между тверскими и германскими вагоностроителями не прекратятся и после того, как контракт с Siemens на поставку вагонов RIC для РЖД будет выполнен.
– Сотрудничая с Siemens, мы научились работать в соответствии с требованиями, которые существуют в Европе и с точки зрения техники, и с точки зрения технологий, и с точки зрения подходов в области конструирования, и, конечно же, с точки зрения соответствия задачам, которые требуются при эксплуатации, – уверен Николай Шмаргун. – Мы теперь прекрасно знаем, как строить вагоны для международного рынка, и готовимся к тому, чтобы у нас были возможности предложить свою продукцию на международном рынке.
Николай Шмаргун признался, что уже сегодня тверские вагоностроители работают над планами в 2012-2013 годах начать производство комплектующих для европейских производителей железнодорожной техники. ОАО «ТВЗ» готовится к тому, чтобы заводские специалисты хорошо знали технические требования, применяемые на международном рынке, и создали технологические возможности для производства комплектующих, соответствующих требованиям международном рынка.
И, конечно же, тверские вагоностроители надеются на то, что смогут найти заказчиков на свою продукцию в европейских странах. Тем более что, по оценке специалистов, вагоны ТВЗ мало чем уступают западным аналогам по качеству и комфорту. Зато цена на них значительно ниже, чем у европейской продукции.
– Я уверен, что через два-три года у нас будет возможность побороться за международный рынок, – резюмировал Николай Шмаргун.