Переписка с боевиками ИГИЛ* могла плохо кончиться для жителя Твери

Переписка с боевиками ИГИЛ* могла плохо кончиться для жителя Твери
Фото: vk.com

Недавно по тверским сайтам прокатилась информация о приговоре, вынесенном в отношении студента Али Вохидова, который, переписываясь «Вконтакте» с другом – гражданином Таджикистана, узнал, что приятель находится в Ираке, воюет на стороне запрещенной в РФ террористической организации ИГИЛ, но сделал вид, что ничего не слышал, ничего не знает и никому об этом не сообщил. В этой истории была еще одна важная деталь: когда в отношении боевика было возбуждено уголовное дело, а молодого человека, который с ним переписывался, вызвали в качестве свидетеля на допрос, он и тут упорно отмалчивался.

Приговор, к слову, получился более чем мягким – дело кончилось штрафом в размере 15 000 рублей. На мягкость наказания повлияло искреннее раскаяние Вохидова и полное признание своей вины. Но, судя по комментариям к новости в социальных сетях, есть люди, которые между законом и дружбой всегда выбирают дружбу и искренне не понимают, за что был наказан парень, пытавшийся «спасти» приятеля – преступника.

Начнем с правовой стороны вопроса. Она очень проста: прошлый созыв Государственной думы принял комплексный пакет антитеррористических норм. Часть их вступила в силу в прошлом году, часть в этом, еще несколько норм начнет действовать в 2018-м.

Вот некоторые из этих норм. Ужесточены наказания за преступления экстремистской направленности: теперь за публичные призывы к терроризму или его оправдание в интернете предусмотрен штраф в размере до 1 миллиона рублей или лишение свободы до 7 лет.

Раньше участие в террористических организациях каралось лишением свободы на срок от 5 до 10 лет, сейчас этот срок составляет от 10 до 20 лет.

Для тех, кто совершил теракты за пределами страны, в результате которых погибли или пострадали россияне, а также для преступников, финансирующих подготовку таких терактов, в Уголовном кодексе появляется статья «Акт международного терроризма». Она допускает самое суровое наказание - пожизненное лишение свободы.

Теперь мобильные операторы обязаны полгода хранить записи телефонных звонков и переписку пользователей. Цель нововведения проста: чтобы наказать экстремиста, который планирует совершить теракт или уже его совершил, нужно собрать доказательную базу. Эта норма направлена также на своевременное выявление преступлений террористической направленности.

Установлен порядок проверки почтовых посылок с помощью рентгена и металлоискателей: как показал печальный опыт зарубежных стран, теракты могут совершаться по почте. Зло изобретательно: в ход идут яды, опасные бактерии, химические вещества. В США вскоре после терактов 11 сентября экстремисты рассылали по почте споры сибирской язвы.

Действующий созыв Государственной думы принял еще ряд законов антитеррористической направленности. Например, каждый человек при получении гражданства Российской Федерации будет произносить присягу, обещая соблюдать Конституцию и законодательство нашей страны. Тот, кто нарушит присягу, совершит тяжкое преступление террористической и экстремистской направленности, будет лишен гражданства.

По статистике семь из десяти осужденных радикалов, выйдя на свободу, позже возвращаются к экстремистской и террористической деятельности. Поэтому над гражданами, осужденными за тяжкие и особо тяжкие преступления террористической и экстремистской направленности, будет установлен административный надзор.

Ну и, возвращаясь к недавней истории: установлена ответственность за несообщение о преступлениях террористической направленности. Максимальное наказание – 1 год лишения свободы. Под действие нормы не попадают только супруги и близкие родственники преступника, остальным придется отвечать за молчание, которое, как ни крути, является косвенным согласием с террористической и экстремистской деятельностью.

Такова правовая сторона вопроса. Но, безусловно, есть еще и сторона моральная: каждый день от рук боевиков ИГИЛ гибнут люди, и, к сожалению, в списке их жертв есть и россияне, наши сограждане. На фоне того, что творят террористы, меркнут любые рассуждения о дружеской солидарности: как можно быть солидарным с теми, кто режет головы заложникам, вешает и четвертует мирных жителей захваченных городов, проповедует идеологию ненависти и запугивает ни в чем не повинных людей? Поэтому тот, кто узнал о преступлении террористической направленности, но не сообщил об этом в правоохранительные органы, по сути, становится соучастником преступлений, и порой очень страшных.

Так что печальный пример студента Вохидова – другим наука и хороший повод изучить новые нормы законодательства антитеррористической направленности. А заодно это еще и повод четко провести границу между дружеским долгом и гражданской обязанностью, ведь порой случаются ситуации, когда они несовместимы.

___________

*ИГИЛ - террористическая организация, запрещённая в РФ.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №44 от 25 октября 2017

Заголовок в газете: Молчание – знак согласия

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру