«Тверьтепло»: один большой гордиев узел

Ностальгия по государственному монополизму

Тема коммунальных платежей для нашего человека стоит в ряду самых болезненных. Наблюдается гигантское неравноправие, когда жители «многоквартирника» платят по полной катушке, а зажиточные «индивидуалы» спокойно экономят без нервов и ежемесячного вникания в платежки с новыми графами и повышениями. Город Тверь в этом отношении – красноречивый пример отечественной «бытовухи», застрявшей между необузданными капитализмом хищной пасти тех, кого еще недавно называли олигархами, и тоскливой инфантильностью народа, вынужденного кормить всю эту клику. Кто виноват, что делать, как выстроена система и где зарыт «тухлый черный бобик» – попробуем разобраться.

Ностальгия по государственному монополизму

В долгах, но не в шелках

Поводом для очередного обращения к наболевшему стало сообщение о начале процедуры банкротства ООО «Тверьтепло» – организации относительно новой, но для ЖКХ города очень важной. Данная контора является поставщиком тепловой энергии, занимается обслуживанием и ремонтом городских тепловых сетей, транспортировкой тепла и горячей воды к домам. В аренде компании находятся почти все тепловые сети Твери общей протяженностью более 435 км (85,9 км – магистральные и 350 км – распределительные). «Тверьтепло» обслуживает 51 тепловой узел и 144 центральных тепловых пункта (ЦТП). Учредителями компании являются ОАО «Территориальная генерирующая компания № 2» (ТГК-2) – очень любопытная, но в чем-то банальная организация, и администрация города Твери. «Тверьтепло» – детище государственно-частного партнерства – специально создавалось для того, чтобы сделать обеспечение города теплом более понятным.

И вот спустя менее полутора лет с момента рождения контора встает на путь банкротства.

6 декабря 2012 года в арбитражный суд поступает соответствующее заявление от кредиторов компании. Сумма долга ООО «Тверьтепло» перед ОАО «Тверские коммунальные системы» (ТКС) – еще одной структурой в «стройной» системе – составляет более 624 млн рублей.

И.о. гендиректора компании «Тверьтепло» Алексей Жучков так комментирует ситуацию:

– Мы хотим, чтобы потребители знали своих «героев» в лицо… Оказавшись в роли финансового посредника между энергетиками и населением, управляющие компании в условиях отсутствия должного контроля безнаказанно нарушают договорные отношения с ресурсоснабжающей организацией, бесконтрольно в своих интересах используют деньги граждан, собранные за коммунальные услуги.

Действительно, основной долг лежит на пресловутых УК, одно упоминание которых у большинства населения вызывает чуть ли не хронические позывы в желудке. Из общей суммы долга – 575 млн руб. составляют долги УК, ТСЖ и ЖСК. В числе «лидеров» по задолженности значатся такие фирмы, как ООО «УК ЖЭУ», ООО «Фаворит+», ООО УК «Застава плюс», ООО УК «ТЖК», ООО «Дома в порядке», ООО Фирма «Энергия», ООО «ЖЭУ-22».

В общем, прибыльный бизнес получается с учетом нынешних, весьма либеральных правил игры. Типичное УК – это наглость владельцев, пара компьютеров с принтером в офисе и бумага о банкротстве. В более солидных конторах стоит обращать внимание на главбухов: у милых дам обычно нет живого места на пальцах, пестрящих золотыми колечками…

Покорный народ платит исправно, никто не желает «садиться» на пени за некачественные услуги и в перспективе получать повестки в суд или вовсе общаться с судебными приставами, которые не прочь забрать у вас домашних любимцев в счет долга.

Национальную терпимость, правовую безграмотность, затяжной характер отечественной Фемиды и общий бардак в отрасли ушлые ребятки из УК используют на всю катушку. Способов получить с населения денежку и оставить в собственном кармане существует уйма. Одни из самых распространенных – преднамеренное банкротство, компании-клоны, нецелевое использование средств на какую-нибудь мифическую статью расходов. Как итог – долг непосредственно перед тем, кто тепло к дому подводит.

Куда уходят деньги?

Помимо УК и потребителя услуг, а также поставщика тепла есть еще генерирующие компании – наследство лихих 90-х. Но поскольку воду нужно чем-то нагревать, а это в основном газ, мазут и торф (от двух последних постепенно отходят), в деле появляется последняя инстанция – газовики. Вся эта пятерка и работает с платежами населения.

Газовики дают топливо для нагрева воды на котельных и ТЭЦ, которыми владеет ТКС, происходит нагрев aqua vita, затем по трубам, которые обслуживает «Тверьтепло», горяченькая бежит к вентилю домика, за который отвечает уже УК или ТСЖ. Согласитесь, цепочка длинная, на поверку еще и запутанная в массе нюансов. Пока конечный потребитель оформит какую-нибудь жалобу, можно не только все исправить, но и надежно замести следы.

А теперь самое интересное: по сути, основной процесс выработки и доставки теплоэнергии потребителю находится в руках… чистой воды «фирмачей». И получается, что долг УК – маленьких пакостников капитализма – это долг перед большими пакостниками той же экономической системы. Контрольный пакет ООО «Тверьтепло» находится в руках ТГК-2 (53% акций против 47% у города), ТКС – вообще структурное подразделение ТГК-2. В общем, энергетики задолжали Газпрому, только и всего – это их великосветские проблемы, но деньги ведь делят народные.

И здесь нелишне пояснить, как формируются платежи населения за горячую воду и отопление. Тарифов на самом деле существует два: один от государственного учреждения «РЭК», другой – от компании «Тверьтепло». Разницу между ними (как она получается, наверное, никто просто так разглашать не будет) иногда возвращало энергетикам государство, но не всегда. Поскольку сумма получалась не маленькая, она всегда была предметом торга в государственно-частном партнерстве.

Впрочем, формирование тарифов – в целом одна большая, но бесполезная тема, поскольку интересы в этой сфере лежат в плоскости тех лиц, которых мы лишь очертили в данном материале. А влияние на этот уровень у простого человека нет в принципе. И не только у простого. А сколько энергетики закладывают прибыли в тариф – информация вообще на вес золота…

При указанной цепочке отследить, на каком этапе потерялись сотни миллионов, задача для соответствующих структур трудная. Скорее всего «помаленьку» на каждом уровне.

Начало процесса банкротства сразу и «Тверьтепло», и ТКС с общим долгом компании в 2,2 млрд рублей газовикам не помешало: ТГК-2 «получит, по оперативным данным, чистую прибыль в размере 51,237 млн рублей по итогам 2012 года против убытка в размере 2,531 млрд рублей годом ранее».

Система, блин!

Пришло время затронуть нити, которые тянутся наверх. Например, а что такое ТГК-2 и есть ли ему вообще дело до Тверской области, города Твери?

ТГК-2 было создано решением совета директоров РАО «ЕЭС России» в 2005 г. Компания занимается производством электрической и тепловой энергии, а также реализацией тепла (пар и горячая вода) потребителям. Под управлением компании находятся 15 ТЭЦ, 11 котельных, 5 предприятий тепловых сетей (без учета арендованного имущества). Штаб-квартира находится в Ярославле.

В целом территориальные генерирующие компании стали создаваться в середине 2000-х гг. в рамках процесса реформирования РАО «ЕЭС». 14 ТГК сформировались на основе одного или нескольких региональных дочерних обществ (т.н. АО «…энерго»), из которых исключались гидроэлектростанции (объединены в «РусГидро») и крупные тепловые электростанции (объединены в шесть «ОГК»).

Предполагалось, что реформа отрасли осуществит разделение естественно-монопольных (передача электроэнергии, оперативно-диспетчерское управление) и потенциально конкурентных (производство и сбыт электроэнергии, ремонт и сервис) функций.

Вроде бы благие намерения реформы по созданию условий для развития рынка электроэнергии пока не оправдываются. Получается, что крупные фирмы работают на огромные регионы, пытаясь сгрести под себя всю технологическую цепочку, чего требует логика монополизма.

А теперь ознакомимся с тем, кто есть кто в составе директоров ТГК-2. Прежде всего это две конторы – Группа «Синтез» и компания Prosperity Capital Management Limited (Просперити Кэпитал Менеджмент Лимитед).

Резон ТГК-2 понятен: вкладываем инвестиции в цепочку, на которой делаем бизнес, и все довольны. При этом город улучшает сети и увереннее себя чувствует в глазах потребителя. Ну а конечная прибыль распределяется по акционерам. И, конечно, в том числе оседает в оффшоре, ведь налоги платить по полной никто не хочет. Их проще отдать в виде инвестиций, тем более, по сути, на собственное благо. Однако, по мнению некоторых умозаключений местных СМИ, ТГК-2 и этим не занимается, попросту паразитируя на бюджетных деньгах. Якобы все бюджетные инвестиции в «Тверьтепло» идут в счет аренды оборудования ТКС и соответственно ТГК-2, а не на повышение качества сетей.

Вопросы без ответов

Пишется история, где много действующих лиц, но мало общих интересов. А еще больше вопросов. Например, почему внезапно была уволена «реформатор из Иваново» Наталья Куприна? Или – вообще исходная часть для всей темы – формирование тарифов на горячую воду и отопление. Ну и, конечно, чем грозит банкротство ООО «Тверьтепло» для Твери?

К лету этого года станет ясно, кто заплатит за всё. Очевидно, ТГК-2 будет настаивать на пересмотре долей в софинансировании инвестиционной программы в сторону большего вклада города. В конце концов государство могло более жестко поприжать УК, из-за которых тепловики не могут расплатиться с газовиками. Вряд ли ТГК-2 вовсе откажется от своих ТКС и «Тверьтепло». Они же и заходили на рынок, чтобы контролировать весь процесс – от выработки тепла до его доставки к дому тверитянина. Сомнение, что последний выйдет сухим из воды в этой ситуации, вполне обоснованно. Поскольку у государства нет возможности выбирать, кто даст городу тепло. С ТГК-2 придется работать и дальше. Они – по факту – монополисты.

Очевидно, что сложившаяся система нуждается в дальнейшей трансформации. Главным критерием процесса, думается, должно стать стремление к прозрачности и сокращению посредничества, а также усиление роли государства как эффективного «разруливающего» органа. Но, к сожалению, существует огромная разница между желанием жителей, возможностями государства и нынешними издержками.

Послесловие

Знаете, при разгребании отечественных капиталистических дебрей часто появляется ностальгия по государственному монополизму. Это проще, иногда эффективнее. К сожалению, лишь иногда. Кроме того, при демократии госмонополий много не бывает. Правда, жизненно важные, в национальном масштабе, отрасли даже заядлые «фирмачи» из Европы предпочитают не отдавать полностью в частные руки. У нас это тоже прекрасно понимают, но тогда денег на пенсии не останется – с учетом уровня коррупции и полчища мелких стай гиен типа «укашников», готовых хорошенько покусать массивных слонов.

Да и институт самоуправления в голове европейца занимает гораздо больше мыслей, чем у жителя тверской «девятиэтажки», пытающегося время от времени задаться вопросом о хитросплетениях местного ТСЖ или особенностях функционирования местной УК.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру