Художественное руководство Тверского академического театра драмы демонстрирует отменный вкус: в последние дни марта на сцене театра состоялась премьера жемчужины мировой литературы – спектакля по пьесе знаменитого американского драматурга Теннесси Уильямса. «Трамвай «Желание» - одна из известнейших его пьес, удостоенная престижной Пулитцеровской премии, неоднократно экранизируемая и множество раз поставленная в театрах мира.
Сюжет произведения хорошо известен, особой интриги в нем нет. Это тот случай, когда важно не что происходит на сцене, а как. «Как» - и есть то самое, ради чего мы приобретаем билет, чистим ботинки и отправляемся проводить вечер в обществе сотен незнакомых людей и десяти артистов.
На малой сцене Тверского театра уже несколько лет идет более ранняя пьеса Теннеси Уильямса – «Стеклянный зверинец». Увы, ее показывают слишком редко, хотя спектакль имеет большой успех. «Зверинец» - нежная лаковая миниатюра рядом с крупной постановкой «Трамвая», где кипят страсти, а в финале убедительно демонстрируют сцену сумасшествия главной героини.
Постановщик спектакля – заслуженный деятель искусств России Валерий Персиков хорошо известен тверскому зрителю своими постановками и любим за них. Главные герои пьесы – люди молодые, в тверском театре достаточно подходящих по возрасту артистов. Не знаю, как долго режиссер подбирал исполнителей ролей, но результат отменный: Бланш Дюбуа играет Юлия Бедарева, ее сестру Стеллу Виктория Козлова (второй Теннеси Уильямс в биографии молодой актрисы - в «Стеклянном зверинце» Виктория исполняла роль Лауры), муж Стеллы Стенли Ковальски, разумеется, Тарас Кузьмин (а кто же еще?). Хороший американский парень Митч, очарованный нездешней красотой и манерами Бланш – Евгений Романов.
Вчетвером эти главные герои разыгрывают перед нами подлинную драму чувств, со всеми возможными переживаниями в гамме от нежной привязанности до глубокой ненависти. По всем артистам попадание в точку – и по возрасту, и по темпераменту и по множеству других важных параметров. Возможно, Тарас Кузьмин не столь груб, как его герой, и моментами даже вызывает симпатии, так что поклонниц у этого и без того популярнейшего актера еще прибавится.
Непросто, наверное, Юлии Бедаревой соревноваться с Вивьен Ли и Джессикой Ланж, сыгравшими Бланш Дюбуа в кино, а Тарасу Кузьмину – с великим Марлоном Брандо, Стенли Ковальски в четырежды оскароносном фильме 1951 года. Нет желания рассуждать на тему лучше или хуже играют в Твери. Важно, что искренне, ярко, убедительно, без секунды фальши, захватывая зрителя с первой минуты и не отпуская до последней. А спектакль идет около четырех часов!
Юлия Бедарева, как предписано по роли, нервна, аристократична, элегантна, говорит на повышенных тонах, что должно быть невероятно трудно. Как ее голосовые связки выдерживают такое напряжение? Секрет – в незаметном микрофоне.
Стенли – пролетарий из штата Нью Орлеан, он пьет пиво, виски, играет в боулинг с заводскими друзьями. Бланш его раздражает до крайности, он мечтает, чтобы она поскорее убралась, и у них с женой Стеллой опять забегали разноцветные огоньки (неожиданная метафора счастливых брачных отношений!). Стела любит и мужа, и сестру, отчего и страдает. Митч мечтает о неземной Бланш и тоже мучается. Отношения в этом квадрате, как видите, сложные.
Удивительно, что некоторые зрители воспринимают спектакль как комедию и смеются при каждом совершенно неудобном для того случае. Возможно, постоянные посетители тверского театра привыкли, что идут в основном комедии и не представляют иного жанра.
Хочется поздравить творческий коллектив театра с яркой постановкой. Спектакли столь высокого уровня не так часто появляются на тверских подмостках. Пусть у «Трамвая «Желание» и его пассажиров будет долгая счастливая жизнь, престижные премии, звания и благодарные зрители. Возможно, спектаклю стоит чуть укоротить свой маршрут, чтобы, выйдя из театра, оглушенные страстями зрители успевали разъехаться по домам. Тверские трамваи заканчивают свою работу довольно рано.