Два Крылова: тверской след в русском пейзаже и литературе

"МК в Твери" продолжает проект "Первые"

"МК в Твери" продолжает проект "Первые"
Неоконченный портрет баноспица работы Карла Брюллова, 1839 год

Оба героя нашей новой публикации носили фамилию Крылов, имели отношение к искусству, а также, что самое главное, к тверской земле. Один из них, художник, написал первый русский пейзаж, а второй – баснописец, ставший одним из самых богатых литераторов своего времени. Впрочем, обо всем по порядку.

Художник Никифор

История русского пейзажа начиналась с курьезного происшествия. Два брата-художника, Никанор и Григорий Чернецовы, предприняли путешествие по Волге, от Рыбинска до Астрахани. Плыли на крытой лодке, в которой была оборудована живописная мастерская. Один брат рисовал виды, которые открывались по правому борту, второй – по левому. Эти этюды нумеровались, складывались в папку, а потом (всего братья за время путешествия создали 1981 рисунок!) все рисунки склеили в один валик длиной 700 метров. Его можно было проматывать и «видеть» берега Волги – храмы, леса, города, пристани… Свиток преподнесли в дар императору Николаю Первому, тот распорядился передать уникальный артефакт братьев Чернецовых в Эрмитаж, но до наших дней этот «мегапейзаж» длиной 700 метров, к сожалению, не дожил.

Примерно в начале 1820-х годов в Тверской губернии художник Алексей Венецианов открыл в имении Сафонково школу рисования для одаренных детей. Туда брали учеников по способностям, невзирая на социальное положение. Венецианов ориентировал учеников на рисование с натуры (этим его система отличалась от академической, где основой было копирование гипсов и образцов). Тем более виды природы всегда перед глазами – садись и пиши.

Одним из первых учеников венециановской школы стал Никифор Крылов, молодой подручный в артели бродячих иконописцев. Об этом человеке известно, к сожалению, очень немного. Он родился в семье калязинского мещанина Степана Крылова. Ему было 17 лет, когда он поступил подмастерьем к местному иконописцу, учился писать «с образов». В 1823 году Никифор Крылов вместе с артелью других мастеров расписывал иконостас в Теребенском монастыре Вышневолоцкого уезда, где его и увидел Венецианов. Он сразу обратил внимание на толкового паренька, а впоследствии добился, чтобы Крылов отправился в Санкт-Петербург, где его приняли под покровительство Общества поощрения художников. Летом 1825 года Крылов (опять же при активном содействии Венецианова) получил разрешение посещать рисовальные классы Академии художеств. Именно с подачи Венецианова талантливый Никифор Крылов и написал первый русский пейзаж – «Зимний вид», или «Русская зима».

Никифор Крылов "Русская зима". Фото с сайта decorator.by

Это именно первый пейзаж, написанный русским художником с натуры, в русской глубинке, в местечке Тосно неподалеку от Петербурга. Крылов писал свою картину, ничего не придумывая. Он выбрал место на пригорке, где ему был виден весь ландшафт: с пригорка дорога ведет к берегам Тосны, местность поросла кустарником, вдалеке виднеется лес. Зимний ясный день делает цвета еще ярче. На небе плывут облака, а снег играет причудливыми тенями. На месте, выбранном Крыловым на берегу реки Тосны, один из богатых купцов-меценатов построил ему теплую мастерскую, а также дал содержание на все время работы. И в течение месяца картина была написана. Едва появившись на выставке Академии художеств, картина Никифора Крылова стала сенсацией. Современники отмечали зрелое мастерство молодого живописца, но чаще всего обращали внимание на «обаятельно схваченное зимнее освещение, туманность дали и все отличия хорошо сохраняемой в памяти стужи».

Примечательно, что первый русский пейзаж – зимний. Ведь именно Крылов открыл миру, что красота русской природы – она прежде всего зимняя, снежная, молчаливая, как будто спящая красавица из сказки. И как раз-таки благодаря Крылову русские живописцы с тех пор стали писать пейзажи, а зима превратилась в главное время года для русских художников — отчасти в противовес итальянскому вечному лету. Зима или ранняя весна, знаменующая пробуждение природы. Замечательно и то, что Никифор Крылов не только первым написал именно зимний пейзаж, но и посрамил великого мастера Карла Брюллова, который незадолго до этого утверждал, что изобразить снег в пейзаже невозможно – мол, как ни напишите зиму, вместо снега выйдет пролитое молоко. Крылов доказал, что зиму, снег, даже прозрачный морозный воздух можно перенести на живописное полотно. И в этом его главная заслуга перед потомками, перед отечественным и – берите выше! – мировым искусством!

Крылов был награжден малой золотой медалью из числа наград Общества поощрения художников. В 1830 году его признали «назначенным» в академики и, он получил задание в качестве экзаменационной работы «написать в естественную величину поколенный портрет Мартоса». Однако этот портрет остался незаконченным. В июле 1831 года Никифор Крылов скоропостижно умер от холеры, эпидемия которой охватила Петербург. Не осталось ни могилы, ни портрета, не сохранилось и большинства картин Никифора Крылова. Но зато есть «Русская зима» - первый русский пейзаж, созданный вдохновенным пареньком из Калязина, бесспорный шедевр, который восхищает нас и сегодня…

 

Дедушка Крылов

«Спой, светик, не стыдись», «а ларчик просто открывался», «ты виноват лишь в том, что хочется мне кушать», «а вы, друзья, как ни садитесь» - каждый из нас может с ходу вспомнить с десяток строчек из басен Крылова, давно уже ставших повседневным фольклором. Совсем недавно, кстати, мы отмечали 250-летний юбилей со дня рождения Ивана Андреевича. В Твери он провел молодые годы, здесь установлен памятник литератору, но до сих пор о Крылове знают в основном только то, что он писал басни и был, как говорят, выдающимся гурманом. А что еще мы знаем об этом человеке?

Начать хотя бы с того, как Иван Крылов оказался в Твери. Его отец, Андрей Крылов, был военным офицером, комендантом Яицкой крепости. Туда, в далекий гарнизон, он уехал с женой и четырехлетним сыном Ваней. В 1775 году казаки Пугачева осадили крепость. Андрей Крылов отправил семью в Оренбург, но юный Ваня проделал весь путь до Оренбурга, спрятавшись в большом глиняном кувшине, как Буратино в известном фильме. Яицкая крепость осаду выдержала, но Андрей Крылов перенес столь сильное нервное потрясение, что решил оставить военную службу и переехал с семьей в Тверь.

Крылову пришлось рано начать работать. В 8 лет отец определил его подканцеляристом в Калязинский уездный суд, а затем в Тверской магистрат. Поначалу мальчик, конечно, лишь числился на службе, но вскоре, после смерти отца, ему пришлось регулярно являться в присутствие и заниматься переписыванием бумаг, равно как и бегать по поручениям чиновников. Его заработок стал важным подспорьем для семьи: мать получала мизерную пенсию за умершего мужа, а еще на руках был маленький брат. Так что еще ребенком Иван Крылов стал кормильцем семьи. Впрочем, баснописец потом вспоминал, что чиновником был нерадивым, каждую свободную минуту уделял чтению, за что часто получал выволочки от начальства.

Через четыре года знакомые отправили своего старшего сына на учебу в Петербург и решили, что Ване надо ехать вместе с ним, присматривать за барчуком. Так Иван Крылов переехал в Петербург, но не собирался становиться петербургским чиновником. Еще в Твери он сочинил несколько пьес, которые и предполагал предложить петербургским театрам. Выяснилось, что лучше всего у Крылова получаются легкие остроумные комедии. Его дебютом на петербургской сцене стала комическая опера «Кофейница». За пьесу издатель Брейткопф предложил ему гонорар в 60 рублей, но Крылов попросил выплатить ему гонорар книгами французских драматургов: Расина, Мольера и Буало. Ночами он читал классиков и сочинял новые пьесы.

Памятник И.А. Крылову в Твери. Фото: commons.wikimedia.org

Очень скоро Крылов стал известным столичным драматургом. В театрах шли его популярные комедийные пьесы. Впрочем, скоро Крылов прославился тем, что в новой пьесе «Проказники» вывел в образах героев Рифмокрада, Тянислова, Тараторы и Ланцетина известных петербургских писателей. Те обиделись, написали жалобу, скандал дошел до императора Павла, который распорядился пьесы Крылова запретить, а самого драматурга из Петербурга выслать в Серпухов.

Сидя в глуши, Крылов зарабатывал на жизнь игрой в карты (как-то выиграл 30 тысяч – огромную по тем временам сумму) и вообще, как принято говорить, чудил. Как-то решил «испытать быт первого человека», то есть дикаря: отпустил бороду, отрастил волосы и поселился в лесу. Питался тем, что добывал сам, и любил бегать вдоль дороги в таком ужасном виде. Дамы восклицали – Крылов! Крылов! – глядя на прыжки и ужимки почти голого баснописца.

При этом Крылов не переставал читать, даже пребывая в дикарском обличии. Как-то он прочел басни Лафонтена и со скуки перевел их на русский. Когда в гости к нему заехал его старинный приятель поэт Иван Дмитриев, Крылов (который, хочется думать, к тому времени избавился от образа «первого человека») прочел ему несколько басен, без упоминания авторства, сказав, что он сочинил их сам. Дмитриев в полном восторге воскликнул – «это истинный ваш род! Наконец-то вы нашли его!». После этого Крылов уже не писал пьесы, а сочинял басни, которые ему действительно удавались лучше. В 1805 году ему было дозволено вернуться в Петербург, в том же году вышел первый сборник басен – и после этого Крылов стал всероссийской знаменитостью.

Его басни стали поистине всенародными. Во время войны с Наполеоном практически у каждого русского офицера в сундучке хранились переписанные басни Крылова. Эти басни изучали в школах, их пели на деревенских праздниках, и редко в России можно было найти человека, который не помнил бы крыловских басен наизусть. Сам же он стал одним из самых богатых русских литераторов своего времени. Общий тираж его басен при жизни составил 77 000 экземпляров. Для примера: самые крупные прижизненные тиражи Пушкина не превышали 1 200 экземпляров, да и то плохо расходились и лежали в лавках годами.

При этом «дедушка Крылов» слыл одним из самых известных петербургских чудаков. Все знали, что он обожает музыку и сам любит играть на скрипке, и если Крылова нет на службе (по распоряжению Александра Первого баснописца назначили в Императорскую Публичную библиотеку), то он скорее всего на Сенной слушает уличных музыкантов. Нередко музыка производила такое действие на поэта, что он разражался рыданиями, и его под руки уводили домой… Рассказывали, как Крылов, когда ему было уже за 60, на спор за три дня выучил древнегреческий язык. Рассказывали о его любви к купаниям – аж до самого ноября, когда уже приходилось разбивать лед.

Но больше всего анекдотов ходило об обжорстве Крылова, его пристрастии к пирам, званым обедам и вкусной еде. Все блаженство жизни Крылова, который жил без семьи и не имел детей, заключалось в еде. На званых обедах он обычно съедал блюдо расстегаев, три-четыре тарелки ухи, несколько отбивных, жареную индейку и кое-что «по мелочи». Приехав домой, заедал все это миской кислой капусты и черным хлебом. Есть даже легенда, что умер он после очередного обеда от заворота кишок. На самом деле Иван Андреевич скончался от воспаления легких, возвращаясь после очередного купания. В 1855 году на собранные среди его читателей деньги по проекту скульптора Петра Клодта в Петербурге поставили памятник «дедушке Крылову». Это был первый в истории России памятник писателю!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру