Московский писатель предложил открыть музей Бакунина в Твери

Московский писатель предложил открыть музей Бакунина в Твери

Одним из самых ярких эпизодов книжного фестиваля «Тверской переплет» обещает стать встреча с Сергеем Петровым – московским писателем, написавшим первую в нынешнем веке обстоятельную биографию Михаила Бакунина. У книги не совсем обычное название – «Бакунин. Первый панк Европы». Мы узнали у Сергея Петрова, почему именно Бакунин вызвал его интерес и может ли в России появиться президент-анархист.

Почему именно Бакунин, чем он вас привлек? Что вы знали о нем до того, как приступили к написанию книги?

- О Бакунине я знал «по верхам». В советской школе нам говорили, что он вроде бы наш, революционер, но не совсем правильный, так как во многом заблуждался. Активно я стал интересоваться им в 2014-2015 годах. В эти годы у меня был не очень хороший период, нервный период. В такие моменты кто-то бежит к психоаналитику, кто-то впадает в депрессию, а мне в руки попалась книга Бакунина «Государственность и анархия». Я начал читать – и не мог оторваться: хлесткий стиль, неожиданные повороты мысли – причем это все было актуально, несмотря на то, что книга вышла полтора века тому назад! Потом я прочел эссе Лимонова о Бакунине и вновь поразился мощи и парадоксальности этой фигуры. Постоянно думал о нем, думал – ну, писали о Бакунине много, писали хорошо, но как-то не так. И вдруг меня осенило: о Бакунине писали всегда как об историческом лице, как о деятеле прошлого, а ведь он невероятно современный и актуальный мыслитель! И писать о нем надо так, как будто он все еще с нами, как о современнике. И я стал собирать материалы. Хочу сказать спасибо издательству «Пятый Рим» - они прочитали рукопись, им понравилось, сказали: такую книгу необходимо издать для российских читателей.

- Чаще всего автор, закончив биографическую книгу, по-новому видит и своего героя, и его «место» в общественном сознании. Что вас больше всего раздражает в сегодняшнем восприятии Бакунина – насколько вообще его знают в России и чем он, на ваш взгляд, мог бы быть интересен (важен, актуален, поучителен) современной России?

- Знаете, мое отношение к Бакунину, пока я писал книгу, менялось несколько раз. С одной стороны, Бакунин – глыба, мыслитель, философ, создатель нового политического учения. С другой – беспринципный анекдотичный товарищ, такой Остап Бендер революционного движения, о нем многие вспоминают как о «человеке без правил». Но когда я описывал последние годы жизни Бакунина, я обнаружил разительную перемену. Да, он был интриганом, он был для кого-то из современников человеком довольно неприятным, но при этом оставался мечтателем, романтиком. Он был к тому же человеком очень доверчивым, часто сам становился жертвой обмана… И еще он был очень добрым и великодушным человеком. Я считаю, что Михаил Бакунин – это такой настоящий русский человек. Умный, проницательный, влюбленный в свою родину, пытающийся улучшить ее, но от неудачи попыток исправить очень и очень несчастный…

- А про восприятие Бакунина? Что о нем знают сегодня?

- Многие знают самое общее – анархист. Хотя мало кто представляет, кто такие были анархисты. Меня вот спрашивали на одной встрече – а что, правда, Бакунин встречался с батькой Махно? Нет, не встречался, он умер еще до того, как Махно на свет появился. Бакунина в этом случае спутали с Кропоткиным, который с Махно действительно встречался. А вот про восприятие… Видите ли, Бакунин был в оппозиции к действующей власти. Но если его сравнить с сегодняшними оппозиционерами… Посмотреть на российского либерала, спросить: а что, Ксения Анатольевна, вы в самом деле оппозиционер? На фоне Бакунина, его дел, его поступков, его жизни вся наша «политическая оппозиция» выглядит, мягко говоря, бледно. Потому что Бакунин был человеком смелым, не боялся ни ссылки, ни тюрьмы, ни изгнания. И не боялся говорить о том, что думает. Почитайте, что он писал о российских чиновниках, об отношениях между властью и народом, о госслужбе – да ведь и сегодня очень многое из того, о чем писал Бакунин, никуда не делось.

- Насколько сегодня анархизм актуален для политической жизни нашей страны, как вы считаете? Может ли, скажем, политик-анархист стать Президентом России?

- Я думаю, анархизм как политическое явление – феномен не нашего прошлого, а нашего будущего. Об этом и Бакунин в конце своей жизни писал: «наше время еще не пришло». Станет мир добрее, да и сами мы перестанем быть потребителями-негодяями, вот тогда и при таком президенте можно пожить. Но это будет нескоро…

Сегодняшнее поле деятельности анархистов – антиглобалистская борьба, противодействие буржуазным идеологиям, нацизму. Не нужно зацикливаться на Бакунине-политике, есть и другое поле применения его мыслей и энергии. Так называемое культурное пространство, воспитание детей, отношения между людьми. Неожиданно? Зато там все актуально. Анархистов на самом деле больше, чем кажется. Не обязательно быть членом какой-то организации. Во многих сидит внутренний анархист, которого не устраивают межличностные отношения во всем их многообразии, принципы построения таких отношений. Ломать нужно многое, чтобы люди добрее стали, по-настоящему уважали друг друга, перестали ханжить, фарисействовать и любить научились снова.

- Не совсем обычный вопрос: если бы вам предложили составить туристический маршрут «по бакунинским местам» Тверской области, с чего бы вы начали?

- Бакунина помнят и в Швейцарии, и во Франции, и в Испании, и в Италии. От Твери до Прямухино, где его родовое гнездо, музей и имение (жаль, что сегодня они в таком заброшенном состоянии), должны ходить автобусы. Нужно восстановить имение, построить тематическое кафе какое-нибудь, гостиницу, музей расширить, восстановить каскадные пруды. Там можно все красиво сделать! И в Твери открыть как музей, так и ресторан. Назвать его «Бакунин» или «Бакунинский Альянс», в честь его тайной организации. Бакунину, безусловно, в России давно пора поставить памятник. И если он появится, он должен стоять именно в Твери. Хотя сам-то Бакунин, скорее всего, был бы против памятника себе. Но Михаил Бакунин – уникальная фигура, политик и мыслитель международного, мирового уровня. И странно, что в Твери не используют все потенциальные «туристические» возможности, связанные с памятью об этом человеке.

Встреча с Сергеем Петровым состоится в субботу, 20 октября, в 12 часов в библиотеке им. Горького. Следите за расписанием «Тверского переплета».

«Бакунин. Первый панк Европы». Выпустило изд-во «Пятый Рим», 2018 г. Интересная интонация, с которой написана биография одного из самых главных политических мыслителей дореволюционной России. Сергей Петров нашел удивительно адекватную форму рассказа о Михаиле Бакунине – личности противоречивой, продолжающей вызывать споры и поныне. Он словно полемизирует со своим героем, посмеивается, сочувствует, дразнит и даже, как сейчас говорят, «троллит» - впрочем, и сам Бакунин именно так общался со своими идейными противниками. Слово «панк» в названии книги употреблено, конечно, ради красного словца. Сергей Петров вовсе не считает Бакунина «панком», представителем какой-то невнятной субкультуры.

Рассказать о жизни Бакунина автору удалось как минимум нескучно. Не факт, что после прочтения этой биографии вы захотите прочесть труды самого Бакунина, но образ этого человека – неуживчивого, с тяжелым характером, но вместе с тем доброго, великодушного и даже, о ужас, романтичного – вы запомните. Может, о таких противоречивых личностях, каким был Михаил Бакунин, именно с такой интонацией и надо излагать.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №43 от 17 октября 2018

Заголовок в газете: Сергей Петров: Памятник Бакунину должен стоять в Твери

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру