118 лет назад в Твери построили первый мост через Волгу

Торжественно открыли его 8 сентября 1900 года. Первый стационарный мост через Волгу впоследствии назовут Старым волжским. Изначально он принадлежал министерству путей сообщения и только 28 февраля 1902 года был передан городу.

Но мало кто знает, что впервые о постоянном мосте через Волгу упоминается в Тверских летописях «... в год 6883 (1375) князь Михайло у Волжских ворот москвичей бил, и туры посекли и подожгли, и вечером москвичи от города отступили. И потом стали вокруг всего города и за Волгой, а на Волге мост успели сделать...» Какой он был и сколько прослужил, теперь неизвестно.

В те времена необходимость в переправе была весьма острой. И вот 27 августа 1700 года Петр I приехал в наш город и «построить изволил в Твери через Волгу мост в своем присутствии через три часа, на лодках, что называются романовки, ибо барок тогда еще не было, а вместо якорей положены были взятые с сельниц жерновые каменья», - так описано это в «Исторических известиях Тверского княжества», составленных Диомидом Кармановым. Мост проходил от нынешнего городского сада до памятника Афанасию Никитину. И просуществовал два века.

Однако со временем этот мост перестал удовлетворять растущие потребности города, особенно в межсезонье. И в 1810 году принц Георг Ольденбургский, генерал-губернатор Тверской, Ярославский и Новгородский, главный директор путей сообщения Российской империи, представил Его Императорскому Величеству проекты постоянного Волжского «чугунного на каменных быках моста» в Твери. Но война 1812 года помешала осуществить планы.

Затем в 1843-44 годах при городском голове Н.А. Аваеве, как писал тверской краевед Борис Ротермель, были планы построить мост на Знаменской площади (где сейчас городской сад), но, увы... Они тоже не были реализованы.

И вот в 1880 году тверской губернатор А.Н. Сомов (служил в этой должности в 1868—1890 годах) возбудил ходатайство перед министерством путей сообщения о построении в Твери через Волгу постоянного моста, а затем через два года военное ведомство, которое "испытывало острую нужду в оперативной связи и ... быстрой дислокации военных частей", ходатайствовало перед правительством о строительстве моста.

В 1888 году лед тронулся, и была составлена смета сначала на 392 тысячи рублей, плюс городская Дума Твери выделяла 25 тысяч и еще 2 тысячи по подписке собрали жители.

Кстати, тот самый понтонный (плашкоутный) мост через Волгу, который до этого прослужил 200 лет, стоил городу 15 тысяч рублей в год.

Но в 1895 году инженер-технолог Точиский предложил свой проект по системе Гербера (такие мосты строили в Германской и Австрийской империях), поэтому очертаниями Старый волжский мост в Твери напоминает мост Свободы (бывший Франца-Иосифа) через Дунай в Будапеште, 1894 - 1896 годов постройки.

И смета поднялась до 481 272 рублей.

Долгожданный мост был сооружен за три года чешским инженером Машеком. Перед открытием он прошел испытание нагрузкой в 622 тонны сплошного слоя песка на проезжей части моста и 617 кг/м3 на тротуаре.

После этого был принят. Торжественное открытие состоялось 8 сентября в 9 часов утра на левом берегу Волги. После крестного хода по такому случаю в час дня плашкоутный мост был разведен навсегда.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру