В ручном режиме
Известно, что одним из увлечений тверского губернатора являются автомобили, поэтому метафоричное сравнение из жизни «железных коней» подойдет как нельзя кстати. Дело в том, что прошедший год ознаменовался для первого лица области верховенством практики «ручного управления». Поразмышляв на эту тему, приходим к выводу, что работа на механической коробке передач была скорее вынужденной мерой, чем проявлением стиля управления. Логично, что для перехода на «автомат» придется еще многое сделать, «еще поработать», о чем Андрей Владимирович не преминул заявить, отвечая на вопрос о возможном возвращении к выборности губернаторов и собственной отставке в этом контексте.
У «ручного управления» есть несомненный плюс – ситуация видна непосредственно, так сказать, из первоисточника. Конечно, многим покажется несколько странным, что губернатор появляется там-то и там-то лично, а не руководит процессом из кабинета посредством своего правительства. Олицетворением этой части «скептиков» стала «молодежка» с традиционным вопросом о социальных сетях и отсутствии в них губернаторского аккаунта. Прямое управление требует такой же информации, незамутненной комментариями и журналистскими фантазиями, чем часто злоупотребляет тверской сегмент Интернета. Поэтому консервативный губернатор предпочитает разговор «глаза в глаза» на месте – так требование огрехов системы, многочисленных проблем области удачно сошлось с самим предпочтением главного областного руководителя.
Надо сказать, что подобный режим – зачастую его следует определить как антикризисный – позволил не только залатать дыры в точечных вопросах, но и выйти на долгосрочную стратегию развития региона с конкретными приоритетами, цифрами и пониманием последовательности шагов (например, «раскручивание» агропромышленного парка, создание системы утилизации и переработки ТБО в масштабах всей области, разработка основополагающей программы социально-экономического развития до 2020 года).
Ярко характеризуют плоды такого подхода результаты года в сельском хозяйстве: несмотря на эпидемию африканской чумы свиней, объем производства в животноводческом комплексе региона вырос на 8% по сравнению с 2011 годом. Правда, нет данных, на сколько пошли бы вверх показатели, если бы АЧС удалось подавить в зародыше, но это другой вопрос.
Другой показательный момент, прекрасно характеризующий систему, которую нужно «лечить», а в некоторых моментах и отстраивать заново, – ситуация со снежным коллапсом. Андрей Владимирович признался, что тогда «гонял» по улицам Твери, но никто не смог внятно объяснить, почему большегрузы с трассы М-10 пустили на улицы областного центра... По его мнению, именно проблемы на федеральной трассе спровоцировали проблемы в городе, а не наоборот, как считают многие.
В то же время, понимая ограниченность и конечную бесперспективность сугубо ручного подхода, команда губернатора пытается выстроить вертикаль власти по-новому (для нашего региона), когда государство в основном предлагает возможности, создает условия, а не берет на себя функции универсала, отвечающего за все, а значит, по факту – ни за что.
Критическая масса и инвестиционная привлекательность
В своем выступлении и при ответах на вопросы журналистов, приглашенных со всей области, губернатор, вероятно, сознательно уходил от употребления выражения «гражданское общество», на память сказав это сакральное, но заезженное словосочетание лишь однажды. И правильно! Слишком много о нем говорилось, слишком быстро мы хотим оказаться в таком обществе, ничего особо для этого не сделав.
В системе Шевелева требуется растолкать народ, начиная с собственных дворов, – формируйте образ площадки вокруг своего «многоквартирника», решайте, что вам нужнее – детские площадки, или парковки под авто, или зеленая зона для выгула домашних питомцев ростом выше холки упитанного хомячка. Это подход, имеющий право на жизнь, несмотря на свою кажущуюся простоту.
Представьте, например, в 2012 году активно помогли обманутым дольщикам – к весне проблемных домов не останется. Люди за время общей беды настолько стали родными, что за будущее таких объектов не надо беспокоится. У этих домов есть шанс зарекомендовать себя образцово-показательными с точки зрения самоуправления. Их примеру когда-нибудь последуют другие, потом третьи, четвертые... Так создается пресловутая критическая масса. Но обратите внимание, с чего всё началось – с помощи государства для решения общей проблемы многих людей.
Как ни странно, сюда же относится и привлечение инвестиций в регион. Современные производства и высокотехнологичные заводы типа «Хитачи», «Шелл», ДСК – это огромное подспорье для культуры организации пространства и отношения к окружающей действительности. Экономика экономикой, но та же Тверь со своими крутыми авто на, мягко говоря, неидеальных зимних дорогах – характерное олицетворение города «третьего мира»: «частная жизнь» развивается, «общественная инфраструктура» капитально провисает. По сути, сегодня закладывается база инвестиций в «общественный капитал» – то, чем в настоящее время живут развитые страны мира. На пальцах – в желание граждан жить лучше за счет собственных усилий и реализации своих прав/обязанностей перед государством.
«Пейзаж был мрачный»
Конечно, обойти вопрос новой политической конфигурации в Тверской гордуме на итоговой пресс-конференции не получилось. «Краски стали отчетливее» – так в целом охарактеризовал новый состав и работу тверского городского парламента губернатор, призвав думских «единороссов», победно получивших абсолютное большинство, отнестись к достижениям 14 октября не «как к ошеломительному успеху, а как к колоссальным обязательствам» перед городом.
Неумолимая логика «намека» должна привести к тому, что в городской администрации последуют кадровые перестановки, тем более что многие позиции в коридорах здания за памятником Ленину занимают люди с приставкой «и.о.». Видимо, в уже наступившем году мы узнаем, чем аукнется должностным лицам снежный коллапс начала зимы. Пока – только слабенькие штрафы и подмоченная репутация.
Если политический пейзаж все же заиграл новыми красками, то управленческий – и в частности, выстраивание работы с муниципалитетами – пока буксует. По словам самого Андрея Владимировича, диалог идет трудно, некоторые районные администрации не спешат пользоваться возможностями, предоставляемыми областью и федеральным центром.
В общем, все понимают, что и кадровая составляющая провисает, и пресловутая лень-матушка мешает подготавливать соответствующие документы на местах, а потом за них еще и отчитываться. Но без «работы в этом направлении», как любят говорить чиновники, не прожить – потому что кадровый вопрос для областного правительства является еще и политическим. Шевелеву нужны свои люди в районах, иначе никакой командной работы не получится, а в Кремль придет очередной рейтинг с плохими показателями напротив строки «Тверская область». И даже очень важное замечание губернатора о непременном анализе эффективности расходования средств бюджета не поможет.
«И просто жалко людей»
Хотя эта фраза Героя России относилась к возможным выборам следующего года (если бы назначенный Андрей Шевелев захотел стать выбранным Андреем Шевелевым), ею вполне можно озаглавить всю деятельность правительства за минувший год. Действительно, социальной сфере было уделено едва ли не столько же внимания, сколько инфраструктурной проблематике со всеми ее мостами, дорогами, связью.
Так, в области действует 47 видов социальной поддержки населения с охватом почти полмиллиона человек. Для региона это в большей степени «минус» и существенная нагрузка на государство, которая не идет на пользу бюджету, но, с другой стороны, эта та сфера, где власть может и должна продемонстрировать отношение к своим гражданам. Иначе последних может просто не остаться.
В этой связи не случайно, что среди главных достижений ушедшего года Андрей Владимирович назвал подвижки в демографической сфере, где удалось повысить рождаемость и снизить смертность. В то же время губернатор честно признался, что в одной важной сфере не удалось выйти на запланированный уровень. Имеется в виду строительство и ввод в эксплуатацию жилья. Поэтому реальная отдача для населения ожидается в этом году – рост прогнозируется в размере 4-5%.
За полтора часа общения с губернатором в формате «открытого доступа» стало понятно, что в наступившем новом году курс правительства получит больше реального воплощения, потому что «устаканятся» главные программные документы области.
И немного о личном
Логичным (не)официальным завершением года от первого лица области стал ответ на личный вопрос, что же в уходящем году запомнилось Андрею Владимировичу больше всего помимо хлопот по работе. Губернатор не стушевался, хотя было видно, что должностным обязанностям пришлось отдать практически все время, и припомнил историю из прошлого, когда неожиданно для себя завел сыну собаку. «Не думал, что стану собачником!» – эта фраза вполне могла бы подойти на роль символа, раскрывающего прошедший год для губернаторской команды, вынужденной на пальцах и в ручном режиме решать многочисленные насущные проблемы региона, работая одновременно на перспективу.
И вот личная сфера снова плавно перетекает в общественную. Что ж, кто-то живет в ванильном небе, кто-то – в сказочном Средиземье, а кто-то вынужден бороздить почти бескрайние просторы Верхневолжской земли – контрастной, но перспективной.