Почему я об этом вспомнил? Да потому, что регулярно пользуюсь тверским общественным транспортом, который все еще пока существует. Несмотря на пробки, ямы на дорогах и умопомрачительные цены что на бензин, что на электроэнергию. Хотя, по большому счету, электроэнергия все же дешевле. Особенно если смотреть в комплексе, да еще с тем самым прицелом в будущее, которых у временщиков, как мы понимаем, нет.
***
Вот – трамвай, который во всем мире признан транспортом не только самым экологичным, но и самым экономичным. Если, конечно, им заниматься постоянно, а не так: сначала все разрушили, потом решили все восстанавливать чуть ли не с нуля. Так-то оно, конечно, получится дороже, чем десяток автобусов купить. Но кто виноват, что довели до этого? И кто будет виноват, когда через сколько-то лет кто-то посчитает и убедится: а трамваи-то вышли бы дешевле...
А у нас вот трамваи собираются убрать совсем. Почему? А вот именно потому. Впрочем, есть одна причина и из тех, что я готов признать серьезными. Это недостаточная пропускная способность тверских улиц для такого, как ныне, количества нерельсового транспорта. В первую очередь, понятное дело, машин. Но так и сказали бы об этом вслух! Не вешая народу на уши недоваренную лапшу о якобы невыгодности трамваев! И доводили бы начатое до конца, а не плакались бы, к примеру, по поводу того, что на снятие уже давно не используемых путей на проспекте 50 лет Октября якобы нет денег!
Ребята, да вы что, смеетесь? Даже расширение дороги в связи со строительством новой развязки с окружной у “детского” полиграфа собираетесь делать не в сторону ненужных уже путей, а в противоположную! С урезанием тротуаров и скверов! А эта заросшая полоса с рельсами куда? Огородить флажками, поставить таблички – и в качестве музея? Тогда уж лучше в качестве молчаливого напоминания о городской глупости и бесхозяйственности!
Эва, как меня занесло. Но все ведь именно так и есть. И даже я лично готов съездить в эту тмутаракань, чтобы воткнуть между ржавыми рельсами плакат: «А вот расширять проспект будут в другую сторону! Не в эту!»
Это, кстати, лишнее подтверждение тому, зачем власти на самом деле хотят убирать трамваи. Вот на улице Софьи Перовской движение большое – пути сразу же убрали. В центре то же самое или почти то же самое. А на «полтиннике» пока терпит. Вот и «нет денег на разборку». А приспичит – будьте уверены, найдутся...
***
Ну да ладно. Хорош,.допустим, разрулить движение в городе сегодня важнее или, по крайней мере, срочнее, нежели думать о чем-то в перспективе. Я понял. Готов если не согласиться, то хотя бы принять эту точку зрения. Но а что дальше? Убираем троллейбусы, как менее маневренные и потому потенциально тормозящие движение? Что-то не слышал я о таких поползновениях – тут вот, видно, сразу про экономию вспомнили (кстати, лишнее подтверждение вышесказанному). Меняем большие и неуклюжие автобусы МАЗ и ЛиАЗ на верткие «пазики» и «газели», но – побольше, побольше! Это, по крайней мере, выглядело бы логичным. Так и тоже нет. Лишь относительно небольшое, если не единичное, число частников пытается, вроде бы, наводнить город своими автобусами, но... Автобусы вдруг начинают гореть.
Причем факт того, что горят они отнюдь не сами, не подвергается сомнению никем, вплоть до самих следственных органов. А кто их жжет? Кому это выгодно? Смешно, но, как выясняется, выгодно многим. Но выгода тут чисто материальная и, разумеется, частная во всех смыслах этого слова. Причем такая, что одному Богу известно, насколько быстро загорятся следующие автобусы и до какой именно степени разваленности будут эксплуатироваться «трудолюбивыми», но до ужаса лихими гастарбайтерами «газели» старого образца. А что? Раз больше ехать не на чем, так и в такой гроб на колесах влезешь, что ж делать? Интересы едущих, то есть нас с вами, здесь как бы отодвигаются на второй план.
***
Нет, можно, конечно, ехать и на такси. Но этот вид транспорта с его огромным до незапоминаемости числом предложений, но почему-то строго одинаковыми ценами – тема вообще отдельного и долгого разговора. Да и к общественному транспорту он, вроде бы, прямо не относится, хотя и выступает альтернативой именно ему. Потому обойдем его стороной. Так же, как и вариант «купить машину и ездить как хочешь». Хотя бы по той причине, что среди моих знакомых сейчас имеются 4 (прописью – четыре) человека вполне молодого и активного возраста, совсем недавно купившие автомобили (и вроде бы, именно для этой цели), но их не использующие. Во всяком случае, не использующие для поездок по городу. Почему? А вот догадайтесь...
Так что если что и покупать, то вертолет. Или подсказать власти – нехай организует вертолет-такси с высадкой путем самосброса. Лестница – за отдельную плату, как «повышенная комфортность». А базировать их можно как раз в трампарке – трамваи-то нам, как выяснилось, не нужны...