Сказание о дорогах тверских

Есть деньги или нет их - результат одинаков

«Жил-был город на Волге, и именовали его Тверь, и были у него мучения, а среди них – одно страшное, имя которому всадник бледный!» Хотя нет, не так. Бледный бы тоже не проскакал по дорожному полотну, которое впору заносить в какую-нибудь Книгу рекордов как одно из самых ужасных для мирного времени. И ведь история, как и в ситуации с городскими теплосетями, повернется вспять – лицом к гражданину – еще не скоро, как бы нам ни хотелось иного.

Тверской «маасдам»

Споры о том, что лучше и дешевле делать – ямочный ремонт или капитальный, на деле оборачивается неприглядной и позорной для областного центра картиной, когда дороги каждую весну превращаются в «породистый сыр» с множеством дырок. Прошлая и нынешняя весна особенно характерны для местного натюрморта.

Если все-таки капитально асфальтировать экономичнее (хоть, вероятно, и дольше), то совершенно не понятно, почему в Твери за 2011–2013 годы капремонт значится напротив всего пяти улиц: Коноплянникой и 6-й Пролетарской – в 2011-м, Коллективного переулка и Стахановской – в 2012-м, Орджоникидзе – в этом году. Сколько лет уж латают улицу Советскую с ее ведущими в никуда трамвайными рельсами, снять которые безумно дорого, и все равно с капелью повторяется одно и то же!

Автомобилистам, навскидку говоря, лучше не появляться этой весной на проспекте Победы и улице Туполева, искать объезды многострадальной улицы Паши Савельевой. Категорически не стоит искать добра на Шишкова, Горбатом мосту и прочих тверских акведуках. Старый мост, латаемый даже зимой, вновь оскалился ямами, на Красинском все лето чинили-чинили дорожное полотно, но, забыв почистить зимой, вновь вернулись к состоянию естественных «дорожных полицейских». Правда, не выпуклых, а впалых. Да и вообще, товарищи автомобилисты, поберегите своих «железных коней» и откройте летний автосезон… не раньше августа!

Впрочем, масштабно отремонтированные в прошлом году участки, например, на Вагжанова и Благоева, выглядят этой весной вполне достойно, не обращая внимания на грязные обочины тающих сугробов. По крайней мере здесь можно не опасаться неприятных «сюрпризов».

Но, к сожалению, это скорее исключение из правила. А оно формулируется таким образом: сотни миллионов ваших рублей (причем из бюджетов разных уровней!) каждый год непременно «сожрут» ваши бездонные дорожные ямы. Черная дыра, походящая больше на золотую, является одним из самых удобных средств освоения денег налогоплательщиков, ведь больший беспорядок можно встретить, пожалуй, только в отрасли ЖКХ.

Не как у всех

Причин дорожного хаоса много. Применительно к городу Твери добавляется и своя специ­фика. Год от года градус критики верхневолжских дорог повышается, а толку от этого почти нет. Пожалуй, общественность смогла добиться от администрации только ускорения сроков заключения муниципальных контрактов на дорожные работы. Теперь «технические заминки» худо-бедно не переносят начало полномасштабной акции по спасению асфальта на конец лета… Но в общем и целом – «быть, не быть – не вопрос, если быть не могло по-другому».

В попытках объяснить происходящее чаще всего сетуют на несовершенство 94-ФЗ о госзакупках. Кто предложил на конкурсе самую маленькую цену контракта, тот и выиграл. Бред? Безусловно, к тому же никакой логикой экономии бюджета не оправданный. Можно было давным-давно спокойно исправить ситуацию, установив хотя бы исключительную процедуру для особых отраслей, куда в первую очередь занести дорожные контракты. Сколько выделено на такую-то дорогу – столько и осваиваете, при этом единственная цена должна быть экономически обоснованной.

Разве нельзя вычислить стоимость квадратного метра дорожного полотна? При этом вполне подошла бы персональная ответственность должностного лица за назначение подрядчика (а не его выбор по конкурсу, процедуру которого легко подделать без ответственности лиц, отвечающих за «правильность» торгов). Тогда бы местная власть сразу вычислила всех «засветившихся» на деле укладки асфальта в дождь. И не было бы никаких родственных подрядов, откатов и других «серых» схем. Впрочем, особое место должен занять контроль за исполнением и качеством работ. Даже сейчас, когда подрядчик получает деньги по факту работ, не было, пожалуй, ни одного случая, чтобы что-то кто-то переделывал. Предыдущий сити-менеджер Твери пытался сделать на этом серьезную пиар-кампанию, но всем известно, чем это завершилось...

Тверь – город маленький, а потому коррупционная составляющая возрастает многократно. Солидные фирмы не будут заниматься «мелочевкой», и рынок традиционно поделен между старожилами, привыкшими ежегодно кормиться за счет бюджета. Поэтому СМИ можно завалить фотографиями ям и безразличных лиц гастарбайтеров, ГИБДД – жалобами и обращениями, а суды – заявлениями.

Продолжая рассуждать о качестве непосредственных работ, сталкиваешься с целым комплексом негативных факторов. Среди них выделяются неблагоприятный климат, некачественное сырье, неквалифицированная рабочая сила, недостаток специализированной техники и специалистов-технологов, готовых нанести полотно по всем стандартам и правилам. Впрочем, и материалы, и климат, и асфальтоукладчики, в Твери ничем не отличаются от того, что имеют Вологда, Ярославль. Отличаются только сами дороги... Кстати, в эти дни московские автовладельцы ездят по своей Москве на помытых машинах. И, на секундочку, пресловутый 94-ФЗ одинаков для всех регионов.

Понять происходящее не под силу.  Если совсем недавно власть объясняла безобразное состояние дорог отсутствием финансов, то прошлогодний многомиллионный "дождь" инвестиций в эти самые тверские ямы ситуации принципиально не изменил. Выходит, всё упирается во что-то мистическое. Во что-то самобытное и исключительное. Каждый год, каждую весну...

P.S. Дорог, как в Германии, у нас не будет никогда. А дорожный налог будет расти. И никто не проедет со стаканом воды на водительской панели желтой «Калины». Бесполезно – ни рабочих рук, ни нормального механизма заказа и контроля, ни достойных материалов в необходимом количестве. Миф о «бледном всаднике» становится ральностью...

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру