Исполнилось 110 лет со дня рождения главного режиссера Калининского драмтеатра

Встреча памяти Георгиевского прошла в гостиной театра в рамках проекта «Виртуальный музей» и положила начало циклу рассказов «Легенды театра», посвященных знаковым фигурам тверской «драмы». Народный артист РСФСР Георгий Адольфович Георгиевский, безусловно, относится к таковым. Дело не только в хронологии (Георгиевский был худруком театра в общей сложности 18 лет), но и в масштабе им сделанного, а главное – в масштабе личности. Со времени отъезда Георгиевского из областного центра минуло ровно полвека. Но любовь и признательность к «папе Жоре» старожилы театра пронесли сквозь десятилетия. О Георгиевском они вспоминают очень тепло и даже нежно (как-никак «папа»). И чувство уважения к Георгию Адольфовичу, самоотверженно и плодотворно служившему в калининском театре, волей-неволей передается молодым…

Наину Хонину Георгиевский пригласил в театр, когда будущей народной артистке России было 18 лет. Калининский драмтеатр считался одним из лучших в стране, а в области – так просто гремел. Вот и для юной Хониной телефонный звонок Георгия Адольфовича стал громом среди ясного неба. Она даже подумала, что ее разыгрывают, и подозвала к телефону отца. Оказалось, что низкий голос в трубке, «почти бас, бравший в плен», и впрямь принадлежал Георгиевскому, который действительно приглашал Наину работать в Калинин. Поначалу это казалось неправдоподобно, но затем стало счастьем ее жизни: «Открывая массивную дверь в театр, я словно вошла в свой дом. И это ощущение дома осталось со мной на всю жизнь», - говорит Наина Владимировна. «Здравствуй, родной», - так говорил «папа Жора», входя в театр. Эти слова (вслух или мысленно) повторяет Наина Хонина день за днем.

Думается, излишне говорить, что Георгиевский жил профессией. Не отменил репетиции, даже когда умерла его жена. Пришел в театр и спросил: «А знаете, что я делал на похоронах? Придумывал мизансцены». И заплакал. «Семь лет работы с ним и десять его спектаклей не отпускают меня всю жизнь», - признается актриса.

В 1962 году Георгиевский возглавил школу-студию МХАТ при Калининском театре драмы. Он искренне любил актеров и заботился о них, «приучил к театру без конфликтов и претензий», что, конечно, не отменяло его высокой требовательности. При этом в повседневной жизни Георгиевский оставался добросердечным человеком.

- Общаться с ним было очень просто, - вспоминает заслуженный артист России Виталий Синицкий. – Георгиевский умел создать в коллективе атмосферу свободы.

Журналист Валерий Бурилов знает жизнь кулис не понаслышке. В юные годы он работал в Калининском драмтеатре монтировщиком, но не только: ему довелось сыграть в постановках Георгиевского несколько эпизодических ролей. Георгий Адольфович запомнился нашему старшему коллеге «все замечающим, суровым человеком». В день премьеры сцена вымывалась дочиста, буквально выскабливалась. А саму премьеру отмечали так: в замочной скважине Георгиевский оставлял 25 рублей, актеры, в зависимости от звания и положения в театре, - 10 или 5 рублей… Вот на эти деньги и гуляли. Кстати, этот обычай сохранялся в театре и после ухода Георгиевского.

«Папа Жора» приходил в Калининский театр драмы дважды. В первый раз – в 1942 году – он принял театр после Сергея Виноградова, который во время оккупации Калинина оставался в городе и вскоре умер (обстоятельства его смерти до конца не прояснены). Назначить главрежем человека с отчеством «Адольфович» - для того времени было смелым решением. И косвенным подтверждением, что личность и талант режиссера того стоили.

Во время войны артисты выезжали с концертами в районы боевых действий. Только в 1943 году Калининский драматический в полном составе провел на фронте 2,5 месяца, сыграл 170 спектаклей и дал 1500 концертов. С 1942-го по 1951 год театр размещался в нынешнем здании ТЮЗа. Первый театральный сезон был открыт пьесой «Фронт» в постановке Георгиевского. Во время премьеры началась воздушная тревога. Спектакль прервали на несколько минут и после продолжили.

В Калинине режиссер Георгий Георгиевский поставил спектакли «Русский вопрос», «Нашествие», «Великая сила», «Живой труп», «Ревизор», «Алмазы», «Третья Патетическая», «До свидания, Анна!», «Между ливнями», «Коллеги», «Обыкновенная история», «Кандидат партии» и другие. Каждая постановка становилась ярким событием в театральной жизни, а Калининский драматический театр при Георгиевском считался одним из сильнейших в стране.

Справка МК:

Георгий Георгиевский служил в Калининском драмтеатре с 1942 по 1953 гг. и с 1958 по 1967 гг. Сценическую деятельность он начал еще в 1925 г. в Ростове как актер, также служил в театре им. Мейерхольда (1931 - 1932). За самостоятельную режиссерскую работу взялся в 1933 г. в Свердловском театре, работал в Баку, Кирове, Тбилиси, Ставрополе. За выдающиеся заслуги в развитии советского театра Георгий Адольфович в 1950 г. удостоен почетного звания заслуженного деятеля искусств РСФСР, а в 1963 г. – почетного звания народного артиста РСФСР. Был женат на калининской журналистке Наталье Кавской, 1-й жене Бориса Полевого. В 1967 году режиссер уезжает в Москву. Скончался в 1979 году, похоронен на Ваганьковском кладбище.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26 от 21 июня 2017

Заголовок в газете: «Папа Жора» - добрый и суровый

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру