Проект "Первые": с тверским краем связаны авторы обоих национальных гимнов

Дореволюционный гимн Российской империи «Боже, Царя храни» просуществовал 84 года, его написал тверской дворянин Алексей Федорович Львов. Гимн СССР, который был официальным символом Советского Союза с 1944 по 1990 год, а с 2001 года является гимном Российской Федерации (с другими словами), написал Александр Васильевич Александров.

Проект "Первые": с тверским краем связаны авторы обоих национальных гимнов
Ноты царского гимна. Фото: marmazov.ru

Особо важное задание

В 1832 году император Николай Первый совершал официальную поездку в Австрию. Во время торжественного парада произошел конфуз: военный оркестр приветствовал русского императора исполнением… английского гимна God Save the King. Николай был очень раздосадован этим обстоятельством. Однако благодаря этому конфузу выяснилось, что у Российской империи до сих пор нет официального гимна. Правда, об этом стало известно только после того, как в программу официальных торжеств включили исполнение национальных гимнов. Потребовалось срочно «решать вопрос».

Николай поручил графу Бенкендорфу как можно быстрее представить новый Гимн России. А тот обратился к командующему главной императорской квартиры графу Алексею Львову, поскольку тот был известен как замечательный скрипач-виртуоз и замечательный композитор. Сам Львов пришел в ужас, когда ему сообщили, каким должен быть гимн: «величественный, сильный, чувствительный, для всякого понятный, имеющий отпечаток национальности, годный для церкви, годный для войск, годный для народа — от ученого до невежды». Львов вернулся домой и стал сочинять музыку. Несколько вариантов было забраковано – Львов писал музыку под слова Василия Жуковского «Молитва русских» и жаловался, что в конце строки не может выполнить «повышающее коленце» (Жуковский после написал новые слова гимна – «Боже, Царя храни»). Но в конце концов мелодия была написана, и теперь требовалось представить ее главному заказчику и слушателю – российскому императору Николаю Первому.

23 ноября 1833 года император вместе с семьей приехали в Певческий корпус, где гимн исполнили хор и два оркестра военной музыки. Мачеха композитора Елизавета Николаевна вспоминала, что на первом, закрытом, исполнении гимн по требованию Николая I звучал четыре раза подряд, после чего царь обнял Львова и произнес со слезами на глазах: «Спасибо, спасибо, прелестно, ты совершенно понял меня».

Автор музыки национального гимна Алексей Львов происходил из старинного дворянского рода. Его предки еще в первой половине XVII века получили земли в Новоторжском уезде и проживали здесь в течение многих поколений. Дед композитора, Петр Петрович, был новоторжским уездным предводителем дворянства и хозяином имения Арпачево. А знаменитый архитектор Николай Львов приходился Алексею Федоровичу двоюродным дядей. Сам Алексей Львов не предполагал заниматься музыкой, поскольку по настоянию отца окончил Институт Корпуса инженеров путей сообщения, а после поступил на военную службу. Алексей Львов отличился во время Русско-турецкой войны 1828—1829 годов в тяжелых боях при Шумле и был награжден двумя орденами.

Алексей Львов. Фото: alesha.3bb.ru

Со временем он, уже граф, генерал-адъютант и генерал от кавалерии, стал командующим Императорской главной квартирой. Львов весьма часто проводил вечера в царской семье, аккомпанируя на скрипке пению великой княжны Ольги Николаевны. Он также писал музыкальные пьесы для домашних концертов у царственных особ. Государь играл на трубе, а его супруга аккомпанировала ему на фортепиано. Поскольку Николай I с семьей любил по вечерам петь православные молитвы, то Алексей Федорович аранжировал богослужебные напевы для удобства их исполнения. Благоволение императора было таким, что Николай I стал посаженым отцом на свадьбе Алексея Федоровича и крестным его детей.

После первого исполнения гимна Николай не сразу утвердил произведение в качестве гимна – он хотел понять, как примут это музыкальное произведение в армии и при дворе. Поэтому второе исполнение было назначено на рождественскую литургию по случаю годовщины изгнания французов из России – 25 декабря 1833 года. На торжественной литургии в церкви Зимнего дворца присутствовали царская семья, члены Государственного совета, сенаторы, двор, генералитет. Рота дворцовых гренадеров и взводы Гвардейского корпуса состояли из героев Отечественной войны 1812 года — офицеров и солдат, имевших личные боевые награды за эту войну. После молебна к освящению знамен был исполнен новый гимн. Успех оказался исключительным. Даже закаленные ветераны Отечественной войны не могли сдержать слез. Гимн оказался пригодным и для церкви, и для войск, и для широкой публики, как об этом и мечтал композитор. Почти сразу же последовал указ Николая I о введении «Боже, Царя храни» с музыкой А.Ф. Львова в качестве официального Гимна России.

Когда император подарил композитору в знак признательности инкрустированную брильянтами табакерку, Львов пожертвовал самый большой из драгоценных камней для убранства ризы иконы Божией Матери Всех Скорбящих радости. Впоследствии Львов по разрешению императора украсил свой фамильный дворянский герб первой строкой гимна - «Боже, Царя храни».

Гимн подлежал исполнению на парадах и разводах караулов, при освящении знамени, на утренней и вечерней молитвах в армии и на флоте, на встречах императорской четы войсками, на принятиях присяги, в гражданских учебных заведениях. Гимн просуществовал до февраля 1917 года и перестал исполняться после отречения царя Николая II от престола.

Регент из Твери

Даже для советского периода отечественной истории, богатого на уникальные человеческие судьбы, биография Александра Александрова остается одной из самых необычных. Певчий в хоре, исключительно мирный человек – и создатель первого в мировой истории военного мужского хора, который до сих пор носит его имя. Убежденный коммунист – и одновременно глубоко верующий человек (в одной из его биографии приводится факт, как перед вступлением в партию Александров провел ночь в часовне, горячо молясь об искуплении греха – вступления в ряды партии безбожников). Любимец Сталина, один из символов официозного советского искусства – и вместе с тем один из самых страстных исследователей и знатоков фольклора, автор множества новых переработок народных песен, которые благодаря Александрову обрели «второе рождение».

Тверь, тверская земля сыграли в его творческой биографии важную роль, причем неоднократно. В первый раз – когда молодой певчий Александров (эту фамилию он избрал как творческий псевдоним, поскольку свою «паспортную» фамилию Коптелов считал не очень благозвучной) встретил в городе Бологое хористку церковного хора Ксению Морозову. Вскоре сыграли свадьбу. Все трое его сыновей родились на тверской земле – в Бологое и Твери. А в 1915 году Александров участвовал в конкурсе на замещение вакантной должности регента церковного хора главного храма Тверской губернии – Спасо-Преображенского собора. Это место считалось весьма престижным, приехали маститые регенты из Курска, Саратова, Пензы, испытания длились десять дней, но победил самый молодой участник Александр Александров. Комиссия не ошиблась в своем решении: вскоре соборный хор прослыл лучшим в Тверской губернии. Многие любители музыки из разных мест специально приезжали послушать удивительное пение.

Перенесемся на 20 лет вперед. 5 декабря 1936 года была принята новая Конституция СССР. В 12-й главе документа в статьях 143, 144 и 145 конкретизировались в словесных определениях герб, флаг и столица. Гимна же как обязательного и важнейшего государственного символа не было. Отсутствие в этом качестве «Интернационала» говорило о том, что руководство страны уже не рассматривало его как музыкальный образ советского государства. Тем не менее гимн советской стране был необходим. И на протяжении восьми (!) лет продолжались его мучительные поиски.

Александр Александров. Фото: rossaprimavera.ru

Какое-то время почти официальным гимном страны считалась песня из кинофильма «Цирк» «Широка страна моя родная», сочиненная композитором Исааком Дунаевским. Песня была задумана как маршевая и исполнялась в торжественном движении, «под шаг». Примечательно, что, когда гитлеровские войска в 1941 году вторглись в нашу страну, радиостанция BBC вместо «Интернационала» как Гимна СССР выпустила в эфир песню Дунаевского и Лебедева-Кумача.

Однако официально работа над новым гимном страны началась летом 1942 года, когда было объявлено о конкурсе на создание лучшей мелодии и слов. В условиях были высказаны четкие требования: «Гимн должен отразить следующие темы: 1. Победа рабочего класса в нашей стране и торжество власти трудящихся. 2. Братство и дружба победивших в борьбе народов Советского Союза. О партии упоминать не следует, так как гимн является всенародным, национально-беспартийным. Гимн должен быть немногословен, не более четырех куплетов, но сильным и выразительным по содержанию». Предполагались в гимне и фамилии Ленина и Сталина, обсуждались и другие понятия. Музыка должна была как отражать созидательный характер социалистического строительства, так и напоминать об истоках народной музыкальной культуры.

К работе над текстом гимна были привлечены лучшие поэты. После длительной работы сдали свои варианты 19 авторов (27 текстов): Лебедев-Кумач, Гусев, М.Голодный, Н.Тихонов, Исаковский, С.Васильев, Антокольский, Рыльский, П.Тычина, Самед Вургун, Колычев, Долматовский, Френкель, Катаев и другие. Над музыкой гимна также работали композиторы: Шапорин, Шостакович, Мурадели, Юровский, но никто из них с этой задачей не справился. Всего же свои произведения на конкурс отправили 170 композиторов, сочинивших 223 варианта музыки!

Прослушивание шло в Бетховенском зале Большого театра. Вид нотных текстов, предложенных композиторами на конкурс, демонстрирует тот факт, что организаторы не ставили перед авторами вопрос исполнительских предпочтений. Авральный характер и спешка в проведении состязания привели к тому, что каждый из композиторов был волен в составе и выборе исполнителей. Одни рукописи представляли собой варианты для сольного звучания голоса (мужского или женского) с фортепиано. Другие были выполнены в виде хоровых партитур с сопровождением фортепиано или без него. Гимны так и звучали: голосом под рояль, вокальным дуэтом, мужским или смешанным ансамблем или хором a cappella. Некоторые композиторы сами исполняли свои произведения, гимны исполняли и солисты Большого театра. На каждый музыкальный вариант гимна отводилось по 3 минуты, после чего участники прослушивания обсуждали и высказывали свои мнения.

28 октября, в день принятия второго варианта текста С.Михалкова и Г. Эль-Регистана, в Бетховенском зале Большого театра состоялось очередное прослушивание 25 новых гимнов. Комиссия выделила гимны Шостаковича (8 баллов) в исполнении А.Иванова и Г.Большакова, Прокофьева (здесь мнения разделились между 5 и 6 баллами) в исполнении А.Иванова. Он же пел и вариант Хачатуряна, получившего оценку между 7 и 6 баллами. В 8 баллов, как и вариант Шостаковича, был оценен гимн Александрова (исполняли его солисты Краснознаменного ансамбля). Все остальные конкурсанты получили 4 балла и ниже.

Практически после первого исполнения гимна на музыку Александрова стало понятно, что именно эта мелодия является главным фаворитом конкурса. И хотя текст Михалкова и Эль-Регистана еще дорабатывался с учетом мелодии Александрова, хотя еще проходили прослушивания, и правительственной комиссией были выделены кроме версии А.Александрова гимн И.Тускии и совместный вариант гимна Д.Шостаковича и А.Хачатуряна, результат конкурса был предрешен. Постановление ЦК ВКП(б) от 14 декабря 1943 года утвердило текст и музыку в качестве официального советского гимна. А первое исполнение Гимна СССР по радио состоялось 1 января 1944 года – то есть совсем недавно этому событию исполнилось 75 лет.

 

Автор благодарит за помощь Вячеслава Михайловича Воробьева, предоставившего уникальные биографические материалы об авторах российских гимнов.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №6 от 30 января 2019

Заголовок в газете: Все преходяще, а музыка вечна

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру