Живой классик и мертвый Распутин: книжный обзор "МК в Твери"

07.02.2019 в 12:46, просмотров: 381

Живой классик и мертвый Распутин: книжный обзор
фото: Мир фантастики

Наши читатели постоянно просят: посоветуйте такого автора, которого во всем мире признали живым классиком, чтобы взял его книгу и понимал, что это проза высочайшей пробы, абсолютный шедевр. Сложно найти такого писателя – пока творец жив, он не застрахован, увы, от творческих неудач.

Но вот только что, буквально на днях, вышел сборник рассказов Элис Манро «Друг моей юности» - и это, кажется, именно то, что нужно.

До 2012 года в России имя Манро было известно в лучшем случае специалистам по современной литературе, в то время как в мире ее называют лучшим автором короткой прозы, «канадской реинкарнацией Чехова». И вот в 2012 году Элис Манро получает Нобелевскую премию по литературе! И сразу после этого издательство «Азбука» затевает могучий проект: перевести и издать в России все рассказы канадской писательницы. Этот процесс растянулся на несколько лет, и «Друг моей юности» - уже одиннадцатый (!) сборник рассказов Элис Манро. Чехов не Чехов, но Элис Манро – яркое явление в мировой литературе. Она пишет исключительно рассказы, небольшие истории, но это такие тексты, что к ним будешь возвращаться снова и снова, поскольку это действительно шедевры, образцы, классика. По сюжету, по стилю, по каким-то едва уловимым приметам, по которым опытный читатель отличает великого писателя от просто хорошего. А Манро – великий писатель, живой классик. Можете взять любой из изданных в России сборников ее рассказов и лично в этом убедиться.

Вот еще одна необычная книжная новинка. У нас сейчас становится популярной так называемая «тюремная проза» - то есть написанные (чаще всего от первого лица) истории людей, оказавшихся за решеткой. Это не боевики, не триллеры, не ужастики, это голый реализм – описание опыта конкретного человека, попавшего в этот мир. Причем некоторые книги «тюремной прозы» становятся событиями в мире высокой литературы – как, например, известный сегодня писатель Андрей Рубанов начинал с «тюремного» романа «Сажайте, и вырастет». Только что вышла книга Алексея Федярова «Человек сидящий», и советую к ней присмотреться.

Во-первых, это, пожалуй, первый случай, когда о своем тюремном опыте рассказывает человек, еще недавно служивший в правоохранительных органах (главный герой, он же alter ego автора – бывший следователь). То есть он на тюремный мир смотрит совершенно с другой оптикой, видит, так сказать, плоды своих трудов. Во-вторых, это действительно отличная проза, именно как чтение: короткие, сжатые, эмоциональные и сочные картинки-наблюдения: «Мы погружаемся в автозак, мы ехали в разных вагонах, поэтому начинаем разглядывать друг друга. Разные. Есть брендовые пуховики, это — Москва, БЭП, налоговая. Есть бедолаги, они в чем попало с чужого плеча, это обычно бывшие солдаты внутренних войск, они служили срочную и забыли о ней, но служба не забудет никого, и они теперь бээсники, потому что внутренние войска — МВД, хотят они того или нет». Очень сильная премьера, даже если вы далеки от подобных тем. Как говорится, от сумы да тюрьмы не зарекайся.

Известный писатель-историк Олег Шишкин представляет новую книгу, которая, совершенно не сомневаюсь, станет и сенсацией, и бестселлером у любителей исторического жанра.

Книга Олега Шишкина «Последняя тайна Распутина» посвящена одному из самых запутанных и загадочных эпизодов дореволюционной российской истории – убийству в декабре 1916 года Григория Распутина, «святого старца» и приближенного царской семьи Романовых. По поводу этого убийства написана целая библиотека, но Шишкин совершил настоящий подвиг исследователя. Ему удалось найти в архивах подлинные следственные документы, которые много лет считались утраченными. Эти документы дают несколько иную картину того, что происходило в последние дни вокруг Распутина. Выясняется, что по следственным документам, составленным в первые дни после гибели старца, версия о том, как именно зрел заговор против Распутина, нуждается в серьезном пересмотре. Олег Шишкин делится и собственными догадками: например, связано ли «внезапное» (на самом

деле, скорее всего, хладнокровное и тщательно подготовленное) убийство одного из самых доверенных людей последнего русского императора с английской разведкой – хотя, казалось бы, при чем тут англичане! Ну, и еще много чего интересного: какую роль в этой истории сыграли члены царствующей фамилии, как гибель Распутина восприняли в стране и в мире, почему документы, проливающие свет на эту историю, долгое время объявлялись утерянными. Кстати, мало кто помнит, что в январе исполнилось 150 лет со дня рождения Григория Распутина, и книга Олега Шишкина – прекрасный повод освежить в памяти обстоятельства жизни и смерти этого человека.