Кирилл ТЕРР: «Андеграунд – это честный подход к творчеству»

Лидер группы «Ноvая Аvстралия» о музыке, временах и публике

Лидер группы «Ноvая Аvстралия» о музыке, временах и публике
фото: Кристина Белякова

В День космонавтики в Твери состоялся концерт необычного музыкального коллектива – местом его нынешней «прописки» является французская столица, но возник он еще в далекие восьмидесятые на волжских берегах. В этом году «Ноvая Аvстралия», выступавшая в свое время на одной сцене с «Зоопарком», Жанной Агузаровой и «Ва-Банком», а также дружившая с поэтом-авангардистом Алексеем Хвостенко, отмечает свое тридцатилетие, и выступление в нашем городе стало частью юбилейного тура.

«МК в Твери» удалось встретиться с лидером группы Кириллом Терром и пообщаться с ним накануне концерта. Разговор в итоге растянулся на несколько часов – наш собеседник с удовольствием поделился своими воспоминаниями и планами на будущее. Как это всегда бывает у людей творческих, затронутые темы быстро вышли за пределы изначальных планов, и чтобы вместить все, о чем мы говорили, понадобится не одна газетная полоса.

Наиболее интересные моменты интервью мы публикуем на страницах «МК в Твери».

- Кирилл, первый вопрос будет немного предсказуем: как образовалась группа и откуда возникло такое необычное название?

- Группу мы создали с моим другом Василием Сидельниковым в 1989 году. Тогда я уже проживал в Твери, вернее, на тот момент в Калинине. Мы долго не могли выбрать название, сидели целую ночь, а потом я вспомнил, как в детстве слушал рассказы своего дяди об Австралии. Тогда я представлял ее сказочной страной, страной мечты, и в итоге именно так мы назвали свою группу. Впоследствии она стала «Ноvой Аvстралией», это произошло уже в Париже в 2005 году. Написание через букву «V», кстати, возникло сразу же.

- Когда вы записали свой первый альбом и когда начали, как принято говорить, активную концертную деятельность?

- Первый альбом был записан как раз-таки на заре развития коллектива. Он еще, конечно, был в чем-то несовершенным, но каким-то образом попал во все музыкальные ларьки города, а оттуда – в область. И когда мы приезжали, например, в Торжок или в Удомлю, на нас уже собирались по две тысячи человек. К тому моменту мы уже побывали на радио «Юность», о нас написали «Студенческий меридиан» и «Собеседник». А потом я переехал в Питер, где мы сняли первый клип под названием «Природа обвисших проводов», который был показан в телепрограмме «Топ-Секрет». Нас еще тогда пригласили сыграть с Жанной Агузаровой и «Зоопарком» в тверском Дворце спорта. То время было очень насыщенным, самый настоящий расцвет русского рока. А к концу существования СССР я уехал в Италию, и уже оттуда мой творческий путь привел меня во Францию, в Париж.

- Вы затронули очень сложную тему с русским роком. Если восьмидесятые считать расцветом, то что было потом?

- С моим другом и наставником Алексеем Хвостенко мы очень много говорили на эту тему. И он провел интересную параллель. Фестиваль «Вудсток», прошедший в 1969 году в США, стал неким переломным моментом, после которого рок от творческого протеста, свободы выражения постепенно начал переходить к коммерциализации. А потом и у нас в стране спустя 20 лет произошло нечто подобное – после Московского международного фестиваля мира, который еще называют «Русским Вудстоком». Произошел некий слом, после которого рок-музыка начала коммерциализироваться. Это действительно очень сложная, но очень увлекательная тема, на которую можно очень долго рассуждать.

- Чьим творчеством вы вдохновляетесь или хотя бы можете отметить его как интересное, прежде всего, для себя?

- Если брать нашу великую классическую поэзию, то имен можно назвать очень много. Говоря о более близком к нашему времени творчестве, я бы выделил стихи Иосифа Бродского, Арсения Тарковского и Алексея Хвостенко. Еще, несомненно, я бы добавил в этот список Анри Волохонского.

- Для кого поете и играете вы сами? Кто является целевой аудиторией группы «Ноvая Аvстралия»?

- Я бы сказал, что это думающая публика любого возраста, без конкретной привязки. Все-таки нашу музыку можно условно назвать рок-н-роллом, но она вдобавок вмещает в себя элементы французского шансона – в духе Шарля Азнавура. И наша аудитория, пожалуй, представлена теми людьми, которые любят открывать для себя что-то новое. И еще, наверное, она близка к театрально-киношной публике, которой свойственно комплексное восприятие, ведь и мы пытаемся донести свое творчество не только с помощью музыки, но и разных видов пластических искусств. Так, например, мы можем объединяться с театрами – такой опыт у нас уже есть, когда во время турне мы выступаем сразу после спектакля.

- Публика в России и во Франции чем-то отличается?

- Да, конечно. И главное отличие русской публики, даже той, которая живет в Париже, заключается в подходе «знаю – не знаю». Что это значит: наши люди привыкли ходить на концерты известных музыкантов. Мол, если я о нем знаю, слышал его песни, то с высокой долей вероятности я на него пойду. А вот неизвестный исполнитель – это уже не то, на что хочется тратить время. Европейская и, в частности, та же французская публика, смотрит на все это с полностью противоположной точки зрения. Им, напротив, интересно открывать для себя что-то новое. Здесь логика такая: о, этого я еще не слышал, надо сходить. Я считаю, что этот подход как раз и есть самый правильный – нужно обогащать себя, развиваться, пробовать что-то необычное. Французам интересней ожидание неизведанного, они с большим удовольствием идут на концерты той музыки, о которой до этого момента могли просто ничего не знать.

Но что интересно, в семидесятые-восьмидесятые годы у нас было то же самое – на те же отечественные рок-группы народ шел валом. Людям было любопытно, они специально искали возможность открыть что-то для себя. Я помню, как переписывались кассеты, когда появлялось что-то неизвестное, новое. Сегодня же из-за коммерциализации искусства подход нашей публики изменился. А вот французы это творческое любопытство в себе сохранили.

И в то же самое время наша, российская, театральная публика более гибкая – и как раз любители театра чаще идут на неизвестных исполнителей. Еще стоит отметить, что такой же подход часто встречается в Питере. Это вообще, кстати, довольно свободный город в плане искусства, там люди проще относятся к выбору, куда пойти.

- Ваша музыка звучит еще где-либо, кроме концертов? Например, в фильмах?

- Наш издатель отсылал мелодии продюсерам какого-то сериала, не могу, к сожалению, назвать, какого именно. И те ответили, что наша музыка для него слишком сложна. А вот в документальном кино она, скорее всего, прозвучит. Режиссер-документалист Екатерина Карманова хочет снять ленту о русской культуре во Франции, а в качестве музыкального сопровождения там планируется использовать наши треки.

Есть у нас еще один проект, уже художественный – совместно с Павлом Дроздовым. Мы написали рок-н-ролльный сценарий, так сказать, по мотивам памяти, как раз о музыкальной группе, созданной в Твери и переехавшей затем в Питер. Фильм называется «Парадокс», в нем даже согласился сняться Пьер Ришар. Однако пока, к сожалению, движения почти нет – у нас сменилось уже пять продюсеров, но ни один из них всерьез проектом не занимался. Мы, конечно, очень хотим, чтобы его довели до логического завершения, потому что фильм о Твери действительно нужен. Заметьте, не снятый в Твери, этого и так достаточно, а прежде всего именно о самом нашем городе.

- Что такое, на ваш взгляд, андеграунд?

- Во времена СССР к андеграунду уже мог себя причислить тот, кто использовал грязный звук блюзовой гитары и не пел тщательно выверенные идеологические песни. Теперь же андеграунд – это не какая-то форма, это принцип творчества, сам подход к тому, что ты делаешь. Ты можешь создавать поп-музыку, но быть при этом в андеграунде, а можешь играть тяжелый металл и попадать в модные чарты. Вопрос, повторюсь, в подходе, в том, насколько творчество пропитано коммерцией.

Конечно же, я не говорю о том, что нельзя творчеством зарабатывать деньги. Мир материален, и без финансов на чистом энтузиазме далеко не уедешь. Но когда ты честно подходишь к своей работе, неважно, музыка это или кино, это уже совсем другая история. В любом случае важно соблюдать баланс и помнить, что есть поп-музыка, а есть попса.

- Как вы считаете, вернется ли «золотой век», когда образцом поп-музыки была ABBA, а рок-музыки – Beatles и Rolling Stones?

- Мне кажется, все хорошее, что было и у нас, и на Западе, еще обязательно вернется. Все в мире циклично, запрос на качество периодически появляется в разных сферах нашей жизни, и искусство здесь не исключение.

- Кирилл, спасибо за интересную беседу и удачи вам во всех творческих начинаниях!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру