Дерево желаний нового директора Тверского театра драмы

21.06.2017 в 16:55, просмотров: 1861

Тверской академический театр драмы спустя 3,5 месяца после ухода руководителя обрел нового директора.

На наши вопросы отвечает экс-заместитель председателя Правительства Тверской области Светлана Вержбицкая.

– Для меня это было неожиданное предложение… Конечно, театр, его коллектив, принципы работы мне знакомы, так как в областном правительстве я курировала в том числе и вопросы культуры. Скажу откровенно, что предложение возглавить театр для меня было приятным удивлением. Я благодарна за эту возможность губернатору Игорю Михайловичу Рудене. Работа более чем интересная, и что важно для меня и с моральной, и с этической точки зрения, - я пришла на свободное кресло. Все, чем я занималась в Правительстве Тверской области, ставило передо мной массу глобальных задач, и у меня никогда не было времени помечтать о том, чем бы я хотела заниматься больше всего: нужно было выполнять свое дело. Любой опыт в жизни полезен. Оглядываясь на него, двигаешься вперед, понимая, что ни о чем нельзя жалеть, и жизнь приводит нас в конкретную точку вовремя.

– В театр вы пришли под конец сезона. Какие выводы успели сделать и что наметили на будущее?

- Для меня важно, чтобы театр работал как единый механизм, где каждый отвечает за свой участок работы, но не варится исключительно в собственном соку, а знает, как и ради чего работают его коллеги. За первый месяц работы мне удалось внимательно изучить материально-техническую сторону – проблем много. Культура – это отрасль, в которой говорить о профиците денег не приходится. Поэтому сейчас приступаем к планированию средств на следующий год, а на летний период наша основная задача – это ремонт Малой сцены театра, которая любима и востребована зрителями. На Малой сцене царит особая камерная атмосфера, есть место и для экспериментов – поиска новых форм диалога с театралами. Здесь также рождаются постановки, которые затем путешествуют по областным муниципалитетам, не обладающим многофункциональной площадкой.

За лето необходимо также коллективно утвердить репертуарный план, который сохранил бы и традиции театра, и дал бы возможность ставить современную драматургию.

В творческом плане я не за революцию, а за эволюцию – по Булгакову. Но театр обязан сохранять свою индивидуальность. В Твери он известен как классический. Даже в те времена, когда на потребу зрителей что только не ставили, благодаря художественному руководителю Вере Андреевне Ефремовой театр сохранил свое лицо, выраженное в бережном отношении к духовно-нравственным ценностям, приверженности к преобладанию классики в репертуаре. Что греха таить: многие театры Москвы сегодня не следуют традициям русского психологического театра, а зрители опасаются посещать постановки по классике. Мне кажется, что сегодня все насытились пошлостью, и появилась тенденция - потребность настоящего искусства.

– Интересные проекты запустили ваши предшественники. Намерены ли вы продолжить начинания?

– Все хорошие наработки мы сохраним и будем развивать. В том числе возможность льготного посещения театра. В 2014 году успешно стартовал Марафон «Доступный театр», в формате которого билет на лучшие постановки репертуара можно купить по единой цене в 200 рублей. Спустя три года проект не теряет востребованности у зрителей, и только в 2016 году спектакли в его рамках посетили более 10 тысяч зрителей.

Продолжим уникальный в своем роде проект под названием «Театр и Школа»: на постановки по классической литературе приходят школьники, а после обсуждают спектакль с актерами. Это открытый урок в театре, который рождает или укрепляет в подростках интерес и к культуре, и к литературе. С 2015 года в проекте приняли участие уже более 4 тысяч школьников.

В наших планах сделать культурные туры из муниципалитетов – проект обсудим совместно с Министерством туризма. Также на больших площадках в области, где есть хорошие сцены, например, в Ржеве или Торжке, можно достойно представить лучшие спектакли репертуара Театра драмы, чтобы жители из ближайших муниципалитетов могли приезжать и туда.

– Июнь – месяц, который театр, как известно, посвящает областным гастролям и репетициям будущих премьер. Какие постановки выезжают в муниципалитеты?

– География выездных спектаклей охватывает всю Тверскую область: Рамешки, Осташков, Кашин, Ржев, Старица, Бежецк... Среди самых популярных постановок этого года: музыкальная сказка М. Дунаевского, Ю. Энтина и М. Корзун «Летучий корабль» в постановке Александра Павлишина, комедия-шутка В. Катаева «Квадратура круга» в постановке Валерия Персикова, комедия по пьесам и рассказам А.П. Чехова «Антон Павлович шутит» в постановке Светланы Филатовой.

– Какие премьеры грядут в новом сезоне?

– В 2018 году – 200 лет со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева. И этой дате - даю вам эксклюзив - мы посвятим постановку по роману «Отцы и дети», который несет в себе базовые ценности, вечные вопросы. Думаю, будет смотреться очень современно. Конечно, спектакль пройдет и в формате проекта «Театр и Школа».

По сложившийся актерской традиции, на сцене отметит свой юбилей ведущий артист нашего театра, народный артист России Константин Юченков – 70 лет со дня рождения. Осенью зрителям представят премьеру по М.А. Булгакову с артистом в главной роли в постановке Валерия Персикова, у которого грядет такая же круглая дата.

Сейчас репертуар еще в стадии обсуждения, и все планы на 272-й театральный сезон мы озвучим на сборе труппы, в середине августа.

– Вы - филолог по образованию. Выбор какой постановки оказался бы вам особенно близок?

- Здесь у меня профессиональный подход – я лучше отстранюсь и буду анализировать аудиторию и ее вкусы. В этом вопросе могут помочь соцсети, опросы зрителей, рейтинги постановок. Каждый год списываются спектакли, которые по тем или иным причинам либо устарели, либо, наоборот, - «не выстрелили». Театр – это живой механизм, в котором всегда должен быть приток свежей крови, соавторство. Не должно быть стагнации. Поэтому нельзя, чтобы директор диктовал исключительно свои вкусы. Репертуарный лист театра интересен, когда он разнообразен, ведь в этом многообразии и рождаются шедевры, которые идут на подмостках десятилетиями и являются визитной карточкой театра. Какой 40 лет являлся «Вишневый сад» в постановке Веры Андреевны Ефремовой.

– В соцсетях и на большом экране на Трехсвятской были замечены минутные ролики из постановок – отличная находка. А что еще вы планируете сделать для привлечения общественности?

- Театр – храм искусства, и существует задача сделать так, чтобы, начиная «с вешалки», его посещение состояло не только в просмотре спектакля, а было комфортным, приносило массу интересных дополнительных бонусов и сюрпризов для зрителей – фотосъемки, музыка, выставки… Есть много идей.

В Москве сейчас многие компании отказываются от традиционных корпоративов в пользу коллективного похода в театр на просмотр хорошего спектакля, а затем и его обсуждение. Мы будем прививать эту моду в Твери и покажем новый стиль общения с коллегами.

– В команде театра около 150 сотрудников, народные артисты, заслуженные, рабочие сцены. Не секрет, что с вашим появлением возникли надежды на более пристальное внимание правительства и к материальной стороне их жизни…

– В связи с майскими указами Президента мы должны к 2018 году выполнить дорожную карту по повышению заработной платы всех представителей отрасли культуры. А дальнейшее повышение доходов будет зависеть от выполнения планов и распределения внебюджетных средств. Губернатор Игорь Михайлович Руденя, если вы заметили, уделяет большое внимание культуре, потому что невозможно потерять этот пласт и сосредоточиться лишь на материально значимом. Он отмечает, что Театр драмы – головное учреждение культуры и должен стать точкой притяжения. Поэтому видимый эффект в работе станет новым толчком к развитию нашего театра.

- А вы строгий руководитель?

- Скажем так, я не «добренькая», и было бы странно, если бы дело обстояло иначе… Но справедлива. Мы уже собирались с руководителями театральных цехов, и я обозначила, что всегда поддержу того, кто нацелен на идею и конечный результат. Но взамен требую ответственности за доверенный участок работы, порядочности. Мне нравятся сотрудники, которые находятся в постоянном творческом поиске.

В ближайшее время я планирую неформальные встречи с труппой театра: отдельно поговорю со старейшинами и отдельно с молодым поколением. А по итогам постараюсь соединить все пожелания и мысли воедино.

- Может, стоит создать ящик с анонимными пожеланиями?

- Почему бы и нет? Не надо бояться обратной связи, будь она негативной или позитивной, позволяет держать руку на пульсе, смотреть шире на многие вопросы.

- В театре существует преемственность – мэтры, народные артисты являются и учителями молодого поколения театра, воспитавшими его на тверском курсе Высшего театрального училища имени Щепкина. Как удержать молодые таланты?

- Ситуацию можно сравнить со здравоохранением. Было время, когда молодые специалисты шли в основном в коммерческие клиники, и вдруг произошел перелом – в нашей областной больнице стали появляться талантливейшие молодые хирурги, специалисты узкого профиля. А зарплата-то, конечно, в разы отличается от частных клиник. Я спросила: что случилось, почему? И мне ответили: нам стало интересно здесь работать – появилось современное оборудование, мы растем профессионально, можем нарабатывать хороший опыт. А если поедем в Москву, там такой возможности не будет.

У театра, конечно, своя специфика. Но ситуации в чем-то похожи. Если театр будет жить активной творческой жизнью, ставить большие постановки, приглашать коллег из других городов для обмена опытом, участвовать в фестивалях, будет востребован у зрителей… нужно ли будет кого-то удерживать?

- У вас очень светлый уютный кабинет, а что вы принесли с собой, кроме опыта и знаний, в эти стены?

- Дерево желаний со мной везде путешествует. Мне его подарили около 10 лет назад. Оно сделано руками детей из Тверской школы слепых и слабовидящих. Это уникальная работа: из бисера на тончайших проволочках созданы ветви... Конечно, исполнения желаний мы добиваемся сами, но, глядя на такую красоту, вдохновляешься на новые свершения.

Справка "МК":

Светлана Вержбицкая родилась 21 марта 1957 года. Окончила Ростовский госуниверситет по специальности филология.

С 2001 года работала председателем комитета по связям с общественностью администрации Твери, затем возглавляла благофонд «Доброе начало», была председателем комитета по социальной политике ТГД. С 2011 года Светлана Вержбицкая работала зампредседателя Правительства Тверской области. С 17 мая 2017 года – директор Тверского областного академического театра драмы.

12 июня губернатор Игорь Руденя вручил Светлане Вержбицкой нагрудный знак "За заслуги в развитии Тверской области".