В Тверском выставочном зале открылась выставка работ Айвазовского

В Тверском выставочном зале открылась выставка работ Айвазовского
Фото: Юлия Крутова

200-летие великого художника Ивана Айвазовского в России отметили 29 июля прошлого года масштабными выставками в Москве и Петербурге. Однако страна большая, а самый известный маринист столь любим, что для представления его творчества этого явно недостаточно. Поэтому волна выставок продолжает катиться по провинциальным городам, во много благодаря усилиям организатора – ставропольского «Арт-экспо». Сейчас прямиком из Краснодара докатилась и до Твери.

Король моря

Из всех картин Айвазовского критики выделяют 200-300 работ, которые считают “жемчужинами” его творчества. 55 из них представлены на выставке в Тверском музейно-выставочном центре в виде репродукций. Они изготовлены в натуральную величину по оригиналам, хранящимся в Третьяковской галерее.

– Когда комплектовалась выставка мы, прежде всего рассматривали те направления, которые для Айвазовского характерны, – рассказывает на открытии заместитель директора выставочного центра Инесса Петрова. – Одна из самых известных его тем – морские фантазии. Мы имеем возможность увидеть огромное количество тех состояний, которые может переживать море: от штиля до бури. Феномен Айвазовского – потрясающая зрительная память, импровизационный дар. По памяти он писал даже лучше, чем с натуры. Кисти короля моря принадлежат 6 000 морских фантазий и сюжетов, а его стиль в изображении морской стихии узнаваем во всём мире и неповторим.

Лунная дорожка, луч света – характерные детали художника-мариниста. Каким бы страшным ни был шторм, почти на всех работах в верхнем углу картин мы видим луч света – символ надежды. Один из примеров – самая известная работа художника – «Девятый вал», которой и открывается тверская экспозиция. Это полотно в свое время породило легенду: если мореплаватель смог выжить после 9-го вала, он никогда уже не погибнет в море.

И хотя некоторые критики видели в этих лучах и лунных дорожках некоторую игривость и театральность, картины Айвазовского представить без них невозможно.

Помимо того, что художник работает в жанре марины, у него есть и «сухопутные» работы, написанные во время путешествий. Такие сюжетные картины тоже можно видеть на выставке.

В технике «жикле»

На открытии выставки журналистов поближе познакомили с технологией «жикле», которая использовалась для изготовления репродукций. Она стала известна 20 лет назад во Франции, а у нас только еще начинает обретать поклонников. Это высококачественное и максимально точное воспроизведение шедевра на настоящем холсте с использованием компьютерной техники.

Полная имитация оригинала вплоть до мельчайших деталей, цветов, теней и фактуры мазка, благодаря чему произведения максимально ему соответствуют. Увидеть разницу может только искусствовед или антиквар с помощью спецоборудования. Благодаря «жикле» многие музеи мира имеют возможность показать почитателям искусства шедевры живописи, дошедшие до нашего времени. Перед воспроизведением картины художник делает цифровой снимок шедевра с большой четкостью каждого пикселя. Далее изображение переносится на дорогостоящее и чувствительное к малейшему изменению цвета или фактуры компьютерное оборудование, имеющее в своем арсенале большое количество цветов и оттенков. Это позволяет с помощью капельного разбрызгивания наносить на холст даже самые мелкие штрихи с оригинала.

Заключительным этапом техники является придание холсту точного рельефа краски или выделение каждого мазка. Допускается также нанесение мазков краски ручным способом, что дает картине еще большее сходство с оригиналом. Лакирование обеспечивает работе долговечность. На принте художник (если речь идет о современных работах) ставит свою подпись, размеры копий. Каждому принту присваивается номер.

Меценат и общественник

Ованнес Айвазян (это настоящее имя художника) прожил почти целый век. В течение такого длительного времени меняются вкусы зрителей, художественные стили, и творцы подстраиваются под веяния времени. Но это не о нем. Айвазовский всю жизнь оставался верен своему стилю, за что временами был нещадно критикуем. Однако один из серьезных коллекционеров - Третьяков был его другом, благодаря чему множество работ хранит Третьяковская галерея, свои городские дворцы и пригородные поместья украшала картинами царская семья. Но самое уникальное место, связанное с Айвазовским, конечно же, Феодосия.

Год назад мне посчастливилось побывать в пресс-туре, организованном министерством туризма Крыма. Одним из пунктов нашего путешествия стала Феодосия.

Город «наполнен» Айвазовским, с полным основанием можно сказать, что это его город. Здесь есть несколько памятников всемирно известному феодосийцу. И не только потому, что он прославил его своим именем, но и потому, что в свое время был активным общественным деятелем. Был инициатором строительства железной дороги "Феодосия — Джанкой", водопровода, фонтана (что было необходимо городу, страдающему от отсутствия воды), активно благоустраивал город. Много занимался меценатством, просветительством, на заработанные деньги открыл школу искусств, библиотеку, новое здание музея древности, участвовал в археологических раскопках. А главным подарком художника своим землякам стала картинная галерея. Он завещал ее городу еще задолго до своей смерти, а в завещании указал вещи и работы, которые ни при каких обстоятельствах нельзя было вывезти из города.

На проспекте его имени в Феодосии нескольких метрах от моря вытянулся красивый особняк, из каждого окна которого видна сине-зеленая гладь. Сейчас на набережной установлены лавочки, высажены клумбы, организованы фотозоны (самая любимая из которых сделана в виде картины, и каждый турист может уехать из Феодосии со своим портретом), идет торговля крымскими сувенирами, особенно много картин. А в первой половине 19-го века, когда Ованнес Константинович Айвазовский начал здесь строить дом, ничто не мешало ему часами наблюдать за морем в любую погоду. Надо сказать, что особняк по тем временам был шикарным, в итальянском стиле. Айвазовский заработал на него, побывав за рубежом в числе выпускников Академии художеств, где он быстро добился признания.

Особняк как бы делится на три части: помещение, где жила семья художника, дом его сестры, а также большой выставочный зал и мастерские. В наши дни там появилась комната-сейф, где выставлены ценные предметы, принадлежащие художнику и его родным.

Впервые выставочный зал открылся в конце 1840 годов, здесь было представлено 49 полотен мариниста. Сейчас музей хранит более 12 000 картин и различных экспонатов. Это крупнейшая в мире коллекция Ивана Айвазовского, где есть и крупное (более 4 метров) его полотно «Среди волн», занимающее всю стену музея. А в доме сестры выставлена уникальная, нехарактерная для художника работа в зловещих тонах – «На смерть Александра». Она написана в дни траура по императору-миротворцу. Сам художник ни разу не выставлял эту работу, и ее никто не видел почти 100 лет.

После смерти Айвазовского коллекцию хранила жена Анна. Она была на 40 лет моложе супруга и пережила его на 44 года. Во время Великой Отечественной войны ценой неимоверных усилий коллекцию удалось спасти, эвакуировав в Ереван. Сейчас она главное достояние Феодосии.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №11 от 7 марта 2018

Заголовок в газете: На гребне волны

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру