Член Союза художников СССР (России) Александр Фролов, в честь которого учреждена стипендия, прожил короткую, но очень насыщенную в творческом плане судьбу. Елена Фролова-Борисова, дочь художника, рассказывает: «На работу отцу было отведено недолгих десять лет… После окончания Тверского художественного училища имени А.Г. Венецианова он пострадал в аварии, это наложило свой отпечаток на его жизнь. Однако художник продолжал работать, и за отведенное судьбой время смог создать собственный неповторимый стиль».
Своеобразие творческой индивидуальности Александра Фролова – в космогоническом видении природы вещей и мироустройства в целом. Создатель монотипий и цветных офортов, он мифологичен в своем художническом взгляде: в малом видит большое, а большое приближает к малому. «Пигмалион» – так называется серия его работ, созданных по мотивам древнегреческого мифа. Известный гомеровский эпос «Илиада» вдохновил художника на серию офортов «Троянская война».
В творческой биографии Александра Фролова изобразительное искусство и литература всегда шли рука об руку. Художник создал иллюстрации к лирике великого французского поэта Поля Верлена. А молдавский поэт Паул Михня перевел стихотворения великого француза для издания на румынском языке. Так родился творческий союз двух одаренных людей. Книга имела успех.
Позже Александр Фролов иллюстрировал сборник стихов самого Паула Михни «Садовник, или Возмездие зеркал». Философская лирика весьма созвучна художественной манере Александра Фролова, многосмысленной и затаенной. Картины его глубоко метафоричны. Вот Пигмалион обнимает ожившую Галатею – созданную им скульптуру девушки, в которую он безумно влюблен. Боги вняли его мольбам, и Галатея ожила. Но что это? Обнимая возлюбленную, на картине Александра Фролова Пигмалион уже смотрит в сторону – на камень, из которого родится следующий шедевр. «Художник всегда остается художником. Им нельзя стать, им можно родиться…» – комментирует репродукцию дочь Елена Фролова-Борисова.
Трагическая и ранняя смерть в сорок лет оборвала путь Александра Фролова, однако сделано им было немало. Ощущение большой утраты в 1997 году переживали не только близкие, но и все, кто так или иначе оказался причастен к творчеству талантливого человека. Иначе никак не объяснить историю учреждения стипендии его имени, которая сейчас насчитывает десять лет.
На первой персональной – и посмертной – выставке Александра Фролова к его семье обратилась Наталья Ивановна Царюк. Ее знакомство с художником произошло в Тверском музыкальном обществе, для которого Александр Фролов писал плакаты, которые сейчас оцениваются как отдельные художественные произведения. Как ценитель его таланта, Наталья Ивановна желала учредить стипендию имени художника в Тверском художественном училище и хотела получить соизволение близких. Разрешение последовало, родные решили принять в хорошем начинании самое непосредственное участие. Дирекция Венециановки идею поддержала.
Так стали меценатами простые, не очень обеспеченные люди, желающие продлить память об отце и муже – о художнике, чье имя, без сомнения, вошло в летопись тверской изобразительной культуры. Вот уже десять лет ежемесячно выплачивается сумма, по современным рамкам достаточно скромная, однако превышающая официальную стипендию юных художников (а это всего 426 рублей) более чем в два раза. Дочь художника Елена Фролова-Борисова ведет занятия в гимназии №10 и возглавляет изостудию «Этюд» в Затверецком досуговом центре дополнительного образования. Вдова Александра Фролова, тоже художница, Клариса Михня сейчас пенсионерка, занимается иконописью. Понятно, что люди, работающие в сфере культуры, в России никогда не могли похвастаться большими заработками. Однако скромный образ жизни не стал препятствием для доброго дела. Семья Фроловых и Наталья Царюк решили выделить из собственных средств деньги для поддержки талантливой молодежи.
Ежегодно ранней весной в училище объявляется конкурс на стипендию имени Александра Фролова. Заместитель директора художественного училища Елена Гурова рассказала, что студенты любят этот конкурс, очень ждут всегда выставку работ Александра Фролова. И тому есть свои причины. Дело в том, что в отличие от традиционных конкурсов учебных работ для претендентов на стипендию Александра Фролова нет никаких ограничений. Канон академических представлений не является главным мерилом успеха. Своеобразие творческой манеры, способность где-то выйти за рамки привычного, забыть об ученической роли и проявить себя как личность, попробовать различные техники исполнения – такие возможности открывает перед молодыми художниками конкурс имени Александра Фролова. В роли жюри выступает семья художника, чаще всего его дочь, тоже выпускница Венециановки.
«Огромная благодарность людям, которые находят силы и желание тратить свои небольшие средства на сохранение памяти о талантливом человеке, поддерживают и привлекают интерес к жизни и творчеству художника, помогают молодежи», – говорит представитель Венециановки Елена Гурова.
Между тем наследие самого художника ютится в маленькой квартире, где живут его вдова и дочь. Устройство персональной выставки картин (с первой и единственной уже минуло десять лет) тоже наталкивается на сложности, прежде всего, конечно, материального характера. Оформление рамок к картинам, остекление – все это стоит денег. В финансовый вопрос упирается и издание альбома репродукций Александра Фролова. По предварительным подсчетам на издание книги понадобится около 100 000 рублей. Для семьи это огромные деньги. Для города и области – поистине крохи.
Летом 2012 года исполнится 55 лет со дня рождения и 15 лет со дня смерти Александра Фролова. В эти дни было бы уместно вспомнить талантливого тверичанина, выразить уважение к его семье, которая по-прежнему помогает молодым. И планирует делать это впредь. «Всегда будут такие самородки, талантливые люди, которые достойны поощрения в память об отце, – уверена Елена Фролова-Борисова. – На конкурсе они могут заявить о себе и будут услышаны. А возможность быть услышанным – для творческого человека главное».
В 2011 году конкурс имени Александра Фролова отметил десятилетний юбилей, по-прежнему неофициально. О намерении властей поддержать инициативу ничего не слышно.
Бывшие стипендиаты премии делают собственные самостоятельные шаги в творчестве. Трижды стипендиат конкурса 2003-2005 годов Надежда Валь работает как художник. Нина Петько возглавляет собственную студию художественной фотографии. Как и прежде, очередная стипендия будет вручена в марте.
Отрадно, что в современные дни, когда новостная лента переполнена известиями о человеческой жестокости, есть возможность рассказать о бескорыстных подвижниках, таких, как учредители премии имени Александра Фролов, о людях, которые заботятся о культурных ценностях не по обязанности, а по велению сердца.
Когда о таких людях становится известно, мир делается чуточку лучше. Хотя и медленно. Но капля камень точит…