Появившееся граффити с портретом прозаика и его цитатой "Жить не по лжи" вызвала целую бурю негодования. Причём, получается, что люди, которым портрет нравится или они относятся к нему равнодушно, не так заметны, как граждане, проявившие свою "гражданскую позицию". В частности, отдельные депутаты Законодательного Собрания Тверской области решили, что если им лично не нравится Солженицын, значит его изображения не может быть в городе. При этом, указанные народные избранники не проживают в доме №32 по Смоленскому переулку.
Депутатский запрос запустил бюрократическую машину, и администрации Твери пришлось отвечать, исходя из действующего законодательства, а именно - работы по нанесению изображения Александра Солженицына на фасад дома №32 не согласовывались.
Администрация отправила письмо в управляющую компанию "о необходимости принятия мер по устранению графического изображения А.И. Солженицына" с указанного дома.
В отношении Виктора Лебедева - автора рисунка - обещали возбудить административное делопроизводство и наказать "виновника".
"Можно сколько угодно ломать копья о том, хороший писатель Александр Исаевич или посредственный. Гражданин он своей страны, искавший справедливости и огласки преступлений власти или "агент госдепа" предавший надувные и показные идеалы кривого социализма, стоявшего на сваях ГУЛАГА. Но, отрицать, что Солженицын одна из значимых фирур в истории современной России - глупо", написал фотограф и блогер Павел Осадчик в социальных сетях.
Редактор медиапроекта "Стол", близкий друг Виктора Лебедева Андрей Васенёв написал в "Фейсбуке":
"Глыбу Солженицына им не перемолоть, но те, кто мог бы в этом доме №32 "жить не по лжи", те кто мог бы ходить по улицам с портретами великих, вдруг уступают серости... Это подобно тому, как человечество, научившись справляться с чумой посредством обычной гигиены, начинает лениться: люди перестают мыть руки, чистить зубы и уже не замечают, как чума снова дышит им в лицо. Многострадальный наш народ..."
Ситуация такова, что история с портретом Солженицына, нарисованного к 100-летию писателя, которое отмечается в этом году, это не только про личность Нобелевского лауреата, но и про городское пространство. Многим нравился именно тот факт, что в Твери появилось что-то необычное, красивое и приметное. Учитывая, что серый торец дома едва ли украшал город. Многие комментаторы справедливо отмечают, что портрет Сталина тоже вызвал бы бурю эмоций с другой стороны, и запросы на его удаление писали бы совсем другие депутаты, однако это всё же совсем разные личности, хотя и в портрете Сталина, наверное, нет ничего страшного. Боятся истории не нужно. Именно боязнь отдельных страниц прошлого, попытка их избежать, а не переосмыслить, это и приводит к тому, что общество идет по пути наименьшего сопротивления, и поглощает только ту "правду", которая выгодна определённым заинтересованным кругам. Нет ничего плохого в портретах важных исторических и культурных деятелей. Сами по себе они "живут" в культурологической плоскости, но никак не в политической. Но даже при этом сравнивать Солженицына и Сталина нельзя. Примитивный пример. "Википедия" на Солженицына выдает "Похожие запросы": Достоевского, Пастернака и Пушкина, на Сталина: Ленина, Гитлера и Хрущёва. Как устроен алгоритм "Википедии" в данном случае, сложно сказать, но едва ли там что-то больше сухой статистики по переходам.
Речь в первую очередь идёт о том, что Тверь заслуживает быть городом творческим, свободным от предрассудков, ярким. На фасадах домов уже не осталось мест от каракулей и тэгов глупых хулиганов, от адресов сайтов продаж спайсов и солей, с которыми борьба если и ведётся, то не эффективно. Маргинализация городских пространств, откуда выжимаются по тем или иным причинам активные городские сообщества, это процесс заметный. Могли ли городские власти поступить мудро и предложить противникам Солженицына другой фасад? Вопрос открытый. Но идеологическая борьба, сублимированная в искусство, быстро бы иссякла и переродилась во что-то качественно иное. Пусть бы от этого пострадал десяток хрущёвок. Хуже, чем они есть сегодня, они могут быть только "разукрашенные" подростками-хулиганами и распространителями синтетических наркотиков.
Но убирать Солженицына нельзя. Не потому что он Солженицын, а потому что он - яркая декорация городского пространства, наполненная смыслом, противоречиями, глубиной.
Стоит ли говорить о том, что в эти дни в Москве на Таганке начался монтаж памятника "Солженицыну". А там же и улица Солженицына, и Дом русского зарубежья. Целый культурный кластер. А что в Твери? Серьёзно начнем стирать портрет писателя? Под вспышки камер? Тот ли это случай, когда имиджевые потери гораздо серьёзнее "потерь" бюрократических? Тверь станет городом, в котором 100-летие Солженицына отметили уничтожением его портрета, и ничего не предложили взамен.
Есть ли выход? До 11 декабря (день рождения Солженицына) управляющая компания или Совет дома могут инициировать собрание и принять решение. В случае, если решение будет за сохранение портрета, подать документы на согласование в администрацию района постфактум. Дело за муниципальными властями. Кажется, они уже показали свою позицию и не реагировали на портрет до того, пока не возбудились депутаты-коммунисты.
Заслуживает ли Солженицын, который очень тепло отзывался о Тверской области и так местами трогательно и с любовью ее описывал, хотя бы портрета? Безусловно. Способны ли мы на поступок? Ведь даже принять общее решение против портрета - это уже поступок. Не поступок - это молчать и наблюдать, как побеждает обезличенная бюрократия - по сути исполнительная машина, запущенная отдельным идеологическим пинком.