Автор модной пьесы для тверского театра сравнила драматурга с лососем

20.03.2019 в 17:06, просмотров: 805

Автор модной пьесы для тверского театра сравнила драматурга с лососем

Тверь попала в сценический мейнстрим. С 12 по 14 апреля в столице Верхневолжья пройдет театральный фестиваль «Играем вместе». Это второй эпизод проекта, а первый состоялся в прошлом году на родине русского театра в Ярославле.

Трехдневное действо включает в себя просветительские мастер-классы ведущих представителей российского театра и читки современных пьес артистами региональных театров. Произведение для стержневого спектакля фестиваля коллегиально выбирала рабочая группа проекта и художественное руководство Тверского ТЮЗа из появившихся за последние два года произведений современных российских драматургов.

Выбор пал на пьесу столичного автора Марины Крапивиной «Тайм-аут» (лауреат конкурса современной драматургии «Кульминация-2018»). Премьера состоится 14 апреля на сцене Тверского ТЮЗа. Это «цинично-лирическая история о нескольких днях из жизни социального работника Люды и ее дочери, клиентов, мужчин мечты и всего, что ее окружает».

Пьесы Крапивиной переводились на английский и польский языки. Марина – финалист драматургических конкурсов и театральных фестивалей. По ее сценарию снят документальный фильм «Слово на ладони». «МК в Твери» задал популярному драматургу несколько вопросов.

- Марина, ваша пьеса «Тайм-аут» обозначена как современная. А современная пьеса - это какая? Сочиненная современным автором и непременно про современников? Можно ли назвать современными пьесы Чехова, Вампилова?

- Чехов и Вампилов – уже классики, и это мертвые авторы. Современная пьеса - в первую очередь пьеса живого автора. Но это не единственное условие. Вот во времена Чехова самым популярным и успешным автором был Игнатий Потапенко. А у Чехова пьеса «Чайка» провалилась в Александринке. Однако сейчас Потапенко могут вспомнить только как современника Чехова, и то в основном историки театра. Мне, например, интересно заниматься современной драматургией как частью современного искусства. Насколько у меня это получается, не мне судить. Сейчас много талантливых современных авторов, но кто из них Потапенко, а кто Чехов или Вампилов, рассудит время.

- Важной задачей фестиваля обозначено привлечение новой зрительской аудитории, открытие мира театра молодежи, которая погрязла в интернетах и носа не кажет на улицу, в офф-лайн. А нужна ли сегодняшняя молодежь театру? Может, поискать более благодарного и более зрелого зрителя, воспитанного в доинтернетовскую эпоху? И, наоборот, что ценного для себя сможет найти молодежь в архаичном искусстве театра? Ведь все эмоции и переживания актеров на сцене вполне может заменить язык смайликов на экране.

- Интернет и гаджеты – это только технологии и носители, а страсти и конфликты, вечные темы и вызовы времени все те же. Молодежь, как и в доинтернетовскую эпоху, любит, страдает, ищет реализации. Современная Татьяна Ларина пишет те же письма Онегину, только в мессенджере, а Дон Жуан соблазняет очередную Донну Анну, но только в соцсетях. Смайлики и эмодзи – это просто новая сигнальная система, новый язык, а эмоции те же. У театра есть широкие возможности обращаться к разной аудитории, все зависит от цели авторов спектакля.

- Поговорим о вас. Не сказать, что вы из ранних авторов. До поры копили в себе эмоции и знания?

- До определенного момента у меня не было потребности высказываться. А когда она появилась, меня занесло в Театр.док и на фестиваль «Любимовка». И вот там я поняла: это то место, это мое.

- Почему именно драматургия? Вам нравится заставлять персонажей на сцене плясать под свою дуду – влюбляться, стреляться?

- Знаете, я сама не понимаю, как я стала драматургом. Как-то одно написалось, потом другое. Но пока мне нравится этим заниматься. И у меня нет цели «заставлять плясать персонажей под свою дуду», как вы выразились. Главное, чтобы они оживали и сами начинали жить своей жизнью. А вот писать романы – не мое, у меня терпения не хватит, я спринтер, а не марафонец.

- Поделитесь секретом составления интересных диалогов. Надо твердой авторской рукой вести собеседников к нужному финалу или лучше отпустить персонажей самовыражаться сообразно их характерам?

- Живые диалоги – это половина успеха. Хорошо, чтобы и структура была крепкой, но если язык мертвый, искусственный, то и персонажи будут ходульными, двумерными. Чтобы они заговорили сами, автору нужно прислушиваться к жизни, общаться с разными людьми, а не вариться в узком кругу себе подобных.

- Как вы считаете, какой мир вам удалось нарисовать в «Тайм-ауте»: безнадежный? комичный? обыденный?

- Мне кажется, вы тремя словами описали этот мир, мир постсоветского социального студня: безнадежного, бытового и комичного. Сейчас гротеск изобретать не надо и специальные шутки сочинять тоже, надо просто присмотреться к действительности, к рутине серых дней. Но еще я бы добавила, что пьеса – про иллюзию, за которую люди всегда цепляются как за соломинку.

- Откуда берете сюжеты? Бывают ли мистические озарения или вроде того?

- Я от мистики далека. Жизнь сейчас просто кишит сюжетами, достаточно бегло почитать заголовки новостей или послушать, что люди в автобусе или электричке рассказывают. Я много занималась документальным театром и кино, брала глубинные интервью у самых разных людей. Это помогает.

- Пьеса должна обличать и бичевать, призывать и воодушевлять или просто констатировать социальные явления?

- Еще скажите – воспитывать. Думаю, пьеса ничего не должна, как и автор пьесы. Это же все-таки не плакат, не проповедь и не реклама. Вот там есть четкая агитационно-пропагандистская или коммерческая задача. А мне, как автору, просто интересно высказываться на разные темы, о том, что меня волнует или удивляет.

- У всякого порядочного творческого человека должны быть завистники и недоброжелатели. Мстите ли вы литературными способами скелетам в своем шкафу?

- Знаете, среди драматургов очень редко можно встретить завистников и недоброжелателей. Я таких не встречала. Мы, драматурги, всегда рады успехам коллег. А скелеты в шкафу если и есть, то для этого творчество и существует – чтобы их туда направить, в дело. Творчество – это хорошая терапия.

- На вашей страничке в соцсети заметил цитаты из поэта Д.А. Пригова. Это объект чистого беспримесного обожания или, может быть, источник для творческого заимствования, подражания?

- А что, есть примесное обожание? Не сотвори себе кумира – одна из заповедей. Зачем кого-то обожать и кому-то подражать? Подражают эпигоны. Я к этому не стремлюсь, но хороший текст, конечно, может на меня оказать влияние. Это нормально. И я не только Дмитрия Александровича люблю, но и многих, многих, многих других: поэтов, писателей, драматургов, кино- и театральных режиссеров, художников – современников и классиков. И не сосчитаешь.

- Вы по гороскопу Рыба, плывущая по течению или против?

- В изображении знака зодиака рыб две, и плывут они в разные стороны: по течению и против. Но когда у лосося нерест, эта рыба однозначно плывет против течения, наверное, потому что ее ведет драйв.