Игра до потери сознания: Тверской драмтеатр продолжает проект «Виртуальный музей»

27.09.2017 в 15:58, просмотров: 864

Надежда Васильевна Гончарова и Александр Федорович Годлевский – легенды театра. Без всякого преувеличения. Спустя полвека о них с неподдельной теплотой и любовью говорят коллеги и зрители. 10 сентября исполнилось 105 лет со дня рождения Александра Федоровича, а 12 сентября – 115 лет со дня рождения Надежды Васильевны. На встрече в театральном кафе тверские актеры поделились воспоминаниями о тех, кто дарил своей игрой радость не одному поколению театралов в нашем городе.

МХАТ звал каждый год

В Пролетарском районе Твери есть улица Гончаровой, названная в честь Надежды Васильевны в 1982 году (тогда исполнилось 80 лет со дня рождения актрисы). Именно с Пролетарского театра в Твери начался ее путь на профессиональные подмостки. Хотя сама она всю жизнь прожила в центре, на улице Симеоновской (Каляевой), 38. Здесь бывали Борис Полевой, Андрей Дементьев, адвокат Генрих Падва. К сожалению, до наших дней дом Гончаровой не сохранился – сейчас здесь расположена столовая ТвГУ. Но память об актрисе сохранилась. Студия телепрограмм «Акценты» посвятила Надежде Васильевне документальный фильм.

Надежда Гончарова

- МХАТ каждый год звал Гончарову, но она оставалась верна своему театру и городу, - свидетельствовал Спартак Мишулин, не один год проработавший в Калинине вместе с Надеждой Васильевной.

Она служила в Тверском театре драмы 35 лет и сыграла более 300 ролей. Гончарова – первая актриса в нашем городе, которой присвоили звание народной артистки РСФСР. Она и была народной – кажется, ее знал весь город. Надежда Васильевна была Почетным гражданином города Калинина. Горожане обращались к ней с различными просьбами, и, надев ленточку, Надежда Васильевна отправлялась в чиновничьи кабинеты – землякам помогать.

- Эта женщина была для нас примером, - сказала внучатая племянница Надежды Васильевны Нина Метлина. – Она осталась в нашей памяти как удивительно скромный и душевно щедрый человек, ее дом всегда был открыт…

Присутствовавшие на встрече гости услышали много превосходных слов о Надежде Гончарове – ее сценическом даре и человеческих качествах. Она отличалась «изумительной способностью перевоплощаться», «могла играть все» (так говорил в фильме уже ушедший, увы, журналист Дмитрий Званцев), а ее игра - «запредельным уровнем органики» (актер и режиссер театра Александр Сафронов). Сохранилось много фотографий актрисы, был показан отрывок одного из спектаклей с участием Надежды Васильевны. И это было по-настоящему трогательно. На столике, как живая весточка из прошлого, лежали личные вещи актрисы – очечник, духи «Красная Москва». И веточка сирени (правда, бутафорская) – эти цветы Надежда Гончарова очень любила. Кстати, в этом году к дню ее рождения, «обманутая» теплейшим бабьим летом, зацвела настоящая сирень.

Лучше, чем у Качалова

Александр Годлевский – фигура, без которой также трудно представить Тверской драмтеатр 50-70-х годов. По воле прихотливой театральной судьбы он, родившийся в Симферополе в семье полковника царской армии, изрядно поскитался по стране. Работал в театрах Донбасса, Благовещенска, Новосибирска, Тамбова, Кирова. Еще в 40-х ему давали такую характеристику: «А.Ф. Годлевский – художник, обладающий значительной культурой, общей и профессиональной, отчетливо сказывающейся в достоверности сценического существования его героев, в чувстве меры, в точном отборе деталей».

Александр Годлевский

- Он играл в Тамбове все, разговоры были только о нем, - вспоминает народный артист России Леонид Брусин, когда-то тоже работавший в этом городе. – Финальный монолог Чацкого проживал так, что, когда опускался занавес, падал без сознания.

Вот уж действительно игра «на разрыв аорты»… К слову, у Годлевского в роли Чацкого был такой прием, какого, по свидетельству очевидцев, не было у самого Качалова.

Александр Федорович, обладавший незаурядными внешними данными и ярким актерским талантом, играл героев. Среди ролей Годлевского – Ромео, Инсаров, Хлестаков, Арбенин, Мересьев…

В тверской театр Александр Федорович пришел уже сложившимся мастером и служил здесь 29 лет. Именно в Твери по-настоящему проявилась его актерская самобытность, расцвел его талант.

Режиссер Георгий Георгиевский писал о нем: «Александр Федорович – актер высокой одаренности и необычно широкого диапазона, актер широко известен в Республике...». В 1958 году Александру Федоровичу Годлевскому было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР.

Александр Годлевский

Народный артист России Константин Юченков был последним из нашего театра, кто видел Александра Федоровича: «Весной мы репетировали «Цилиндр», Годлевский был назначен на центральную роль. И вот он вспылил и написал заявление об уходе. Как выяснилось, из-за подстроенного конфликта. А летом Александр Федорович попросил меня отвезти его под Удомлю, где у него был домик. Я тогда только что купил свою первую машину – «копейку». После Удомли дороги как таковой не было, но как-то доехали. Домик Годлевского был очень скромным, явно требовал ремонта, но Александра Федоровича это, кажется, совершенно не беспокоило. Пока ехали, он рассказывал, что осенью по договоренности с руководством он возвращается в театр, говорил о своих планах. А через неделю сообщили, что Александр Федорович умер. Пошел в магазин, и все… Сердце не выдержало».

Последней ролью Годлевского стал Фирс в «Вишневом саде».

Справка МК:

Надежда Васильевна Гончарова (1902 - 1963). Народная артистка РСФСР. Коренная тверитянка. Окончила Женское коммерческое училище (здание гимназии №6). Была актрисой Малого Пролетарского (1920 г.), затем Большого Пролетарского (1923 г.) театров. После двух сезонов работы в Ярославле и Вологде Надежда Васильевна в 1928 г. вступила в труппу Н.В. Маргаритова – В.М. Брянского и стала актрисой Калининского драматического театра. Блистала в ролях по пьесам А.Н. Островского, Л.Н. Толстого, советских авторов, создавая разноплановые и яркие образы.

Александр Федорович Годлевский (1912 - 1979). Заслуженный артист РСФСР. Родился в Симферополе, окончил студию при Симферопольском театре. Работал в театрах города Сталино (Донбасс), Благовещенска, в «Красном факеле» города Новосибирска, Улан-Удэ, Тамбова, Кирова. С 1950 года – артист Калининского драматического театра. Им сыграны роли: Теодоро – «Собака на сене» Лопе де Вега, Ромео – «Ромео и Джульетта» У. Шекспира, Алексей – «Петр I» А. Толстого, Инсаров – «Накануне» И. Тургенева, Петруччио – «Укрощение строптивой» У. Шекспира, Арбенин – «Маскарад» М. Лермонтова, Хлестаков – «Ревизор» Н. Гоголя, Мересьев – «Настоящий человек» Б. Полевого, Чацкий – «Горе от ума» А. Грибоедова, Протасов – «Живой труп» Л. Толстого и др.